Апостол фаддей

   Единственный, кто упомянул его и подчеркнул его отличие от другого ученика Христа с таким же именем,- евангелист Иоанн, сказав:"Иуда не Искариот".
   Собственно, Иоанн ( в учениках - Зеведеев), вообще единственный, кто дал хоть какое-то представление о нем, вспомнив о вопросе, который Иуда не Искариот задал Христу. А нередко и один-единственный вопрос, заданный человеком, тоже многое может сказать о нем многое.
   Вопрос, заданный не Иудой Искариотом, которого, по Матфею, звали Леввеем, прозванным Фаддеем, по Марку - просто Фаддеем, а по Луке - Иудой Иаковлевым, мог задать человек, явно склонный  к философским размышлениям и объемному взгляду на жизнь.
   Утверждать это можно с весьма достаточной степенью убежденности, если вникнуть, в какой ситуации и в контексте каких размышлений Христа он был задан.
   Перед близким завершением своего крестного пути Христос произносит перед учениками большую прощальную речь. Он объявляет, что отправляется к Отцу Своему и пытается объяснить им ( в очередной раз!), что это означает, и почему Отец и Сын составляют единое целое.
   Понимая, насколько тяжелым для них будет расставание с Ним, Христос просит и обещает:"Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам". И добавляет:"Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить".
   Но поскольку ученики давно усвоили, что Учение, которое Он проповедует, обращено не только к ним, то почему Он явится лишь им?
   Очевидно, этот вопрос промелькнул у Иуды не Искариота, и он воскликнул:"Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?". И Христос отвечает:"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам:не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам"иду от вас и приду к вам". Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал:"иду к Отцу", ибо Отец Мой более Меня. И вот Я сказал вам о том, прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется".
   Драма была в том, что когда ученики пребывали с Ним, вера их была как будто крепка. Но стоило остаться наедине с собой, как их начинали одолевать сомнения. Вины их в этом не было,- и Он отлично понимал это. Непросто принять то, что не всегда соответствовало тому, чему их учили с детства в семье и синагоге, и в Храме, противостоять нападкам окружающих, и особенно книжников и фарисеев, которые пользовались в народе авторитетом.
  А уж когда Его не стало с ними, они и вовсе растерялись, пока не укреплены были Духом Святым и не почувствовали в себе новые силы и способности. Вере их помогло и то, что вскоре они увидели, что то, о чем предупреждал Учитель, начало сбываться. В частности, о том, что появится  лже-мессии, что будет немало тех, кто будет искажать Учение, оправдывать свои поступки, прикрываясь Его именем.
   "Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещевание - подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
   ... Это- ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконнно); уста их произносят надутые слова:они оказывают лицеприятие для корысти",- это отрывки из Соборного Послания святого апостола Иуды.
   Того ли Иуды - не Искариота? Однозначного ответа нет. Некоторые исследователи полагают, что - да, тот, кто называет себя в начале Послания - "брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом".
   Иакова полагают братом Христа, сыном Алфея, мужа Марии, двоюродной сестры Матери Иисуса. В таком случае и Иуда должен быть "братом"?
   Некоторые исследователи полагают, что сей Иуда, скорее, был сыном Иосифа-плотника, то есть, сводным братом Иисуса. Однако сам Иуда не Искариот себя братом Его не называет Один монах сочинил "убедительную" историю на этот счет. Будто, когда Иосиф умер и его сыновья стали делить имущество отца, Иуда возражал, чтобы часть его досталась и Иисусу. А потом всю жизнь корил себя за это и поэтому не решался называть себя братом Христа.
   Разумеется, эта "история" и подобные ей, рождались из самых лучших побуждений, но к реальным событиям эти фантазии никакого отношения не имеют.
    Вопрос же, заданный Иудой не Искариотом, вполне реален. Слава Богу, что есть над чем размышлять.


Рецензии