Выдуманная история из жизни Паганини

"Моему другу Константину..."
Расскажу вам одну необыкновенную историю. Хотите, верьте- хотите, нет.
Все вы, наверное, слышали о великом итальянском скрипаче Никколо Паганини. Какую он сочинял музыку – волшебную! И многие люди завидовали таланту скрипача, пытались его предать забвению, как - нибудь унизить…
     Поэтому кто-то на концертах Паганини подпиливал струны, чтобы он не мог сыграть свое произведение, например на одной струне. Но, обладая смекалкой, импровизацией и музыкальным слухом, он выходил на сцену и играл это произведение на одной струне.
    Так вот однажды Паганини был приглашен выступать в оперном театре Ла-Скала -
самом известном здании оперы и театра в Европе. Выступал не для кого-то там, а для короля и королевы Италии: это была высокая честь для Паганини. И как раз к этому событию он закончил концерт для скрипки с оркестром на одной струне «соль».
    Итак, театр Ла-Скала был уже заполнен. Все билеты были проданы, ведь выступал маэстро Никколо Паганини. Вот уже восседали в королевское ложе король с королевой.
    Скрипач, стоявший за кулисами, слушал, как кто-то в партере говорил о Паганини:
- Паганини гений!
-И в чем же он гений?! Правду все говорят, что он продал душу дьяволу. И скрипка его заколдованная. И сам он как черт: бледный, горбатый, одна рука длиннее другой…
- Да ну тебя к черту, Клаус!
- Вот-вот, к черту!
    Но не только Паганини был удивлен этим разговором. На другой стороне кулисы стоял Людвиг Шпор - немецкий скрипач, друг и ученик Паганини, не менее известный чем маэстро.
    Услышав этот разговор, Шпора настигла страшная зависть. Он подумал, что если Паганини уже смог переплюнуть все скрипачей, то ему нет места на сцене. «Ну уж если он такой виртуоз, что может играть на одной струне, то пусть попробует сыграть ни на одной!» - подумал Шпор, зайдя в гримерную где лежала скрипка Паганини. Он взял в руки скрипку, и, тихо прошептав: «Cannone …», он ножом распилил струну «соль» и лихорадочно удалился из комнаты.
    Естественно, никто не увидел этого злодеяния.
    Зал был взволнован: где же маэстро? Конферансье театра позвал скрипача:
- Господин Никколо,- сказал конферансье - вас ждут!
- Спасибо,- ответил Паганини – только вот…Где моя скрипка?
- Она в гримерной, - ответил Шмидт, помощник Паганини.
    И Паганини пошел в гримерную.
    Представьте себе лицо скрипача, когда он открыл двери гримерной и увидел свою скрипку без струны!..
- КТО РАСПИЛИЛ МОЮ СТРУНУ!? – кричал Паганини в руках скрипку и смычок.
-Успокойтесь, господин Никколо,- отвечал конферансье – наверное, опять кто-то вам вредит.
- Вспомните, как вам распилили струны кроме одной?
- Конечно помню, - успокоился скрипач – только вот  у меня сейчас ни одной струны! Даже запасной нету!
- Боже, что же делать! – Испугался конферансье - там полный зал, сам король с королевой…
- Нам поможет только чудо – сказал Шмидт.
    На самом деле такой паники не было, но как вы сами знаете во всех сказочных историях должно быть напряжение и волнение…
    Паганини был в безвыходном положении. Он не знал, что делать. Ведь весь зал ждет, когда же выйдет на сцену маэстро.
    В отчаянии скрипач схватился за голову и выдернул до корней пучок волос.
    Когда Паганини увидел в своих руках пучок этих длинных, толстых, черных волос, то он подпрыгнул от радости. В его голове зажглась искра идеи.
- Юлиус, - позвал маэстро Шмидта – принесите мне столярный клей! Мне кажется, я нашел выход из этого положения. Бредовая идея, но все же…
    Когда его помощник принес раствор клея, то Паганини взял тот пучок волос, который он вырвал из своей гениальной, а может и безумной головы. Потом он аккуратно скрутил из волос веревку и концы склеил клеем, чтобы она не развязалась. Получилась длинная, прочная как струна нить.
- Господин Никколо,- проговорил конферансье - а вы уверенны, что это поможет?
-Думаю, что получится. - Сказал Паганини, натягивая «струну» на скрипку, - скажите залу, что я немного задержусь, пока я настраиваю скрипку.
    Конферансье от испуга перекрестился.
- НЕ СМЕЙТЕ! - Яростно крикнул Паганини.
    Бедный конферансье взял платок и, вытирая холодный пот со своего лица, побежал на сцену.
    Король, который сидел в ложе занервничал:
- Почему так долго не выходит?
    Сказав это, на сцену вышел конферансье, весь бледный от крика маэстро:
- Уважаемые дамы и господа! Простите за задержку но видите ли… Произошел маленький инцидент…Который в данный момент исчерпывается…
-Друг мой, - крикнул Паганини за кулисы - перестаньте нервничать и говорить ерунду!
   В руках он держал скрипку с фальшивой струной «соль».
- Дамы и господа! Ваше величество и Ваше высочество! Маэстро Никколо Паганини!
- Удачи вам, господин Никколо. - Сказал Шмидт.
- Спасибо Юлиус, - сказал Паганини - я надеюсь, что впредь мы будем брать запасные струны.
    Помощник улыбнулся. Скрипач, глубоко вздохнув широкими шагами, вышел на сцену. Зазвучали громкие аплодисменты. Он низко поклонился. Когда наступила тишина в зале, скрипач дал знак дирижеру. Дирижер поднял руку и оркестр приготовился. Паганини взял скрипку мастера Гварнери дель Джезу со струной «соль», и, взмахнув смычком, заиграл…
    Звук у скрипки оказался немного не таким, как хотел Паганини, и он немного импровизировал. Какая музыка звучала… Зрители наслаждались мелодией, только сам маэстро нервничал, старался играть безупречно.
- Дьявол! Ей богу, дьявол! Только безумец может играть на струне из волос! – заволновался конферансье.
- Что вы действительно ерунду говорите? – сказал Шмидт – помяните мое слово: не будет такого человека как он…
    Исполнив последний пассаж, зал взорвался громкими аплодисментами. Паганини был рад этому, но еще он был рад тому, когда ему на сцену какая-то девушка вручила ему букет роз.
    Но что-то я совсем забыл о том, из-за кого произошел инцидент. А наш Людвиг Шпор, услышав сам концерт и после него громкие овации, то он разрыдался от стыда и раскаяния: «Нет! Он не продал душу дьяволу, у него этот дар от Бога!»
    Когда Паганини зашел за кулису с букетом роз, то к нему подбежал Шпор. Со слезами на лице он признался в своем злодеянии и раскаялся в своем проступке, упав на колени. Скрипач поднял его и обнял:
- Не расстраивайся, дружище, я на тебя зла не держу…Главное, ты мне помог осознать, что мои волосы очень полезны, если их не стричь.
    Тогда они засмеялись и пожали друг другу руки. Паганини предложил Шпору отметить этот день в ресторане.
   «Существует легенда, когда Паганини сидел в тюрьме, то один монах, его старый друг, принес ему в камеру его скрипку. К несчастью, в поездке у скрипки порвались струны.
- Как же ты, Никколо, будешь играть на одной струне?- Спросил его монах.
- Просто, - ответил Паганини – давно мечтал поиграть на одной струне…
- А разве можно играть на одной струне?- перебил монах.
- Играть можно и без струн. - Лукаво ответил скрипач…»
    «Полный вздор! – возмутился бы Шпор – Паганини был гений! И дар был его от Бога! Великий дар…»
    Даже через много лет, когда скрипача не стало, Шпор вспоминал это день, называя его историей создания концерта для скрипки с оркестром на волоске.
               
                2010 г.    


Рецензии