От Ромула до наших дней

От Ромула до наших дней
моя первая книжка по всемирной истории

 «Демократия восторжествовала, и теперь быть личностью стало ещё труднее, чем раньше».
Элиот, Томас Стернз
 
выйдя на финишную прямую, я вдруг очутился на стартовом треке: оказывается я тот же пацан, что был без малого полвека тому назад. Порой начинает казаться, что взрослым то я вовсе никогда и не был. Если это действительно так, то я исполнил завет Христов (Матф. 18,1-4). Маленькие люди вызывают во мне сочувствие, если не сострадание: они совершают только первые шаги по полосе препятствий-искушений. Кроме молитвы, хочется помочь им добрым советом. Личный опыт был бы не так убедителен, как проверенный веками пример великих людей, занесенный в анналы истории.
«Дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей». Так несколько пренебрежительно охарактеризовал наш национальный поэт образование своего героя. Боюсь, что у нас нет оснований разделять это пренебрежение. Для людей того круга, которому, принадлежали Пушкин с Онегиным это знание было тривиальным. Что касается нас, в этом отношении, как и во многих других  мы всю жизнь ощущали и до сих пор ощущаем ущербность свою. Изучение общественно-экономических формаций заслонило от нас историю. Юный друг, если предисловие утомило тебя, переходи сразу к первой главе.
Известно что «для детей нужно писать так же хорошо как и для взрослых, только еще лучше». Есть авторы, которым это удавалось, как удалась  «Моя первая книжка по русской истории» профессору военной истории императорской академии генерального штаба генерал-лейтенанту графу Николаю Николаевичу Головину; Александре Николаевне Бахметевой, почетному члену общества любителей российской словесности при Московском Университете «История Христианской Церкви для детей». Но большая часть современных историков, кажется, забыла, что история не только наука, но род изящной словесности. История людей превратилась в историю производительных сил и производственных отношений.
Есть еще одно широко распространенное мнение  «история учит, что ничему не учит». Этот печальный парадокс верен в отношении целых народов и является весьма убедительным аргументом против демократии. «Худших всегда большинство»  - это изречение одного из семи величайших мудрецов древней Греции Бианта Приенского история хранит более двух с половиной тысяч лет и подтверждает бесчисленными примерами, особенно последнее время. История не может ничему научить человечество, оттого, что большинство людей не желает обременять себя багажом исторических знаний. Современная историческая наука стремится убедить нас, что эти серые безликие народные массы и есть подлинные творцы истории. Тем самым историки помогают закулисным кукловодам управлять толпой. Наверное, тебе не очень понравится роль слепого винтика непонятной машины под названием мировой исторический процесс, что ты извлечешь надлежащие уроки из деяний царей, героев и пророков, что они научат тебя отвечать за твои поступки, слова и мысли.
Вначале мы хотели написать эту книжку на латыни, чтобы гимназист убил сразу двух зайцев, но «латынь из моды вышла ныне» констатировал еще в просвещенном  XIX веке один автор, прекрасно владевший латинским языком и обессмертивший свое имя творениями на русском. Да и есть уже такая книжка "Orbis Romanus pictus" А.В. Адольфа и С.И. Любомудрова переизданная недавно Греко-Латинским кабинетом Ю. А. Шичалина. Правда она содержит рассказы только из древней истории, между тем как, учитывая то обстоятельство, что латынь почти две тысячи лет являлась языком церкви и науки, легла в основу терминологии всех областей знания и обогатила словарный состав всех новых европейских языков, она как нельзя лучше подошла бы для изложения европейской истории. Но для первого знакомства, наверное, лучше подходит, все же родной язык. Мы опустили историю древней Греции, и отсылаем любознательного читателя к «Занимательной Греции» Михаила Леоновича Гаспарова: это произведение долго останется непревзойденным в своем роде. То, что на протяжении веков считалось предысторией Рима и непременным элементом европейского образования – странствования Энея рекомендуем для начала прочесть в изложении Александра Иосифовича Немировского «Легенды ранней Италии и Рима». И хотя там же можно найти о Ромуле и прочие сведения из ранней римской истории мы решили их изложить у себя, иначе наше сочинение утратило бы композиционную стройность. В конце концов, это только первая книжка, потом те же сюжеты в более обстоятельном изложении ты можешь прочесть у Немировского и других авторов. Превосходно изложил мировую историю в своих учебниках Д. И. Иловайский. По этим учебникам училось несколько поколений русских гимназистов. Но это было в те благословенные времена, когда не было телевидения и компьютерных игр, а были в гимназиях такие предметы как латынь и древнегреческий язык, которые приучали гимназистов к длинным сложноподчиненным предложениям изобилующим умными словами того же греко-римского происхождения. Прими же друг это скромное приношение современному читателю, составленное на основе Иловайского и прочих старинных авторов, начиная Плутархом и Титом Ливием. И если наш рассказ увлечет тебя, знай что это их заслуга, если же ты заскучаешь, значит, нам не удалось донести до тебя голос вечности.
глава I Ромул, Рем и основание «вечного города».
Сейчас Рим – это столица Италии, а в древности и в средние века, в некоторой степени даже в новое время он считался столицей мира. Папа римский – архиепископ города Рима до сих пор посылает свои благословения urbi et orbi. На русский язык  с латинского это выражение обычно переводят «Риму и миру». Рим называют «вечным городом», хотя он имеет начало во времени, каковым принято считать год 753 до рождества Христова. Об этом событии сохранилось сказочное предание, которое называется хорошим латинским словом – легенда. В переводе оно означает – «то, что надлежит прочитать» и его читали сотни лет мальчики и девочки по всей Европе. Потом они писали живописные полотна на его сюжеты, ваяли скульптуры, слагали стихи, ссылались на него в литературных, исторических и философских произведениях, в речах и обыденных разговорах. Оно превратилось в некий знак, понятный каждому культурному европейцу. Так миф становится реальностью, более сильной, чем явления физического мира. Содержание его таково: в 12 км. к юго-западу от Рима за сотни лет до появления самого Рима был город Альба-Лонга. Он был основан Асканием Юлом, сыном троянского героя Энея. Это был город-государство, и правили им цари – потомки Энея и Аскания Юла. Один из этих отдаленных потомков по имени Прок, почувствовав, что вскоре ему предстоит отойти к праотцам, призвал двоих своих сыновей Нумитора и Амулия, чтобы поделить между ними наследство. Велел вынести регалии, так на латыни называются знаки царской власти, принести казну и пригнать скот с полей и предложил Нумитору как старшему выбор: власть или богатство. Нумитор выбрал первое, но коварный Амулий, которому достались сокровища, вскоре посредством денег лишил брата власти и беззаконно воссел на царском престоле. Чтобы закрепить за собой и своим потомством похищенное царство Амулий погубил во время охоты единственного сына и наследника Нумитора. А дочь, Рею Сильвию, посвятил в весталки. Так назывались жрицы богини Весты – хранительницы домашнего очага. Даже для нас очаг – символ семейного тепла и уюта, а для древних это была святыня, возле которой хранились изображения предков и домашние боги – пенаты. Чужестранец, укрывшийся под сенью домашнего очага, чувствовал себя в безопасности и мог рассчитывать на гостеприимство и помощь. Так Одиссей во дворце Алкиноя сел на пепел очага. Если ты еще не читал о скитаниях Одиссея, то тебе можно только позавидовать: тебе предстоит редкое интеллектуальное наслаждение. О нем ты можешь для начала почитать в книге Н.А. Куна " Легенды и мифы Древней Греции" или в «Сказочной древности Эллады» Ф.Ф. Зелинского. Потом ты сможешь оценить перевод «Одиссеи» выполненный Василием Андреевичем Жуковским. На выход этого перевода Пушкин отозвался эпиграммой
«Слышу умолкнувший  звук божественной эллинской речи
Старца великого тень чую смущенной душой».
И если тебе посчастливится изучить древнегреческий язык, ты сможешь прочесть бессмертное творение отца всей европейской поэзии в оригинале.
Но вернемся к очагу. У обитателей Альбы-Лонги, так же как и у римлян, помимо домашних был еще очаг, который принадлежал всей городской общине и располагался в храме Весты. Весь город как одна большая семья объединялся вокруг него. Огонь этого очага считался зримым воплощением богини Весты и залогом благополучия города. Если он угасал, это считалось дурным предзнаменованием. Нужно заметить, что римляне и их предки отличались крайним суеверием и придавали огромное значение приметам, а также точному исполнению магических обрядов. Поддержание священного огня и отправление связанных с этим ритуалов возлагалось на весталок. Надо полагать, что это было очень сложное и ответственное занятие, потому что на изучение его молодой весталкой отводилось 10 лет, такой же срок обученная весталка проводила в отправлении культа и вслед за этим еще десять лет посвящала воспитанию достойной смены. Ежегодно верховный жрец – понтифик с весталкой торжественно возносили молитвы которыми, по мнению древних обеспечивалось само существование их города. Указание на это можно найти в «Памятнике» Горация», где он пророчествует о том, что его поэзия не умрет доколе поднимается по ступеням Капитолия понтифик с безмолвной весталкой, имея в виду доколе существует Рим. Гораций ошибся: его поэзия оказалась бессмертной, и Рим не рухнул оттого, что христианский император Феодосий Великий запретил в конце IV в. публичный языческий обряд. Вот только в знаменитом пушкинском «Я памятник воздвиг себе нерукотворный …» мы напрасно будем искать упоминаний об этом обряде, так же как и в переводах «Памятника» у Михаила Васильевича Ломоносова и Гавриила Романовича Державина. Русские поэты не смогли подобрать своих национальных культурных соответствий за  отсутствием таковых. Здесь мы подходим к тому, как важно знание языка того народа, историю которого мы изучаем, так же как и обратно: многие явления изучаемого языка, как мы увидим далее, окажутся непонятными без обращения к истории народа.
Важности служения весталок соответствовал тот почет, каким были окружены носительницы этого сана. Их сопровождала царская стража – ликторы, оскорбление, нанесенное достоинству весталки, даже непреднамеренное и столь безобидное как попытка проскользнуть под ее носилками каралось смертью, на общественных представлениях им отводились почетные места, весталка имела права помиловать осужденного на смерть преступника, если случайно встретила на пути к месту казни. Эти привилегии, список которых можно продолжить, сопряжены были с обязанностями, которые мы уже частично упомянули, но еще не назвали той из за которой узурпатор Амулий возвел свою племянницу Рею Сильвию на такую высоту. Весталки не могли выходить замуж, и обязаны были хранить девственную чистоту. Преступница каралась в соответствии с важностью ее служения. Ее хоронили заживо – ведь нельзя было проливать кровь священной особы, город не мог брать на себя ответственность так же за ее голодную смерть, поэтому в склепе оставляли небольшой запас еды и питья. По истечении срока службы весталка обретала право на вступление в брак. Но если она это делала, то теряла все свои привилегии, которые в противном случае были пожизненными. Поэтому случаи, когда бы заслуженные весталки пользовались правом на вступление в брак, были крайне редкими. На этом и строился расчет узурпатора Амулия, стремившегося лишить Нумитора наследников, которые могли заявить законные права на престол. Даже если бы паче чаяния, через 30 лет Рея Сильвия вступила бы в брак, ее возраст приблизился бы к сорока годам, когда женщина, уже по законам естества утрачивает способность родить первенца.
Тут вступает в свои права миф. Есть меткое латинское выражение обозначающее вмешательство сверхъестественных сил в естественное развитие сюжета – DEUS EX MACHINA [дэус экс махина] – «бог из машины». Это выражение пошло из античного театра, где богов посредством театральных механизмов изображали парящими в воздухе. Бог войны Марс стал мужем Реи Сильвии и отцом братьев-близнецов – Ромула и Рема. О дальнейшей судьбе Реи Сильвии сохранились разные предания. Одни говорят, что она была заживо погребена или просто заключена в темнице, другие – брошена в реку Тибр, но спасена богом реки Тиберином и стала его женой. Новорожденных младенцев Амулий велел утопить. Раб, которому это было поручено, то ли из жалости, то ли из лености не стал доводить до конца бесчеловечное повеление, и оставил корыто с малютками на мелководье разлившейся реки. Тибр бережно отнес корыто к подножию Палатинского холма под сень смоковницы, получившей название Руминальской или. Это дерево стало национальной святыней и почиталось еще тысячу лет спустя. На плач голодных младенцев выбежала из пещеры недавно ощенившаяся волчица, лишившаяся своих щенят. Она тут же принялась кормить своим молоком Ромула и Рема.  Как и Руминальская смоковница пещера волчицы – Луперкаль стала объектом религиозного поклонения язычников. Волчица оказалась не одинокой в своих попечениях: к ней присоединился дятел, он приносил твердую пищу. Оба этих животных посвящены богу войны Марсу. Свидетелями этих чудес были пастухи Амулия. Один из них – по имени Фаустул забрал детей и поручил своей жене – Акке Ларенции. Нужно отметить, что малыши были на редкость крупными и красивыми, каким и подобало быть божественному семени. Ведь отцом им приходился Марс, а по материнской линии они вели происхождение от Венеры-Афродиты. Из мальчиков выросли сильные и отважные юноши. Их царственное происхождение проявлялось в том, что люди охотно им подчинялись. Вот что пишет древний жизнеописатель Плутарх: «С первых лет жизни мальчики отличались благородной осанкой, высоким ростом и красотой, когда же они стали постарше, оба выказали отвагу, мужество, умение твердо глядеть в глаза опасности, одним словом — полную неустрашимость. Но Ромул был, казалось, крепче умом, обнаруживал здравомыслие государственного мужа, и соседи, с которыми ему случалось общаться — по делам ли о пастьбе скота или об охоте, — ясно видели, что он создан скорее для власти, нежели для подчинения. Поэтому братья были в добрых отношениях со своей ровней и с теми, кто стоял ниже их, но с царскими надсмотрщиками, начальниками и главными пастухами, которые нимало не превосходили молодых людей силою духа, держались высокомерно, не обращая внимания ни на их гнев, ни на угрозы. Они вели жизнь, приличествующую свободным людям, считая, однако, что свобода — это не праздность, не безделье, а гимнастические упражнения, охота, состязания в беге, борьба с разбойниками, ловля воров, защита обиженных. Все это принесло им добрую славу.
Случилось раз, что пастухи Нумитора повздорили с пастухами Амулия и угнали их стада. Ромул и Рем, не стерпев, избили и рассеяли обидчиков и, в свою очередь, завладели большой добычей". Разбойникам удалось подстеречь Рема и отвести в Альбулонгу, в надежде загладить таким поступком собственную вину. Рем предстал пред судом царя и тот выдал его головой Нумитору, как пострадавшей стороне. «Приведя юношу к себе, Нумитор долго его разглядывал, дивясь его росту и силе, превосходившим все, что он видел до тех пор, смотрел ему в лицо, на котором были написаны самообладание и решимость, не склоняющиеся пред обстоятельствами, слушал рассказы о его делах и поступках, отвечавшие тому, в чем он теперь убедился воочию, и наконец — но прежде всего, вероятно, волею божества, направляющего первые движения великих событий, — напавши благодаря счастливой догадке и судьбе на след истины, спросил Рема, кто он таков и откуда

 
Рубенс П. П. «Марс и Рея Сильвия»

 
Капитолийская волчица, ок. 500—480 до н. э.
Lupa Capitolina
бронза. Высота: 75 см
Капитолийские музеи, Рим
происходит, ласковым голосом и милостивым взором внушив ему надежду и доверие. Рем твердо отвечал: «Что ж, я ничего от тебя не скрою. Мне кажется, ты ближе к истинному царю, нежели Амулий. Прежде чем наказывать, ты выслушиваешь и расследуешь. А он отдает на расправу без суда. Раньше мы считали себя детьми Фаустула и Ларенции, царских слуг (мы с братом — близнецы), но с тех пор, как нас ложно обвинили перед тобой и нам приходится защищать свою жизнь, мы слышим о себе поразительные вещи. Насколько они верны? Это, по-видимому, решит опасность, которой я теперь подвергаюсь. Говорят, что наше рождение окружено тайной и что еще более таинственно и необычно мы кормились и росли, едва  появившись на свет: нас питали те самые дикие птицы и звери, на съедение которым нас бросили, — волчица поила нас своим молоком, а дятел приносил в клюве кусочки пищи, меж тем как мы лежали в лохани на берегу большой реки. Лохань эта цела до сих пор, и на ее медных скрепах — полустершиеся письмена. Быть может, когда-нибудь они станут опознавательными знаками для наших родителей, но — бесполезными, ибо нас уже не будет в живых». Выслушав эту речь и определив по внешности Рема его возраст, Нумитор не мог не загореться радостной надеждой … .  А Фаустул, узнав, что Рем схвачен и выдан Нумитору, просил Ромула выручить брата и тогда впервые поведал ему все, что знал о его рождении.» Ромул собрал своих товарищей молодых пастухов, беглых рабов и бродяг а также граждан Альбалонги боявшихся и ненавидевших тирана. Амулий был убит и царская власть вернулась к ее законному обладателю – Нумитору, но внуки царя не пожелали ее унаследовать: граждане Альбалонги не хотели принимать тот сброд, что собрался вокруг Ромула и Рема, а братья не могли бросить на произвол судьбы доверившихся им людей. Так решают они основать новый город в тех краях, где вскормила их волчица и где протекли их детство и юность.

 
Фаустул (справа) находит Ромула и Рема, вскормленных волчицей, и дятла. Их мать Рея Сильвия и речной бог Тиберин находятся рядом.
Питер Пауэл Рубенс «Ромул, Рем и волчица», 1616 г., Рим, Капитолийский музей.
Ромул избрал для закладки города Палатинский, но Рем остановил свой выбор на Авентинском. Чтобы разрешить возникшее противоречие обратились к ауспициям – гаданию по полету птиц. Вначале над Авентином появились шесть коршунов, язычники истолковали это как божие благословение замыслов Рема. Но не успел Рем порадоваться доброму знанемению: над Палатином показалось вдвое больше вещих птиц – двенадцать коршунов. Тут уже сам Рем вместе со всеми присутствующими вынужден был признать, что богам угоднее планы Ромула. Приступили к закладке города на Палатине. У язычников сооружению городских стен предшествовали ритуалы, которыми они посвящали подземным богам, то есть обрекали на смерть тех, кто попытается пересечь эти стены, то есть врагов. «Вложив в плуг медный сошник и запрягши вместе быка и корову, основатель сам пропахал глубокую борозду по намеченной черте, а люди, которые шли за ним, весь поднятый плугом пласт отворачивали внутрь, по направлению к городу, не давая ни одному комку лечь по другую сторону борозды. Этой линией определяют очертания стены, и зовется она … «померием», что значит: «за стеной» или «подле стены». Там же, где думают устроить ворота, сошник вытаскивают из его гнезда, плуг приподнимают над землей, и борозда прерывается. Поэтому вся стена считается священной, кроме ворот». Ромул своими руками принялся сооружать укрепления, а Рем насмехаясь над братом, перескочил через стену. Если бы Рем остался в живых, то стены города утратили бы магическую неприступность. Ромул нанес брату смертельный удар и произнес над поверженным телом «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены».  Теперь единственным властителем остался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя Roma – Рим. Постарайся запомнить дату этого дня – 21 апреля 753 года до Рождества Христова. Очень важно знать исторические даты – с их помощью мы можем следить за последовательным течением истории и сопоставлять события из истории разных народов, сравнивать светскую историю со священной историей.  753 год считается 8-м веком. В этом веке жил великий библейский пророк Исайя, который более чем за 700 лет предсказал приход в мир Спасителя Господа Иисуса Христа «се, Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему: Еммануил, еже есть сказаемо «с нами Бог»  (Ис.7:14) и его спасительные страдания, коими искупил он грехи рода человеческого «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. … предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис.53) Шестая книга пророка Исайи, в которой он рассказывает о своем чудесном призвании к пророческому служению легла в основу пушкинского «Пророка»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
 
Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Фреска итальянского художника Рафаэля Санти «Пророк Исайя».
1511-1512 годы. Сан Агостиньо, Рим.
В последней четверти 8-го века, в 722 г. с падением Самарии прекратило свое существование Израильское царство. Население его – 10 колен израилевых, отступивших от веры в единого истинного Бога и совратившихся в идольское многобожие ассирийский царь Тиглатпаласар отвел в плен, и они бесследно растворились среди пестрого населения ассирийской империи. Два колена – Иудино и Вениаминово, оставшиеся в Иудее сохранили отеческую веру, и Господь сохранил их, их язык и национальную культуру. Сегодня этот народ проживает в государстве Израиль и в рассеянии – диаспоре по всему миру, в том числе и в России.
VIII в. до рождества Христова был веком Великой греческой колонизации. «Греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота» - писал греческий комедиограф Аристофан. К этому времени относится начало возникновения древнегреческих колоний в Северном Причерноморье – на территории нашей страны. А юг Италии и остров Сицилия даже получили название Graecia magna – великая Греция. К VIII в. относятся самые ранние надписи на древнегреческом языке буквами финикийского алфавита. Древнегреческий алфавит лег в основу латинского, которым и поныне пользуются народы западной Европы. Когда говорят об «английском» алфавите, так и хочется крикнуть: «Да нет никакого такого английского алфавита, а если и есть, то он отличается от латинского одной единственной буквой W, да и ту англичане сконструировали удвоив латинскую букву V. Тот алфавит, которым написана эта книга – кириллицу, создали преподобные Кирилл и Мефодий также на основе букв древнегреческого алфавита. Таким образом VIII в. – это век начала европейской письменности. И литературы: в VIII в. жил Гомер - автор первых литературных произведений Илиады и Одиссеи. К VIII в. относятся также жизнь и творчество младшего современника Гомера – Гесиода, прославившегося поэмами «Теогония», в которой излагаются мифы о происхождении древнегреческих богов и «Труды и дни» - неиссякаемый источник исторических сведений о быте древнегреческих земледельцев, их календаре … . В VIII в. в 776 г. состоялись первые олимпийские игры. Это были не просто спортивные состязания, для греков это был, прежде всего, религиозный праздник в честь их верховного бога Зевса. Праздник, который объединял весь эллинский мир, включая далекие колонии, вплоть до Северного Причерноморья, Испании, Северной Африки. Чтобы полнее понять значение этого события вспомним, что древняя Греция представляла собой множество суверенных городов-государств – полисов (отсюда политика и полиция), которые часто враждовали между собой, а подчас и воевали. Каждые четыре года, накануне игр, объявлялось священное перемирие, которое возглашали герольды, отправлявшиеся по дорогам эллинского мира, потом дороги наполнялись зрителями-паломниками, стекавшимися в Олимпию. Единственной наградой победителя был венок из листьев оливы. Варваров удивляло то, что эллины состязаются не за деньги, а за столь ничтожную, по их мнению, награду. В честь победителя – олимпиника такие поэты как Пиндар и Бакхилид слагали хвалебные песни – эпиникии. Олимпиники считались любимцами богов, сограждане одаривали их всевозможными почестями, им при жизни ставили памятники. Не только атлеты показывали в Олимпии свою силу и ловкость: художники и поэты представляли свои произведения. Гигантская статуя Зевса Олимпийского работы великого Фидия почиталась одним из семи чудес света. Греческие ученые даже летоисчисление (ведь оно было общим для всех эллинов, тогда как в каждом полисе был свой календарь и свое летоисчисление) стали вести по олимпиадам: в такой-то год, такой-то олимпиады случилось то-то и то-то. Так, греческие историки записали столетия спустя, что Рим был основан в 3-й год 6-й олимпиады, т.е. в 753 г. а в восьмом веке греки, похоже даже и не заметили этого события. В то время не было радио, телевидения и интернета. Но даже если бы оно дошло до «Великой Греции» на юге Италии, что было сравнительно недалеко, то греки не придали бы значения возникновению жалкой деревни, каким, по началу, в середине VIII в. был Рим. Исторических свидетельств об основании Рима в 753 г. нет, археологи открыли следы существования поселений на притибрских холмах задолго до VIII в. (ничего удивительного, ведь Акке Ларенции, Фаустулу и прочим пастухам надо было где-то жить). Поэтому большинство современных ученых признаком своей учености полагают отрицание исторического существования Ромула и Рема и основания Рима в 753 г. Но поскольку эту дату знают все образованные люди, даже те, кто ее отрицает, давай и мы с тобой ее выучим. Память похожа на сеть – ассоциации – это ее ячейки, чем чаще ячейки, тем легче запоминается новый факт. По Евангелию – «у кого есть тому будет и преизбудет». В одиннадцатый день до майских календ - 21 апреля  римляне праздновали день основания города, которое произошло в 753 г., а 20 апреля 1889 г. родился фюрер – вождь и создатель Ш рейха Адольф Гитлер. Известны его болезненный интерес к оккультизму, астрологии и суеверность. Наверняка он видел в том обстоятельстве, что родился как бы под одной звездой с Римом мистический перст судьбы, а созданное им государство претендовало на историческое преемство древнему Риму, основанному 21-го апреля 753 г. до Р.Х. 22 апреля 1870 г. родился близкий Гитлеру по духу харизматический лидер – Ленин. Созданное им государство грозилось стать всемирным Советским Союзом подобно  тому как Рим стремился простереть свою власть на все известные тогда страны и народы их населявшие. Когда был основан Рим?
 Заложив основания города, Ромул разделил всех, кто мог служить в войске, на отряды. Каждый отряд состоял из трех тысяч пехотинцев и трехсот всадников и назывался «легионом», ибо среди всех граждан выбирали [legere] только способных носить оружие. Все остальные считались «простым» народом и получили имя «популус» [populus]. Сто лучших граждан Ромул назначил советниками и назвал их «патрициями» [patricii], а их собрание — «сенатом» [senatus], что означает «совет старейшин». Советников звали патрициями либо потому, что они были отцами [patres] законнорожденных детей, либо, вернее, потому, что сами могли указать своих отцов: среди тех, что стекались в город в первое время, сделать это удалось лишь немногим.
 Первые объясняли вторым законы, защищали их в суде, были их советчиками и покровителями во всех случаях жизни, а вторые служили первым, не только платя им долг уважения, но и помогая бедным патронам выдавать замуж дочерей и рассчитываясь за них с заимодавцами, и ни один закон, ни одно должностное лицо не могли заставить клиента свидетельствовать против патрона или патрона против клиента.
Глава II. Похищение сабинянок.
Ромул заботился об увеличении численности граждан нового города. С этой целью он открыл в Риме убежище для беглых рабов, для тех людей, которые были не в ладах с законами своей страны, и искал лучшей доли и приключений. Благодаря такому приему, к которому довольно часто прибегают основатели государств, город наполнился беспокойным элементом энергичным и предприимчивым. Русский ученый Л. Н. Гумилев дал таким людям латинское название: пассионарии от латинского слова passio – страсть. Эти страстные люди, согласно теории Гумилева составляют силу нового растущего государства. Но эта сила молодого государства иссякла бы в течение жизни одного поколения – римлянам не хватало женщин для продолжения рода. Ромул отрядил посольства к соседним народам, предлагая им породнится с его гражданами. Послов повсюду ждал презрительный отказ; их иронично спрашивали: «отчего бы в Риме не открыть убежище и для женщин: вот, мол, и будут у римлян невесты им под стать». Тогда Ромул замыслил следующий коварный план: он, мол, нашел в земле алтарь бога Конса и зовет всех соседей вместе со всеми их семействами на  праздник - консуалии, обещая богатые жертвоприношения, отменное угощение и захватывающее зрелище: ристания – конные бега. Между тем Ромул приказал римским юношам тайно приготовить оружие, по условному знаку напасть на гостей и отнять у них дочерей. В самый разгар праздника Ромул поднялся со своего места и сбросил порфиру, а потом вновь накинул ее себе на плечи. Это и был условный знак, которого только и ждали римляне, чтобы дружно, с устрашающим криком и грозя оружием кинуться на гостей, которые в испуге бежали, но их никто не преследовал: римляне были заняты их дочерьми. Ромул обратился к пленницам с речью, в которой возлагал вину за происшедшее на гордость отцов невест, призвал дев вступить в честный брак с теми, кого им послала судьба и обеспечить будущее Рима потомством. Девушки вынуждены были смириться со своей участью и более или менее охотно стали женами римлян. Между тем их отцы и братья почувствовали себя оскорбленными. Неизвестно каков был бы дальнейший ход мировой истории и исход сабинской войны, выступи сабиняне все разом. Но этого к счастью для римлян не произошло. Первыми ополчились жители города Ценины. Битва открылась поединком Ромула с ценинским царем Акроном. Перед поединком Ромул принес обеты: в случае своей победы посвятить доспехи вражеского царя Юпитеру. Когда это случилось, Ромул надел доспехи сраженного его рукой Акрона на дубовый ствол
conglaturor

Tibi septuaginta quinque annos nato, sincere gratulor. Vivere, quaeso quam diutissime pergas non tantum Tibi ipsi, quantum nobis omnibus
 CONSUA;LIA, a festival, with games, celebrated by the Romans, according to Festus, Ovid(Fast. III.199), and others, in honour of Consus, the god of secret deliberations the one who protects the harvest which is in storage at the time of the festiva




 
Похищение сабинянок. Иоганн Генрих Шёнфельд 1640. Масло холст. Государственный Эрмитаж Санкт Петербург.
 
 
Скульптура Похищение сабинянок, автор Джамболонья.  Лоджия деи Ланци. Флоренция.
 
Николо Бамбини. Похищение сабинянок. 18 в.
 Ромул, победитель Акрона, приносит spolia opima  в храм Юпитера. Жан Огюст Доминик Энгр. (1812)
 
Жак Луи Давид
Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами, 1799
Les Sabines
Холст, масло. 385;522 см
Лувр, Париж
La d;esse Ops a donn; les adjectifs opulent, c'est-;-dire ce qui poss;de en abondance les biens de la terre, et ;galement opimes dans les expressions victimes opimes (celles qui sont les plus grasses), choses opimes (celles qui sont magnifiques et consid;rables), ou encore d;pouilles opimes, spolia opima (le nom donn; aux d;pouilles qu'un g;n;ral en chef du peuple romain a enlev;es de sa main ; un g;n;ral en chef des ennemis
inspiring example of the hardihood and courage of ancient Romans with the opportunity to depict multiple figures, including heroically semi-nude figures
They would live in honourable wedlockOld English wedl;c , from wedd pledge + -l;c , suffix denoting activity , perhaps from l;c game , battle (related to Gothic laiks dance, Old Norse leikr)
in the depiction of female as well as male figures in extreme poses, with the added advantages of a titillating sexual theme.
ambitious overinclusive efforts
The respective rapes of Proserpina and Helen were also mooted as possible themes.
Le silex du temple en serait la marque


Рецензии