Архетипы в сценарии

   Архетип  -это персонажи и обстоятельства одинаковое движение, которых по отношению друг к другу, из раза в раз вызывает в зрителе одинаковое переживание (что позволяет сценаристу знать практически наверняка какое переживание будет у зрителя, в отличии   от  обычной техники написания, сосредотачивающей внимание автора лишь на переживаниях и действиях персонажей и поэтому только  предполагать, как они «сопереживутся» зрителем)  Архетип состоит из первоначального состояния и движения не связанного с будущим изменением, движения связанного с изменением, изменения, нового состояния. Вторая и третья, иногда четвертая фазы могут быть опущены , если это второстепенное для развития сюжета действие, или это внутрисценовое действие, или это необходимо для создания  специальных ощущений у зрителя. В идеале архетипический сценарий построен так - Общий архетип фильма, архетипы отдельных мегасцен, архетипы сцен, сокрашенные  внутрисценовые архетипы.
Воздействие архетипа как генератора эмоции зрителя возможно связано с тем , что последовательность предъявленных ему событий и реакций персонажей подготавливает в нем эмоциональные всплески и переходы, сила и скорость которых без такой подготовки была бы совершенно другой.

Архетипы :
 Мечтатель и Мотылек... мечтатель влюбляется (мечта воплощается) в мотылька...мотылек склонен лететь на огонь. (Кармен, Вор) один из вариантов — мотылек перестал быть мотыльком, но прошлое потребовало снова им стать..
 Этот архетип сходен с Орфей и  Евредика — героическая попытка спасения мотылька, срывается из-за того , что мотылек «оглянулся назад» (встретился со старыми друзьями, взял (и в переносном смысле тоже) что-то из прошлого.
 Напрасный план спасения — персонаж придумывает план спасения (разрешения ситуации в свою пользу), который почти сбывается(по крайней мере, в голове у зрителя), но вдруг оказывается бесполезным.
 Смертоносный совет — герой получает совет , который меняет его мнение, но в результате вместо спасения приводит к катастрофе.
 Несправедливо обвиняемый — очевидное для зрителя несправедливое обвинение...
Может дополнятся   Признанием ошибки(словом или поведением).. Два основных варианта- интимный и общественный.
 Перипетии — благое намерение при воплощении приводит к противоположному результату
 Воздаяние — дурной поступок в одной сфере жизни, неожиданно для героя приводит к беде в другой


Тот , которого  все ждали, но сам он этого не мог даже представить — противопоставление восторженной встречающий стороны и растерянности пришедшего, несоответствие ожиданий встречающих возможностям пришедшего, архетип может иметь продолжение в Смог соответсвовать или наоборот Не оправдал надежды или Сперва Не опрадал надежды, Но потом Превозмог самого себя   (Ревизор, Матрица 1, часто отдельные сцены)
Спасение героя в последний момент — герой практически погибает в неравной  и безнадежной борьбе, но в последний момент спасается и побеждает..  основные варианты спасения:  1) все таки восставшие люди; вооруженные силы; 2) ранее спасенный героем персонаж; его жена или ребенок или напарник.

Неожиданное Признание(вынужденное внешними обстоятельствами или собственными чувствами) застающие адресата признания врасплох — продолжение двухвариантно : обида и уход адресата с Возвращением к концу сюжета... или изгнание признавшегося, если адресатом был коллектив, его странствия, подвиги (включая спасение адресата) и Принятие обратно ; неожиданное немедленное сочувствие и понимание адресата (личность или коллектив)

Неожиданное для плохого персонажа наказание из-за превращения слабого героя в сильного... Зритель знает или предъугадывает, что произойдет..(Супермен, Человек-паук,Халк)

Несоответсвие собственным от себя ожиданием... Как правило компенсируется в конце через прохождение героем подобного же испытания, но уже успешного..(Самонадеянный спортсмен, покоритель гор, сердец и т. п., солдат в первом бою)


Рецензии