Пикассо, Афина, Зевс или Встреча с прекрасным
Светлана Егоровна пересчитали ребят по головам, и построившись парами, 3 «Б» класс отправился в Пушкинский музей на Волхонке. По дороге мальчишки толкались и дразнили друг друга. Девочки о чём-то таинственно шептались и хихикали.
У входа в музей ребят встретила экскурсовод – строгая тётя с высоким пучком и волосатой родинкой на щеке. В руках она держала указку, по виду очень похожую на волшебную палочку.
— Доброе утро, дети! Меня зовут Анна Леонидовна. Тема нашей сегодняшней встречи – скульптура как вид искусства. Если останется время, посмотрим Пикассо!
— А нельзя сначала Пикассо? — вежливо спросил Ваня Прохоров. — Интересно, как вы с этой программой работаете.
Анна Леонидовна удивлённо посмотрела на Светлану Егоровну:
— Вы что, их не подготовили? Они знают, куда пришли?
— Нет. Да, — растерялась учительница.
Анна Леонидовна тяжело вздохнула.
— Каждый раз одно и то же! Пабло Пикассо, мой мальчик, это выдающийся французский художник испанского происхождения. В честь него назвали фоторедакторскую программу, о которой ты сейчас говоришь, а я говорю о его картинах и эскизах. Понятно?
Ваня Прохоров втянул шею.
Анна Леонидовна повернулась к ребятам спиной и по ковру высокой лестницы повела их на второй этаж.
— Друзья мои! Мы находимся с вами в так называемом Итальянском дворике, и я хочу показать вам гордость нашего музея – слепок со статуи работы Микеланджело – Давида. Высота фигуры более пяти метров. Мастер рубил её из белого мрамора более двух лет.
Девочки захихикал, а Лиза Курцева, тихоня-отличница, поправила очки, присмотрелась и, краснея, спросила:
— Извините, он голый?!
Смех ребят подхватило музейное эхо, но тётеньке-экскурсоводу это ужасно не понравилось. Она недовольно посмотрела на Светлану Егоровну:
— Вот видите! Это всё потому, что вы их не подготовили!
И уже глядя на ребят, строго сказала:
— Давид готовится победить Голиафа. Огромного филистимлянского воина! А кто такой победитель? Победитель – это лучший из лучших. Он – сверхчеловек! Полубог! И смотреть на его обнажённое тело было не стыдно ни тогда, ни сейчас, потому что оно совершенно по своей красоте. Понятно?
Ребята кивнули в ответ, и Анна Леонидовна подвела их к еще одной скульптуре:
— Это тоже Давид. Заметьте! В нём уже нет той напряжённости, которую мы видели с вами перед его боем с Голиафом. Давид победил своего врага! Левой ногой он попирает отрубленную голову Голиафа! Эту небольшую полутораметровую статуэтку из бронзы сделал Донателло.
Толкнув Петьку в бок, Димка Сидорчук восхищённо воскликнул:
— Ты слышал? Во дают!
Анна Леонидовна внимательно посмотрела на Димку:
— Это ты о ком?
— О Микеланджело и Донателло!
— Так вы их знаете? — оживилась экскурсовод.
— Кто их не знает! — подал голос Валерка Харитонов. — Это – черепашки-ниндзя! У Микеланджело оранжевая маска, а у Донателло – фиолетовая!
— Черепашки-ниндзя? — поморщилась Анна Леонидовна. — Надо же! Назвали каких-то черепашек именами великих итальянских скульпторов эпохи Возрождения! Да будет вам известно, что Донателло и Микеланджело жили и творили пятьсот лет назад! И эти статуи, эти шедевры, создавали они, а не какие-то там черепашки-ниндзя! Понятно?
Мальчишки пожали плечами, а Анна Леонидовна с возмущённым выражением лица повела группу в Античный зал.
— Античный зал! — торжественно сказала она. — Перед вами слепки с древнегреческих и римских скульптур, которым более двух тысяч лет. В первую очередь я хочу обратить ваше внимание вот на эту статую.
И Анна Леонидовна показала на лохматого дядьку высотой с двухэтажный дом. Он сидел замотанный в полотенце и без обуви.
— Это тролль после бани? — вежливо спросил Ваня Прохоров. — Сам ты тролль! Великан! — парировал Вовка Огурцов. — Так и тролли тоже огромного роста! — не сдавался Ваня.
— Стоп! — остановила их Анна Леонидовна. — Перед вами верховное божество древних греков – Зевс, — выделяя каждое слово, сказала она. — Конечно, оригинал этой скульптуры выглядел немного иначе. Лицо Зевса покрывали пластины из слоновой кости, а волосы были из золота.
— Ах, вот кто это! — сузив глаза, перебила её Лида Галочкина. — А я всё смотрю: он или не он? Пластины из слоновой кости! Да он изменил своей жене и проглотил беременную любовницу, и когда его замучили головные боли, попросил Гефеста расколоть ему череп, и оттуда с воинским кличем выскочила его дочь Афина.
— Какой ужас! — зажала ладонью рот Маша Сопина.
— А что пластические хирурги и в то время были? — с недоверием спросила Катя Потапова.
Анна Леонидовна раздула ноздри и зло зыркнула на Светлану Егоровну.
— Вы что, первый раз в музее?
— Нет… я нет, — покраснела Светлана Егоровна.
И тут Рита и Роза Громовы в один голос как закричат:
— Смотрите, смотрите, тут девушка без рук и носа! Это памятник инвалидке, да?
Анна Леонидовна мысленно досчитала до десяти и на выдохе произнесла:
— Это скульптура богини красоты Афродиты Милосской!
— Богини красоты?! — растерялись девочки. — Ну у греков и вкус! Толи дело удалить рёбра, чтобы талия тоньше была, а чего хорошего, когда без рук?
Анна Леонидовна взорвалась:
— Этой статуи более двух тысячи лет! Понимаете? Неужели все ваши куклы сохранились как новые?
Близнецы переглянулись, а экскурсовод показала на юношу без головы и с вызовом сказала:
— Аполлон. Бог гармонии и музыки.
— А за что его казнили? — сочувственно спросила Маша Сопина.
— Не ту ноту взял! — сумничал Валерка Харитонов.
По лицу Анны Леонидовны скользнула тень. Желая быстрее закончить экскурсию, она ткнула указкой в туловище без рук и ног:
— Посейдон – бог морей и океанов!
— Он что под гребной винт попал? Или его акулы слопали? — поинтересовался Вовка Огруцов.
— Ребята, да тут таких полно! — взвизгнула Маша Сопина.
— Каких таких? — с трудом сдерживала гнев Анна Леонидовна.
— Искалеченных, — почти шёпотом ответила Маша.
Анна Леонидовна обвела взглядом Античный зал, и к ней впервые пришло ощущение, что она и впрямь находится на поле битвы. Всюду лежали обрубки торсов. Куски ног и рук. Рядом одиноко торчали чьи-то головы.
Владька Макаров остановился у одной из них и прочитал на табличке.
— Аполлон Бельведерский.
Догадка пронзила его, словно стрела богини охоты Артемиды.
— Я понял! Это – игра такая, как тот квест в Музее Космонавтики! Смотрите, вот голова Аполлона! Значит, где-то есть руки Афродиты и ноги Посейдона!
И не успела Светлана Егоровна слова сказать, как мальчишки и девчонки бросились врассыпную на поиски.
Буквально через минуту сработали все сигнализации музея. Смотрители и охранники ловили детей по залам и сдавали их Светлане Егоровне.
— Думаю, что Пикассо вашему классу пока лучше не показывать, — улыбаясь, сказала Анна Леонидовна. — Сами знаете, какая у него абстрактная живопись, а у ваших детей такое богатое воображение! Последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Вы согласны?
— Да, да, конечно. Спасибо.
Светлана Егоровна быстро посчитала ребят по головам и повела их обратно в школу. По дороге мальчишки толкались и дразнили друг друга. Девочки о чём-то таинственно шептались и хихикали. И только Владька Макаров недовольно подумал:
«И зачем люди в музеи ходят, где всё сломано, а починить не дают?»
Свидетельство о публикации №212042900088