Шутка синей бороды

Святочный рассказ

История эта, не к новогодней полуночи будь рассказана, отдает откровенной чертовщиной. Хотя речь пойдет о делах, вообще-то святых для каждого человека. Особенно для мужчин. Для меня, то есть.
Работаю я бригадиром сварщиков в фирме, что тянет голубому топливу трассу, трубопроводы под природный газ. В последний год особенно ударно трудимся, почти закрыли районное задание. Прихалтуриваем, между нами, и тем, что втихомолку подключаем к трассе домики в отдаленных хуторах. Но это так поблажка для добрых людей. Тут мы переходим дорожку конкурентам из сервисной службы.
Так вот. Тридцать первого декабря к полудню поставили мы заглушку линии у окраины села и совсем уже хотели начать праздничать. Шофер летучки, Коля Корытов, докрасна распалил буржуйку, с рабочего стола весь инструмент убрал. Бутылки, как водится, расставил. Ребята у машины оттирали с рук черноту свежим снегом и перабрасывались шутками Да все в мою сторону. Я нынче с удовольствием принимал любую колкость и с нетерпением ждал вездеходика из конторы. С ним должна была прибыть и особая весть: в роддоме с утра была моя жена Рита, вдруг уже родила?
Откровенно морозило. Деревянный сруб колодца, откуда я вытаскивал ведро со студеной сизой водой, покрылся толстой ледяной шубой. Ботинки скользили и запросто можно было заиграть в темный бездонный зев.
Черт! Я едва не сорвался, распрямившись с ведром. Стояла рядом бабка лет девяноста. В овчинном вывороченном полушубке, подшитых белых валенках и ветхом платке на голове. У колодца и без ведра.
-Помоги, голубок, -проговорила она чистым, впрочем, голосом. Чем же, дескать, помочь, отвечаю, коли у тебя, бабуля, и ведра в руках нет?
-Так ить газ в хате зажечь надо, сынок...
-Ну, это не трудно. Давно подключили-то?
Окзалось - совсем и не провели еще газ к старухиной хате. Какая уж тут помощь? Подошли мои ребята, с гоготком начали пояснять бабке, что не зажигать ей в старом году газа, как не видать своего деда. Старушка постояла, послушала и говорит:
-Деда я в старом году может и впрямь не увижу, деточки мои. Лежит он в районе в больнице. Да мне это и на руку. Он ведь, старый, ни в какую не хочет газовой горелки.. Тут все знают в округе, что он на живом огне колдует. Нету такой хвори, какая его не боялась бы. Люди и деньги везут, и продукты не бедствуем, слава Богу. Да только мне уж не под силу дровишки из леска таскать. Вдруг совсем занедужит старый? Вы уж зажгите v меня газ, деточки...
Что тут будешь делать?
-Командир! — Коля Корытов втер в снег окурок. -У нее ж, наверияка, ни обвязки, ни газового оборудования никакого. Да и Новый год, три выходных на носу.
-Утопия, -поддержали его ребята. Но, как я понимал, при трезвом расчете подключение бабкиной хаты было делом всего пары часов. Воздушка у самой стрехи, трубы у нас есть.
-А в летучке наша походная газовая плитка, -поддержал меня, протирая льдинки очков, классный сварщик Валера Горчаков.
-А в загашнике горелка для печки, -продолжил я сам. -Рискнем, ребята?
Ну, кому это надо под праздник? Хотя  уезжать до появления вездеходика смысла не было. Я не знал, какой он дорогой припожалует, могли разминуться.
Однако ж по стакану подняли, выпроводили бабулю. Потом подъехали к ее хате, вытянули из-
под машины привязанные к раме трубы, растянули шланги газосварки. Пошла плясать губерния!
И тут, всколыхнув снежное облако, рядом погасил свое урчание бело-голубой мотоцикл-снегоход. Сельский глава легко оставил седло, стянул меховую рукавицу, протянул мне руку:
-Привет, бригадир!.. Вы че, ошалели, против воли деда Гордыни газ подключаете? Не знаю, как других, а на тебе он за такое самоуправство точно отыграется.
Я засмеялся:
-Еще спасибо скажет! Кстати, чем уж этот дед так страшен?
Глава спрятал руку в перчатку, заговорил, пританцовывая:
-Он семь бабок пережил. И все как-то непутево кончали. То какую током брызнет, то с лестницы неудачно сорвется, то в колодец обвалится. (Я аж передернул плечами, вспомнив обледеневший сруб). И все после того, как не угодит какая деду Гордыне. Понятно, каждый случай милиция проверяла, но ведь недаром говорят, что дед - колдун. Как с гуся вода с проклятого. Сейчас вот только первый раз на памяти села он сам заболел. Хворь какая-то у него странная — начал волос разным цветом пламенеть, а борода всколотилась синим огнем. Говорит — железа в нем не хватает, вот и отправился к докторам за помощью. А газ он наотрез отказатся подключать!
 Глава оседлал снегоход, повернул ключ:
— Оставили б вы это дело, — уже на ходу крикнул он, но я лишь усмехнулся.
Сказки!
Сваршик Валера по привычке надел маску прямо на очки и брызнул искрами. Бригада трудилась споро и сноровисто. Я лишь ходил покуривая, да с нетерпением ждал вездехода.
И вездеходнк появился уже в сумерках, когда мы до банной истомы натопили горелкой, устроенной в печку, бабкину хату и жарили на нашей плите картошку.
-Пока не родила, — коротко бросил мне приехавший начальник участка, потирая в тепле руки. Но я тут же забыл про начальника, увидев входящего в горницу деда. И не только его тщедушный вид поразил меня, сколько пламенная голубая борода. Оказалось, начальник догнал деда Гордыню на полдороге. Подвез, конечно. «Спасибо» дед Гордыня мне, понятно, не сказал, а лишь погасил все горелки. Бабка, виновница заварушки, окаменела в углу. Ребята, опустив головы, потянулись вон за порог. Старик молча и без всяких ключей выдрал из печки всю газовую спасть. Затянул в хату охапку хвороста. Мелькнул желтый огонек спички, и хворост занялся сразу и дружно. Однако горел он откровенным газовым пламенем, и голубая борода огня насмешливо тряслась в печи, вызывая недоумение и мое, и начальника участка. Дед Гордыня несколько минут сидел у печки, потом, не поднимаясь, повернулся ко мне:
-Я не накажу тебя бедой, — заговорил он, -я сделаю иначе. Да так, что ты меня все равно всю жизнь помнить будешь... молодой папаша.
Последние два слова меня покоробили. Он что, на моем нерадившемся ребенке задумал отыграться?
Я дерзко завозмущался, но начальник потянул меня за рукав к вездеходу. И мы уехали, оставив в углу так и не подавшую признаков жизни старуху.
А потом был новогодний вечер в городе, и я поминутно бегал к телефону: не родила ли? Уже прихмелевший к полуночи, я забыл угрозу Гордыни.
...И вместе с последним ударом курантов грянул, рассыпался по квартире звонок.
-Сын! — заорал я гостям от телефонной тумбочки и подпрыгнул едва не под потолок.
Шампанское стреляло пробками, и пошла гулянка пo поводу рождения нового человека.
Спустя несколько минут, чуть остыв, я набрал помер роддома. «Нужно же, — подначивали меня гости, — вес узнать, о самочувствии матери справиться!»
Оттуда ответил смеющийся сестринский голос:
— Папаша, вы зачем трубку бросили? Я ведь не все сказала. У вас и впрямь сын. Да не один, а сразу три!.. Тройня у вас!
   Вот так да!
Я ошарашено сел на пол. Притихшие гости почуяли неладное:
— Василий Ульянович, у тебя все в порядке?
Кто-то перехватил трубку и через минуту веселье вспыхнуло с утроенной силой.
  Ай да Гордыня! И впрямь, до веку буду помнить его наказание.
...Уж где-то через месяц встретил я того сельского главу. Простил, говорит, дед бабку, жива старая, дровишки таскает. От газа колдун напрочь отказался. Но каким-то чудом вылечился: борода у Гордыни теперь рыжая-рыжая, как обычное хворостяное пламя.

                1991 г.


Рецензии