Свет ее любви

Милое, удивительно ясное спокойное лицо, почти греческий профиль, умные все понимающие глаза.  Зинаиду можно было назвать красавицей, если бы только не хромота – она очень сильно припадала на правую ногу.
Эта хромота не мешала ей ловко орудовать по чуму, казалось, она никогда не уставала. Хотя родилась Зинаида абсолютно здоровой. А история с ногами – это длинная история.
Случилось это давно, в начале прошлого века, на бескрайних просторах Таймырской тундры. Одна очень богатая долганская семья. Отец владел многотысячными стадами оленей, лучшими угодьями, ему прислуживало много батраков. Семья была большая, пятеро дочерей-красавиц.  Бай Михей хотел умножить свое богатство и мечтал выдать дочек замуж за богатых оленеводов. Старик торговал с русскими купцами пушниной, те тоже заглядывались на его дочерей, но побаивались крутого нрава Михея. Он был жестким человеком и прозорливым.
Зинаида – самая младшая из дочерей. У нее правильные черты лица, светло-серые глаза (откуда?), тонкая гибкая фигурка. Отец часто брал ее с собой осматривать свое хозяйство. Она ловко управлялась с оленьей упряжкой и стремительно носилась по тундре, гоняя пугливых оленей. Отец научил ее многому, поэтому она любила бывать одна в холодном безмолвии в любую погоду. Зинаида во всем слушалась отца. Она была покладистой и очень доброй дочерью.
Случилось так, что у богача Михея батрачили братья Антоновы – Афанасий и Федор. Они были самыми бедными в стойбище, круглые сироты, жили у старого больного деда.
Целые дни они проводили в тундре, выпасая и охраняя несметные оленьи стада.
Как-то в один из теплых дней Зинаида  отправилась проверять оленей.  Нарты летели по хрупкому насту, взвихряя снег. Ветер, будто догоняя ее, бессильно рвался за ее спиной. Она не заметила крутого склона, и сани перевернулись, скатившись вниз. Девушка не смогла удержаться и выпала из саней, но не испугалась, только ушиблась немного. Крутой обрыв, нарты перевернулись, но олени не пострадали.
Зина сидела на снегу и думала, как выбраться оттуда. Вдруг кто-то крикнул ей сверху, чтобы она подождала. К ней спускались двое. Они помогли ей выбраться наружу и подняли упряжку. Она повернулась, чтобы поблагодарить их – это были братья Антоновы. Они как раз возвращались домой в соседнее стойбище, шли пешком, ведь оленей у них не было.
Девушка взглянула на высокого крепкого Афанасия, он привлек ее внимание недюжинной силой. Правда, отец запрещал ей общаться с бедными пастухами. Зинаиде вдруг показалось, что она давно знает этого парня, а он смущенно смотрел на нее. Она быстро села на нарты и умчалась, только снежный вихрь взметнулся за санями.
С тех пор она частенько посматривала в сторону парня, тайно от родителей. Афанасий тоже при нечаянной встрече улыбался девушке. Так зародилась их любовь.
Только знала Зинаида, что отец никогда не согласится выдать ее замуж за самого бедного из своих пастухов.
Но тут настали непонятные времена, в тундру пришла новая Советская власть – большевики раскулачивали богатых зажиточных оленеводов и организовывали оленеводческие бригады. Старый Михей и не думал подчиняться новым законам, он решил откочевать со своими стадами дальше к северу, потеряться в снежной пустыне.
А Зинаида, узнав о планах отца, отказалась ехать с ним. Она решила убежать с Афанасием. В один из дней они тайком запрягли оленей и отправились в путь. Только не дремал Михей. Узнав о побеге любимой дочери, он ринулся в погоню. Он запряг самых быстрых и сильных оленей и поехал вслед за ними.
Догнал он их быстро, соскочив с саней, он рванул дочь и, крепко схватив за косы, поволок за собой. Девушка попыталась вырваться, но отец все сильнее закручивал ее волосы. Тут опомнился Афанасий, он бросился на помощь любимой. Крепко схватив Михея за руку, он пытался освободить ее. Но Михей отбросил его от себя. Он избил Зинаиду, ударил ее с силой о нарты и сломал ей ногу. Его надежды рушились на глазах, и, казалось, всю свою ненависть и боль он вымещал на дочери. Наконец Афанасию удалось схватить старика и оттащить от Зины. Он крикнул, что Михею никогда не вернуть ее. Старик сам понимал бесполезность борьбы. Прокляв дочь, он уехал прочь.
Жадный Михей бросил всю семью и один откочевал со своими стадами дальше на север, и пропал. О нем больше никто не слышал.
А Зинаида выздоровела, благодаря усилиям Афанасия, только навсегда осталась хромой, нога зажила неправильно. Но они были молоды и счастливы. Людей в стойбище удивляла их нежная привязанность друг к другу, сила их любви. Семья жила дружно, хотя и очень бедно. Родились дети.
Но вскоре  стало трудно жить в тундре.  Небольшой улов рыбы, который  рыбакам удавалось поймать, сдавался в колхоз. Очень многие голодали. Новая власть запрещала забивать колхозных оленей для семей.
Однажды Афанасий не выдержал, он тайно забил самого худого оленя, чтобы накормить своих пятерых  детишек. За свой поступок он поплатился – его арестовали как врага народа и посадили на  долгие годы.
Зинаида осталась одна с детьми. Но она не растерялась, не такой у нее  был характер – стала шить парки, торбаса людям, выделывать шкуры, помогать соседям (те давали ей еду за помощь).  Молодая женщина   выживала, как могла. В этой невыносимой борьбе за жизнь угасли двое ее маленьких сыновей. Но она понимала, что не одной ей тяжело. Вера в возвращение Афанасия давала ей силы терпеть и жить дальше.
Когда дети подросли, она их отправила в поселок, чтобы учились, а сама осталась в тундре, ожидать своего Афанасия. От него не было известий, да и как он мог сообщить о себе, неграмотный и растерянный тундровик в чужом мире.
 Но время шло неумолимо - выросли дети, появились внуки, но Зина по-прежнему жила в тундре  и ждала. И однажды он вернулся, худой и изможденный, совсем седой и больной.  Наконец-то они снова вместе!  После возвращения Афанасий прожил всего год, как ни старалась она выходить его.
Многие сватались к Зинаиде после его кончины, но она так и осталась одна. Не смогла забыть свою любовь. Жила у дочерей, теперь у нее была большая семья – восемь внуков и три правнука.
А ушла она в одночасье от гриппа, хотя всю жизнь ничем не болела. Она никогда не жаловалась, часто вспоминала свою молодость, и лицо ее тогда светилось счастьем и покоем.
Свет ее доброты и необычайной силы духа продолжает озарять жизнь ее внуков и правнуков – всегда жить в любви, во имя любви.
Такой была моя бабушка – Зинаида Михеевна Суздалова - Антонова.


Рецензии