Подвиг любви

  Сегодня день памяти новомучеников земли русской

Кто еще не знает про эту короткую жизнь,  не пожалеет о затраченном  на чтение времени.

В 1918 году небывалые гонения обрушились на Русскую Православную Церковь.  Священников, монахов, просто верующих людей расстреливали и бросали в тюрьмы. А в 1920-ом  году 16-летняя девочка Таня, вчерашняя гимназистка, любимая внучка томского священника отца Антонина, приняла  решение.

…Зачем наше имя потомкам хранить?
Мы малое дело возьмем,
Которое сердце бы стало любить,
И честно всю жизнь проживем.

               
Жители Томска часто могли видеть у тюремных ворот скромную большеглазую девушку с тяжелыми свертками. Татьяна приносила передачи узникам.  Милосердие к незнакомым людям вызвало недовольство чекистских органов. Юную христианку захотели устрашить. Первое ее заключение длилось 4 месяца. Но тюрьма не сломала, а укрепила силы мученицы. Ведь и Самого Христа заключали в темницу.
Выйдя на свободу, Татьяна продолжает заповеданное Евангелием дело милосердия. Скольких людей утешили и поддержали  согретые ее душевным теплом узелки с чаем и сухарями! Пока Татьяна собирала продукты и деньги, в ОГПУ  собирали  материалы для нового «дела»:
«Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы...»

Татьяну вновь арестовывают и как «вдохновительницу тихоновского движения в губернии» отправляют в ссылку.
Выкраивая минутки, она пишет в ученической тетрадке стихи.
               
Пускай в далекой стороне
Страданье ожидает,
Пускай душа горит во мне,
Тоскует, вспоминает.
Мне в прошлом не в чем упрекнуть
Себя – вперед же смело!
В благословенный Богом путь
За дорогое дело…

  Зато чиста со мной идет
Подруга дорогая,
Среди нужды, среди забот,
Любовно помогая.
 Она мне радость сохранит,
Уныние отгонит.
И обопрусь, как о гранит,
Когда душа застонет.
 Мне совесть чистая вдали
Скорбь радостью заменит.
Пускай далеко увезли -
Подруга не изменит

В ссылке Татьяна оказалась оказалась среди родных по духу людей. Здесь, в Зырянском крае,  на высоком берегу Вычегды отбывали  ссылку десятки священнослужителей, были среди них и архиереи. Нам  трудно даже представить: ведь это было сообщество святых людей – исповедников и мучеников Христовых! Общие невзгоды, общие молитвы… Возможно, именно здесь зародилась у Татьяны мысль принять монашество. (Есть предположения, что к моменту мученической кончины она была в тайном постриге). Несколько лет после ссылки Татьяна живет в Москве,  поет на клиросе в храме Николы в Пыжах. И одновременно продолжает отправлять посылки и передачи осужденным. Со многими она теперь знакома! И поддерживает не только продуктами, но и добрыми словами писем. Многие называют Татьяну Филаретом Милостивым, не догадываясь, что именно в день памяти этого святого она родилась. Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, – был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию – своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас – Божий дар. Вы – по милости Божией – поняли, что высшее счастье здесь – это любить людей и помогать им. И Вы, слабенькая, бедненькая – с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: «Сила Моя в немощи совершается».




Я любви Твоей не стою
И завета не храню,
Только всей моей душою
На кресте Тебя люблю..

В день, когда она писала это письмо (к архиепископу Аверкию) Татьяну снова арестовали. В присутствии работников НКВД она спокойно пишет записку подруге:
«Ольга, родная, прости! Прибери все...» –
далее следует ряд просьб закончить необходимые дела. И конец записки:
 «Ну, всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, – опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».
Это был еще не последний арест. Ее подвиг, ее служение будут продолжаться до 1937 года. До кончины.
Чекисты усердствовали в собирании доказательств ее контрреволюционной деятельности. Из сослуживцев вытягивали  «нужные» факты. Врач больницы, в которой она работала, показал: «Мне известно, что Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никакого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы...»
Медсестра рассказала о следующих «злодеяниях» подсудимой: «Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжелобольного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила... На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно»... Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: «С Господом Богом». И неоднократно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты».
Из протоколов:
Следователь: Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за время служения в Константиновской больнице?  Татьяна: Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок», я предпочитаю поскромнее одеваться, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них.
Следователь: Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа?
 Татьяна: Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религии я не скрывала...

Татьяна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой, там, где были расстреляны тысячи и тысячи безвинных жертв богоборческой советской власти. Ей было 33 года.
Прославлена как мученица Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
* * *

                Ложь, клевета благодарностью будут
Мне за любовь, за труды.
Пусть меня каждый и все позабудут, –
Помни всегда только Ты.
Вечную память мне дай, умоляю,
Память Твою, мой Христос.
С радостью светлой мой путь продвигаю,
Муку мою кто унес?
Кто всю тоску, что мне сердце изъела,
Счастьем, любовью сменил,
Труд мой посильный в великое дело,
Благостно в подвиг вменил?
……………………………………
Молодость, юность – в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую, будет дана.
                1932 г.


Сколько читаю, столько плачу. Мне бы хоть каплю такой любви.


Рецензии
Земной поклон Вам! Кровь мучеников - семя праведных. Память о подвиге укрепляет веру. Милостей Божиих Вам.

Людмила Либерцева   09.11.2019 13:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.