Барань. Города Беларуси

БАРАНЬ

БАРАНЬ, город в Оршанском р-не Витебской обл., на                р. Одров, расположен в 9 км от Орши, на автомобильной дороге Орша-Коханово. Административно подчинен Оршанскому горсовету. Среди городов Беларуси Барань с населением 11,6 тыс. чел. (на 01.01.2010) занимает 69-е место.
               
Герб и флаг города Барань
Пониженный вилообразный золотой крест олицетворяет географическое положение города – перекресток, на котором он возник, а также символическое изображение слияния рек Одров и Барань. Кавалерский крест, расположенный в верхней, наиболее почетной, части поля является символом веры, независимости, доблести и отваги, которую не раз за многие столетия проявляли горожане. Вместе с тем он подобен кресту в историческом гербе г. Орша.  Наконец, охотничий рог – это дань уважения жителей города к своей истории и, в частности, к его бывшим владельцам – князьям Радзивилам, чьим родовым знаком был герб «Трубы».
 
План города
Есть версия, что название города произошло из-за жертвоприношений баранов местными проповедниками древнего языческого культа. Принося в жертву баранов, люди просили богов о том, чтобы они оберегали жилище и их владельца.
 
Памятник основателям Барани
Летописно город был известен с 1518 г., как село Барань (затем Старая Барань). Первоначально являлся собственностью князей Острожских.             К.И. Острожский построил здесь «Кульны двор» - завод орудийных   пуль. С 1598 г. становится местечком Оршанского повета в Великом княжестве Литовском. С 1924 по 1960 гг. являлся центром сельсовета в Оршанском р-не. С 1935 г. –   рабочий посёлок. В 1972 г. присвоен статус города.
В документах 1591 г. фольварок Барань упоминается в составе Копысского имения. В 1598 г. владелец Копыси гетман Великого княжества Литовского князь Крыштоф Радзивил основал в Оршанском повете местечко Барань, куда перевел и подданных со Старой Барани. В привилеи  гетмана от 30 октября 1598 г. сообщается, что он «...заложил на гостинце от Борисова до Орши место на Барани...». Местному войту (служебная должность в Великом княжестве Литовском), возглавлявшему городское или сельское   управление либо самоуправление разрешалось определять торговый день, в который приезжали торговцы из окрестных селений.
В XIX столетии Барань представляет собой уже небольшое обычное село с 29 дворами и 170 жителями (1886 г.)    В 1909 г. она насчитывала 59 дворов и 399 жителей.
До революции здесь было и панское поместье с мельницей.  Рассказывают, что и сейчас на остатках развалин поместья растут необычайно красивые цветы, которые попробовали рассадить в других местах, но они не приживались.
 
Памятник освободителям Барани

Архитектура городка   уникальна для малых городов Беларуси.
В облике города просматриваются мотивы добротной «сталинской»   архитектуры подмосковных Академгородков 50-60 годов. Расположенный в красивом сосновом бору город с аккуратными небольшими коттеджами напоминает подмосковные города-спутники - Монино или Жуковский.

 
Архитектура Барани

В средние века в Барани жили известные оружейных дел мастера.
Сейчас в Барани находится Центр Олимпийского резерва по конному спорту и коневодству.

 
Архитектура современной Барани

Барань - родина белорусского  писателя В.И.Корбана (1910-71).
Житель Барани Сергей Шурпаков  своими силами построил собственную обсерваторию под Баранью, откуда ведёт наблюдения за кометами и астероидами. Он зарегистрировал свою обсерваторию в Центре малых планет (Гарвард, США)  и его данныевносят заметный вклад в исследования астероидов и комет.
Свято-Ксениевский монастырь в Барани был основан в честь святой угодницы Ксении Петербуржской. Молитвы к ней традиционно обращают бездетные женщины и женщины, у которых нелады в семье. Монашеская обитель существует в Барани с начала 90-х годов двадцатого века, но официальный статус монастыря был получен лишь в 2002 г.
 
Свято-Ксениевский женский монастырь в деревне Барани является местом паломничества, желающих помолиться в обители Ксении Петербургской. В монастыре пребывают частицы мощей святых угодников Божих: святого мученика  Владимира, митрополита Киевского, св. Феодосия Черниговского, преподобного мученика  Василия Печерского, 12 зодчих Киево-Печерския Великия церкви, преподобных  Ионы и Климента Зверинецких, преподобных Алексия Голосеевского, Лаврентия Черниговского и Феофила Киево-Печерского, а также список иконы Божией Матери Иверская Монреальская, привезенный с Афона.
В Барани монастырю принадлежит еще пять жилых домов, которые приобретались в целях создания здесь так называемой "православной деревни" для проживания паломников и поселенцев.
Недалеко от монастырского храма находится святой источник во имя небесной покровительницы обители. По преданиям, в источнике в честь святой блаженной Ксении Петербургской воду брала святая белорусской земли преподобная Ефросиния Полоцкая.
В городе также построена красивая Спасо-Преображенская церковь (1993 г.).
 
Свято-Ксениевская церковь
На престольный праздник церкви, который отмечается 5 февраля, в Барань съезжаются паломники  со всей Беларуси. Праздничную службу в этот день обычно, возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх всея Беларуси.
На кладбище Барани возведена также часовня в честь Святого Георгия.

 
Набережная Барани
Памятники старины:
Богадельня (1905г.), Проволочно-гвоздильный завод Менжинского (ныне здание   механического завода) конца  XIX в.
В XX веке здесь было уничтожено множество старинных курганов. К примеру, неподалеку от урочища Робское в 1924 г. числилось 50 курганов, на сегодня же их только 11.
Вблизи современной Барани сохранилось городище  конца первой половины первого     тысячелетия да нашай эры. Здесь на возвышении хорошо заметна площадка городища и его оборонительный вал.   Это место находится в 1,1 км на северо-востоке от деревни  возле дороги  на Майсейщину и местными называется «Церквище».
 
Зима в Барани

Легенда. Существует предание, что Барань известна с глубокой древности и в стародавние времена была большим городом под названием Баран (Золотой Баран), в котором  было 12 церквей. Процветала торговля и ремесленничество.  Город, якобы, был полностью уничтожен в годы войны со шведами. Предание о Золотой статуи барана, венчавшей шпиль резиденции местного войта, до сих пор не дает покоя  кладоискателям – ее поиски продолжаются.


Рецензии