Большое путешествие Дурня

               

               

 

                Сказка


















                Действующие лица

Сказитель – гусляр.
Народ; (трое крестьян)
Дурень – богатырь.
Злой – разбойник.
Кудесник – волшебник.
Чудило – странный человек.
Шут – поэт-скоморох.
Мытарь – сборщик налогов.
Думный дьяк – советник царя.
Палач.
Царевна.
Царь.

Время и место действия – некая страна в стародавние времена.

















                Действие первое
                Сцена первая
(Появляется сказитель. Седобородый старик в белой одежде. Он садится, ударяет рукой по струнам гуслей и начинает сказ)
Сказитель – Эй, вы люди православные,
Поскорей развесьте уши.
Про дела не очень давние
Приготовьтесь сказку слушать.

Там, где горы, степь да ветер
Царство есть одно большое.
И на всём на белом свете
Не сыскать ещё такое.
В царстве в это распрекрасном
Вечно что нибудь не так;
Не случится год ужасный-
Значит будет царь дурак.
Не пойдут войной варяги,
Всё равно не быть покою.
Если вдоволь выпьют браги,
Подерутся меж собою.
Если жито уродится-
Будет лень его собрать...
Но зато повеселиться
Лучше их вам не сыскать.
Так и жили... Но случилась
Им ещё одна напасть.
В поле лихо объявилось
Жуткое. Ну просто страсть!
Враз затих весёлый гам.
И от страха всё дрожит.
Лихо бродит тут и там
И недоброе творит.
Стал народ искать героя.
(Не самим же воевать!)
Чтобы он на поле боя
Смог злодея покарать.
Богатырь тот небывалый
Он в деревне проживал.
Был по виду славный малый.
Много ел и много спал.
Этот парень, если надо,
Мог легко валить быков.
Но при этом, вот досада,
Был почти что без мозгов!


(Сказитель уходит)



                Сцена вторая
(Русская изба. За большим дубовым столом, заставленным многочисленными яствами сидит здоровенный детина в белой льняной рубахе и обедает. Входят ходоки от народа. В дверях сняли шапки и переложив их в кулаки обратились к хозяину)
Первый ходок (с уважением) – Здравствуй, мил человек! Ты что ли богатырь будешь?
Дурень (отрываясь от еды) – Ну я. И что?
Второй ходок (выходит вперёд) – Так ведь беда у нас! Злодей объявился. Кур ворует. Девок пугает. Мужикам морды бьёт...
Дурень – А я тут при чём?
Третий ходок – Ты богатырь, тебе и воевать. Угомони злодея.
Дурень – И не подумаю. Сколько можно?! Надоело! Как морду кому нибудь набить так сразу я. А накормить, а бражкой напоить, тут вас не дождёшься!
Первый ходок (заискивающе) – Ты милок, подсоби. А уж мы и накормим и напоим.
Дурень (миролюбиво)- Да ладно... Итак не голодаю.(взял большой кусок мяса и откусил от него) Обидно, что меня девки не любят. Говорят, что я дурак. (с обидой) А разве я в этом виноват?........ Вобщем, никуда я мужики, не пойду.
Второй ходок – Не будешь драться, народ о тебе плохо подумает.
Дурень – А я скажу – я Дурень. Какой с меня спрос?
Третий ходок (подмигивая другим) – Хочешь, чтобы тебя девки любили?
Дурень – А то!
Третий ходок –  Тогда иди на бой. Если злодей тебя по голове ударит, ты можешь поумнеть.(смотрит на первого и второго. Те машут головами мол, да-да, конечно...)
Дурень (заинтересованно) – А что! Это мысль. Пойду подерусь.
                (3)
                Сцена третья
(Окраина деревни. Худощавый мужчина ощипывает ворованную курицу. Увидев подошедшего Дурня ничуть не смутился и продолжил своё занятие)
Дурень (смерив его взглядом) – Эй, замухрышка, ты чего тут злодействуешь?!
Злой (равнодушно) – А тебе какое дело?
Дурень – Я богатырь. Но мне с тобой возиться некогда. Убей себя сам и делу конец.
Злой – Не тебе дурню со мной тягаться.
Дурень (удивлённо)- А как ты догадался, что меня Дурнем зовут? А-а! Понял. (самодовольно) Слухом земля полнится.
Злой – Узнать твоё имя не трудно... Достаточно взглянуть на тебя.
Дурень(грозно) – Ты... ты на что намекаешь?! (наступает) Да я тебя!!
Злой (в сердцах отбросил курицу. Встал) – Ну что за жизнь! Вечно к нам, к злодеям кто нибудь пристаёт. Вот ещё один геройский придурок смерти ищет. Мне что, вас солить что ли?
Дурень- Хватит языком молоть. Драться давай.
Злой – Драться так драться.(засучивает рукава) Только сначала договоримся. Если ты меня победишь, я твой слуга. Если нет...( с сожалением взглянул на лежащую в пыли курицу)  то я тебя съем... Шутка! Тебе меня не победить!
(Противники встали друг перед другом и приготовились к бою. Злой разогнался и не долго думая ударил Дурня головой в живот. Тот отшатнулся и спиной ударился о стоящее позади него сухое дерево. От дерева отвалился тяжёлый сук и ударил злого по голове. Тот упал)
Дурень (склонившись над упавшим) – Быстро я его. И сам даже не понял...(трясёт Злого) Эй, нехороший человек, ты жив?
Злой (открывает глаза) – Не уверен...(держится за голову) Башка разламывается.
Дурень (с сожалением)- Жалко, что мне этот удар не достался. Я бы от него сразу поумнел.
Злой – Не думаю. Если бы так было у нас в стране, все бы умными стали. Каждый день дерёмся... (встаёт, отряхивается) Однако, ты победил меня. И я теперь твой слуга. Какие будут приказания?
Дурень – Не знаю. Если бы у меня были мозги, я бы решил что делать.
Злой – Значит тебе надо поумнеть. Я слышал, у нашего царя есть дерево мудрости. Кто с него плод съест, сразу поумнеет.
Дурень – Да? А отчего же тогда царь сам их не ест? Говорят он дурак почище меня.
Злой (удивлённо)- А действительно, почему не ест? А-а! Понял. У него на них аллергия.
Дурень – Жалко... Умный царь нам бы не помешал. Ну так что, пойдёшь со мной?
Злой – Я же обещал. Заодно и себе средство поищу, чтобы добрым стать.
(собираются в путь)
Дурень (вежливо) – А ты... это...ты давно злой?
Злой (с неохотой) – Детство у меня было тяжёлое.  Ростом я не вышел. Играть со мной никто не хотел... Ещё и дразнили. Вот я и озлился.
Дурень (вздохнул) – Я тебя понимаю... Меня вот девки не любят. Безмозглый, говорят...
Злой – Ничего. Поумнеешь – полюбят. Однако путь у нас не близкий. Тут неподалёку, колдун живёт. Заглянем. Может что дельное посоветует.

                (пошли)
               
    
                Сцена четвёртая
(На опушке леса стоит старая, покосившееся избушка. Путешественники открыли дверь и вошли. Их взору предстало   неухоженное жилище. На стенах висели какие-то травы, на многочисленных полках стояли баночки с порошками и смесями, на полу валялись странные предметы. За столом, неподалёку от закопчённого очага весь в белом сидел старик. Услышав скрип двери он повернул всклокоченную голову к вошедшим.)
 Злой ( с поклоном) – Здравствуй, кудесник! Мы к тебе за советом.
Кудесник (оживился) – И правильно сделали! Я самый лучший колдун. Я всё знаю.
Злой – Вот и погадай нам.
Кудесник – Сейчас, сейчас... (стал носиться по избе) сейчас... Ага! (подошёл к висевшему на огне котлу) Вода уже закипает. (мешает поварёшкой) Я как будто знал, что вы придёте. Что я говорю! Конечно же знал! Я ведь колдун. (Дурень и Злой переглянулись) Сейчас начну гадать. (кинул какую-то травку в котёл) Ты... ты парень, дурак.
Дурень (сердито) – Это я и без тебя знаю.
Кудесник (словно не слышит) - ...ты дурак, но хочешь поумнеть.
Дурень (угрожающе) – Издеваешься, дед! Гадай по нормальному, иначе накостыляю.
Кудесник (ворчит) – Кудесника обидеть может каждый... лучше травки подбрось. Вон той...
Дурень – Этой?
Кудесник – Да какая разница! Любая пойдёт.
Злой (недоверчиво) – Дед, ты точно знаешь, что делаешь?
Кудесник – Обижаешь. У меня дед был колдун. И дед деда колдун. И дед деда деда...(помешивает черпаком зелье. Увидел кота, лакающего сметану из горшка, с криком: - Ах, ты зараза!  -  кинулся к нему.
(Котёл перевернулся, содержимое вылилось, несколько капель попало на ногу Злого.)
Злой (запрыгал) – Ё- моё! Ты что наделал, старый?! Как теперь гадать будем?
Кудесник (держит кота за шкирку) – Вы сами знаете, куда идёте?
Злой – Да.
Кудесник – Если знаете, зачем меня спрашиваете? Лучше кота возьмите.
Дурень – Он волшебный?
Кудесник (смотрит на ошалевшего от страха кота) – Да нет... Просто сволочь. Опять сметану съел.
Злой – Кот нам не нужен. Мы к царю по делу идём. У тебя нет чего нибудь для защиты?
Кудесник (оживился) – Хорошо, что спросили. Конечно есть! Вот зеркало... волшебное. Если его вот так взять, оно может... Оно может... может... Чёрт! Забыл. Да ну его!(зашвырнул)  у меня получше есть. (достал какую-то доску)
Дурень – Что это?
Кудесник (сдувая пыль) – Это... летающая доска. Вот смотрите. (раскрыл окно и бросил в него доску. Она полетела и вскоре скрылась из виду. Какое-то время все ждут. Кудесник махнул рукой) – Опять не вернулась. Уже пятая...(увидел удручённые лица гостей) Не переживайте. У меня ещё лошадиный хвост есть.
Злой – И что с ним делать?
Кудесник – Следы заметать.
Злой – Ладно, дед. Спасибо за помощь. Пошли мы.
Кудесник ( вдогонку) – Через лес не ходите. Там Чудило живёт. Злодей, каких свет не видывал.
Злой – Если он злодей, то кто же тогда я?.. Пошли через лес!

                Действие второе
                Сцена первая
(Лес. Узкая дорога. На середине пути перед путешественниками возникло препятствие в виде  поваленного дерева)

Злой – Кто-то дорогу перегородил...
( В этот момент, из большого дуплистого дерева вышел невысокий толстый мужичёк, с протезом на одной ноге. Чёрные косматые волосы и свирепое выражение лица придавали его фигуре грозный вид. Толстячок сделал несколько шагов вперёд, тряхнул дубиной и произнёс:)
Чудило – Это сделал я – Чудило! Никто не может пройти через мой лес, не заплатив  дань.
Дурень – Эй, как там тебя?... Мы идём к царю, по важному делу. И ты нас должен пропустить.
Чудило (поднял дубину) – Не злите меня! Стоит мне только рыкнуть, небо на землю упадёт и вас раздавит.
Дурень (Злому) – Он такой же как ты, значит тебе с ним и договариваться.
Злой (подошёл к Чудиле и тихим голосом) – Как злодей злодею... может договоримся? Видишь моего приятеля. Он дурак и это его тяготит.
Чудило (намеренно громко) – А с дураков вобще двойная плата! Пусть ногу отдаёт.
Дурень (вскипает) – Что-о! Да я тебя!(Он схватил толстяка за грудки и занёс кулак. Чудило съёжился, уронил дубину и заскулил)
Чудило – Не надо меня бить! Пошутил я.
Дурень (не успокоится) – Развелось тут вас...нечисти! Вот заберу сейчас у тебя и дубину и протез, тогда будешь знать!
Злой (удерживая Дурня) – Ну хватит! Совсем запугал человека.
Чудило (всхлипывая) – Вот, вот... напал на инвалида. А разве я виноват, что в лесу живу?!
Думаете, мне легко? Думаете, у меня сердца нет? Я может, днём злодействую, а вечером собачку глажу... Она у меня в дупле живёт...
Злой – Так может, ты с нами пойдёшь?
Чудило (вытирая слёзы и успокаиваясь)- Я бы рад, но не могу. Собачка у меня... И людей жалко. Я уйду, а на моё место другой злодей придёт. Вдруг он хуже меня будет?
Злой – И то верно... Ну, тогда прощай!
Чудило – До свидания! Доброго пути!
(Приятели пошли дальше, по пути разговаривая друг с другом)
Злой (с упрёком) – Зря ты так с ним.
Дурень – Нашёл кого жалеть. Так ему и надо! И не тебе меня учить. Ты ведь кто -–злодей. А я (гордо) богатырь!
Злой( усмехнувшись) – Если бы не было нас, злодеев, тогда как бы вы становились героями? Вот и выходит, что без нас вы никуда.
Дурень (миролюбиво) – Да разве я против?.. Осерчал немного. Всего и делов...

                Сцена вторая
(Приятели вышли из леса. Вдали показались очертания города)
Злой – Слава Богу, лес закончился!.. Значит скоро на месте будем. Ты в столице хоть раз бывал?
Дурень – Ни разу... Я даже за околицу редко когда выходил... Смотри, идёт кто-то!
(На дороге показался путник в одежде скомороха. Ещё немного и он поравнялся с путешественниками)
Дурень (вежливо) – Здравствуй, добрый человек! Куда путь держишь?
Шут (горделиво) – А вы что, меня не узнали?
Дурень (чешет затылок) –Да что-то знакомое есть... На соседа моего, Панкрата - пьяницу, смахиваешь... А может это ты и есть?
Шут (с обидой) – Чего мелёшь, деревенщина! Я поэт! А по совместительству шут его царского величества.
Дурень (восторженно) – Иди ты! Самого царя?
Шут – Да. (опустив глаза) Правда он меня сегодня выгнал...
Злой – За что?
Шут – А за что шутов выгоняют? За правду...  Вызвал он меня утром и приказал стишок сочинить про красоту его дочери, чтобы потом женихам прочитать...
Злой – Ну и?..
Шут (вздохнул) – Ну я и написал...   про то, что видел. Вот послушайте:             - Очень страшная царевна
                Платье свадебное шьёт.
                Кто хоть раз её увидит,
                До утра не доживёт.
                Необъятная фигура.
                Голос грубый. Нос большой.
                И при этом дура дурой.
                Образ жуткий и смешной.
Злой (задумчиво) – Не весёлые стихи...
Шут – Зато правдивые!..  Царь услышал их и выгнал меня.
Не любит он, когда правду говорят.
Дурень – Да ты поди, врёшь про царя?! Не такой он. Мы вот, с товарищем, к нему идём и знаем, что он нам поможет;  мне ума даст, а его добрым сделает.
Шут (горько усмехнулся) – Ну и народ у нас! Его обманывают, обижают, а он всё равно верит в доброго царя.
Злой – Хватит за нас переживать! Скажи лучше, есть у царя дерево мудрости или нет?
Шут (удивлённо) – А разве такое бывает?.. Мне казалось, если человек дурак, то это навсегда. Как твой приятель, к примеру...
Дурень (разозлившись) – Ты чего обзываешься! А ну иди отсюда, пока цел!
Шут (вздохнул) – И здесь меня не поняли. Пойду дальше. Прощайте.( Обречёно склонил голову и пошёл в противоположную сторону)
Дурень (грустно) – А может и правда нет его... дерева мудрости?..  И чего мы прёмся за неприятностями?.. Сядем и подождём их здесь.
Злой – Иногда ты бываешь умён... Но мы уже почти пришли. До царских палат рукой подать. Неужели не зайдём?
Дурень (решительно) – Пошли!



                Сцена третья
(Путешественники подошли к открытым воротам города. Только они собрались войти в них, как дорогу им преградил важного вида человек, в окружении двух стрельцов)
Мытарь – Кто такие? По какому делу?
Дурень – Я Дурень. А это мой приятель Злой. Идём к царю по личному делу. А ты кто?
Мытарь – Я мытарь, слуга государев. За проход к царю вы должны заплатить налог; три гривны.
Злой – А если не заплатим?
Мытарь (развёл руками) – Значит, не пройдёте.
(Злой покопался в кошеле, вытащил три монеты и отдал мытарю. Тот успел заметить, что там ещё остались деньги)
Злой (завязывая кошель) – Ну мы пошли?
Мытарь – Не спешите. А налог на скотину?
Дурень (удивлённо) – Так у нас же её нет!
Мытарь – Сейчас нет, потом заведёте.(Видя как Злой лезет за деньгами добавляет) Заодно заплатите за речную воду и солнечный свет.
Злой (возмущённо) – Так ведь солнце само светит! За что платить?
Мытарь (подняв палец к верху) – Солнце светит потому, что имеет на то государево дозволение. Платите!
Дурень (Злому) – Плати, всё одно не отстанет.
(Злой с неохотой выпотрошил весь кошелёк. Мытарь разделил деньги на две кучки и высыпал каждую в одну из двух сумок)
Злой – А почему ты деньги в две сумки ложишь, а не в одну?
Мытарь (откровенно) – Вот эта сумка (показал на маленькую) государю. А эта мне (на большую) за труды мои великие...
Злой (усмехаясь) – Не слишком ли много?
Мытарь – В самый раз... А вы ступайте, а не то возьму налог на разговоры.
(Приятели не слушая его, пошли вперёд, на ходу обсуждая происшедшее)
Злой – Вот кто лиходей из лиходеев! Ни я, ни Чудило ему в подмётки не годимся.
Дурень – И то верно. Зря я его тогда обидел. Обратно будем идти, прощенья попрошу.



                Сцена четвёртая
(Царские палаты. У входа в тронный зал приятелей вновь остановили. Чернобородый человек одетый в шитый золотом кафтан и соболью шапку вытянул вперёд руку и спросил строгим голосом)
Думный дьяк – Вы чего здесь делаете? Это же царские палаты. Здесь посторонним ходить не дозволено.
Злой (теряя терпение) – А ты кто такой, чтобы нам указывать?!
Дьяк  – Я думный дьяк. Государев советник. И вы ступайте, пока слуг не позвал!
Дурень – Ты мил человек, не серчай. Мы к царю по делу важному. Ты бы пропустил нас, а?
Дьяк (напуская важный вид) – Как я могу пустить вас? А вдруг вы худое замышляете? И мне потом что... ответ держать? А у меня ведь семья. Жена, дети...
Дурень – У нас и в мыслях нет недоброе творить. Пускай, не сомневайся.
Дьяк – Ну не знаю... Я бы мог, но...    Деньги у вас есть?
Злой (роясь в кошеле) – А без денег нельзя?
Дьяк (разводит руками) – Нельзя. У меня жена злая. Если ничего не принесу, побить может.
Злой (выворачивая кошель) – Пусто! Мытарь всё забрал.
Дьяк(возмущённо) – Вот зараза! Опять опередил. Сколько раз говорил государю, не верь этому лихоимцу! Всё бесполезно...     Кошель-то поди новый? Давай его сюда! И кафтаны снимайте! Если царь вас наградит, купите новые. А если казнит, они вам без надобности будут. Ждите здесь. Пойду доложу...
(Уходит)
            

                Действие третье
                Сцена первая
(В самом большом зале на давно изношенном троне сидит царь. Поношенное платье мешком сидит на его нескладной фигуре. Поправив рукой спадающую корону царь продолжил невесёлые раздумья, начатые незадолго до появления наших героев)
Царь - ... Тоскливо-то как!...   И зачем я шута выгнал? Сейчас бы сбрехал что нибудь, глядишь бы и полегчало... Да пёс с ним! Дерзок, не в меру. Такое про царевну сказать... Ну, не красавица! Так что теперь? Зато царёва дочка. Правда приданное небольшое. С того иноземные принцы носы и воротят. Вчерась один, толи хранцуз, толи немец говорит: «... за такой страшный дочка надо много денег...» Много... А где их взять? У других царей народ как народ. И пьёт в меру и работает много. А у нас...   когда пьют, то не работают. А если работают, то так что, лучше бы пили. И все непременно чего нибудь просят. Думают, раз царь, значит всё может. (вздыхает) Эх! Бросить бы всё. Но нельзя. С дочкой что-то делать надо. Засиделась в девках. Деньги нужны. Налоги что ли повысить? Бесполезно... Разворуют.    Что делать, ума не приложу? Хоть бы дурак какой пришёл да женился на царевне! Отдал бы не задумываясь. Однако, что там за шум? Дьяк! Дьяк, ты где? 

 

                Сцена вторая
(Появляется думный дьяк)
Дьяк – Государь, к тебе просители.
Царь (с надеждой) – Принцы иноземные?
Дьяк – Нет, свои.
Царь (вздохнул) – Жаль...
Дьяк – Так может прогнать их?
Царь – Да нет, не надо. Пущай, коли пришли.
(Входят наши герои. Увидев царя кланяются ему)
Дурень – Здравствуй, надёжа государь! Я Дурень, а его зовут Злой. Мы к тебе по делу важному. Слышали, будто у тебя есть дерево мудрости...
Царь – Может и есть. Откуда я знаю?
Дурень (уважительно) – Мне бы плодов немного... Надоело в дураках ходить.
Царь – Ты видно и вправду дурак, коли на дармовщину расчитываешь. Сперва службу сослужи.
Дурень – Да я с превеликой радостью. Ты только укажи какую.
Царь – Какую, какую... Сейчас придумаю. (задумался) Жалко шута нет. А с этого (на дьяка) что взять? Или знаешь что?
Дьяк (с важным видом) – А ты, государь, отправь их на поиски коня златогривого.
Царь – А что, есть такой?
Дьяк (пожав плечами) – Наверное, нет... Но пусть поищут!
Царь – Дурак ты! А ещё в царёвых советниках ходишь. Ладно уж. Сам придумаю. (обратившись к гостям) Загадки загадывать буду. Отгадаете, награжу. Не угадаете, пеняйте на себя. (Дурню) Ты награду ищешь, тебе и ответ держать. Скажи мне, каких камней в море нет?
Дурень (почесав голову) – Наверное красных.
Царь – Почему красных?
Дурень – Откуда мне знать? Я на море не был.
Злой (вступает в разговор) – В море нет камней сухих.
Царь – Правильно. Другая загадка. Что теплее шубы?
Дурень (не задумываясь) – Валенки.
Царь (дьяку) – А ты что думаешь?
Дьяк – Жена, наверное.
Царь(усмехаясь) – У тебя одно на уме. Поди вчера опять тебя уже била?
Дьяк (опустив глаза) – Не сильно...
Царь – С вами, с двумя, говорить, что воду в ступе толоть. (Злому) Ты конечно знаешь ответ? Что теплее шубы?
Злой – Две шубы.
Царь – Молодец! А когда дурак бывает умён? (указывая взглядом на дьяка)
Злой (усмехнувшись) – Когда молчит.
Царь (довольно) – А ты умён! Тебе и на последнее отвечать. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Кто это?
Злой – Морковка.
Царь – Не угадал. Это лошадь из царской конюшни.
Злой (удивлённо) – Это почему?
Царь – Конюшня у нас старая и тёмная. В задней стене дыра. Вот  лошадь туда хвост свой и высовывает... Не угадали вы ничего. Казнить вас, что ли? (смотрит на растерянные лица приятелей) Пожалуй не стану. Хороший правитель не губит без надобности свой народ. Я хочу быть добрым государем... А потому награждаю вас великой милостью; отдам свою дочь за одного из вас. (решительно)
Дьяк, зови царевну!

(дьяк ушёл)


                Сцена третья
(Приходит царевна. Нескладная фигура и крупные формы лица... Не будем делать подробные описания. Скажем только, что она была... не очень...)

Дурень (Злому) – И не такая уж она страшная...
Злой – То, что женщина не страшная, ещё не означает, что она красивая. Впрочем, кому что нравится.
Царь (торжественно) – Вот вам царская милость – жениться на моей дочери.
Злой – А почему мы? Нам это совсем без надобности.
Царь – Почему бы и не вы? Кто-то же должен на ней жениться. Не век же ей в девках ходить..
Дурень – Лично я не могу. Мне прежде поумнеть надо.
Злой – Поумнеешь, точно не женишься.
Дурень (Злому) – А может ты возьмёшь её?
Злой – Думай, что говоришь! Ей и так не повезло, так ещё муж злой достанется.
Царь – Эй, полегче, полегче!  Не корову, царевну обсуждаете. Дочка, нравятся тебе эти двое?
Царевна (опустив глаза) – Я, папенька, вам перечить не смею. На кого укажете, за того и замуж пойду.
Царь – Слышали? Девушка согласна. Итак, кто жениться будет?
Дурень (Злому) – Ты мой слуга. Вот я тебе и приказываю...
Злой – И не подумаю! В огонь, в воду пожалуйста, а здесь уволь. И... в конце концов, не ты ли говорил, что жениться хочешь?
Дурень (взглянув на царевну) – Хотел. Но... не до такой же степени.
Царь (хлопнув по трону рукой) – Ну всё! Моё терпение лопнуло. Дьяк, зови палача!

                Сцена четвёртая
(Входит палач. Маленький невзрачный человечек с балалайкой в руках)
Злой (удивлённо) – Это палач?
Царь – Да.
Дурень – А где у него топор?
Царь (с усмешкой) – Не волнуйтесь, он вас и без топора задолбает. (царевне)Дочка, ты пожалуй выйди.
(Царевна послушно удалилась. Дурень и Злой наблюдают странную картину. Дьяк натянул шапку глубоко на уши. Царь вытащил из под себя тронную подушку, снял корону и обернул подушкой лысеющую голову.)
Царь (махнул палачу рукой) – Начинай!
Палач (взял в руки балалайку и запел жутко фальшивя) –
                Надысь полюбил я девку...
                Пряник ей принёс...
                Говорю, пойдём со мной...
                Жизни без тебя нет.
                А она мне ответила:
                Не с твоим рылом
                К девкам приставать.
                Ох  и злая штука, эта любовь!
                Эта любовь.... любовь...
(Пока он пел выражение лица у обоих друзей сменилось с насмешливого на страдальческое. Первым не выдержал Злой.)
Злой  (жутко крича) –Хватит! (рукой заткнул рот палача. Царю) У тебя что, нормального палача нет?
Царь (снимая с головы подушку) – Нормальный денег стоит. А этот бесплатно убивает. Ему кто-то с дуру сказал, что он красиво поёт, вот бедняга и старается...  Так что, мужики, мне приказать, чтоб он продолжил?
Злой – Если не хочешь, чтобы одним дураком в твоём царстве стало больше, то лучше не надо.
Царь (соглашаясь) – И то верно. С дураками у нас явный перебор... Насчёт женитьбы решили что, али нет?
Злой – Да мы вроде как и согласны в царёвых зятьях походить. Но... дочка-то у тебя одна, а нас двое. Пусть она сама себе жениха выберет.
Царь – Быть по сему! Дьяк, проводи палача и приведи царевну!
(Дьяк выполнил приказание)



                Действие четвёртое
                Сцена первая
(Дьяк приводит царевну)
Царь (царевне) – Вот, дочка, женихи тебе... Оба согласные. Выбери того, кто тебе по душе.
(Царевна сначала подошла к Злому. Тот сделал свирепое лицо. Царевна отшатнулась от него и направилась к Дурню)
Царевна – Вот он мне нравится.
Дурень (ей) – Ты первая девушка, кто мне такое говорит. И ты мне нравишься... очень.
Царевна (отводя взгляд в сторону) – Но все говорят, что я страшная...
Дурень – Брешут! Я например, тебя нисколько не боюсь.
Царевна (с восторгом в глазах) – Как хорошо ты говоришь!
А мне сегодня сон снился... добрый. Я ещё подумала;  может придёт кто?..
Дурень (не отводя от неё глаз) – Вот я и пришёл. Погоди! Совсем забыл. Всё таки есть у вас дерево мудрости или нет?
Царевна (жмёт плечами) – Не знаю. А зачем оно тебе?
Дурень (махнув рукой) – И то верно. Пойдём, дворец покажешь...
(Влюблённые уходят, обнявшись)


                Сцена вторая
Царь (облегчённо) – Ну вот, кажется и разрешилось одно дело... (дьяку) Ты, дьяк, ступай. Мне с человеком поговорить надо.(дьяк ушёл) Приятель твой награду поимел, а ты сам-то зачем приходил?
Злой (задумчиво) – Не знаю... Добрым хотел стать... Думал, может у тебя средство какое есть...
Царь – А теперь что думаешь?
Злой – У тебя его нет. Иначе бы ты им непременно воспользовался. В царстве твоём не всё ладно.
Царь ( со вздохом) – Думаешь, я про то не ведаю. Всё ведаю... про то, что дороги плохие, про то, что дураков много, про то, что воруют... (вдруг) Слушай, а давай я тебя главным боярином сделаю?!
Злой –Боюсь не справлюсь, государь.
Царь (уверенно) – Справишься. Чай не дурнее дьяка будешь. Соглашайся!
Злой – Уговорил. Но знай, государь, с ворами я буду строг., не обессудь.
Царь – Я не против. Только смотри, чтобы нам вдвоём не остаться. Ну, всё! Кажись договорились. Иди, принимай дела у дьяка. А я передохну малость. Устал я сегодня...


                Сцена третья
Сказитель – Скоро сказки завершенье...
                Приготовьте угощенье.
                Будем петь, да пировать
                И героев вспоминать.
                И печалиться не стоит
                Если мудрость не идёт.
                Просто дерево такое
                В нашем царстве не растёт.
                Не растёт... Ну и не надо!   
                Проживём и без мозгов.
                Ведь не зря нас называют
                Все «страною дураков».
                С дурака и взятки гладки.
                Что хотим, то и творим.
                И живём мы без оглядки.
                То плетёмся, то бежим.
                Так живём. И слава Богу!
                Что сумел нас наградить;
                Духом вольным и дорогой
                Чтоб на ней искать и жить...








                Конец сказки


Рецензии
Сказка неординарная, интересно читается.
Но хочется отметить, что "Флегматичного вида худощавый мужчина..." Слово "флегматичное", по моему, никак к данной сказке не подходит, да и не сказочное это выражение. Подумать бы над этим... Надеюсь, не обидел автора. Успехов и благополучия!

Джебраил Халиди   01.05.2012 09:37     Заявить о нарушении
Отдельное большое спасибо вам Джебраил, за прочтение моей пьесы. Пьеса не рассказ, не у каждого хватит терпения прочесть, да ещё и представить действие так, как замыслил его автор. С удовольствием воспользуюсь вашей подсказкой (флегматичный). Действительно выбивается слово из контекста. Удачи вам!

Виктор Минеев   02.05.2012 17:12   Заявить о нарушении