Крымские зори

                                               Крымские зори.

       Вот и подошло время прощания с Крымом и любимой Ялтой, мне нужно отправляться дальше по задуманному маршруту. Чуть  больше месяца провел я здесь. Даже загорел, правда загорели только лицо и руки, сезон загара и купанья здесь еще не наступил. Погода в этом году в Ялте не задалась, в апреле меня чаще приветствовал дождь и небо закрытое тучами, а не ласковое солнце и тепло. Но для меня это не было причиной тоски и грусти, я люблю Ялту в любое время года и при любой погоде. За прошедший  месяц я повидал своих родственников: тех, кто ушел в мир иной, посетил на погосте, а с теми, кто, слава Богу, еще жив и здоров насладился роскошью общения. Много впечатлений получил я и от встреч с незнакомыми людьми и просто  наблюдая за окружающей меня повседневной жизнью крымчан. Мне было интересно буквально все: как они живут, как они работают и отдыхают, их быт и отношение к России и окружающему миру. И это было не праздное любопытство,  ведь с этим краем тесно переплетена и моя жизнь, здесь я стал юношей, жил и работал будучи молодым человеком. Ялта была постоянным местом отдыха нашей семьи на протяжении сорока лет. Я благодарен судьбе, что она связала меня с Крымом, позволила и помогла окунутся в его мир, который сильно отличается от привычного мне мира средней полосы России, как природой, так и человеческими отношениями. Я не маленький ребенок и прекрасно понимаю, что нынешний визит сюда может быть последним свиданием с Крымом в моей жизни. Тем  острее ощущаю я боль и тревогу местных жителей за свою судьбу, за будущее своих детей. И хотя большинство из них попали сюда по воле случая, их прародина не здесь, теперь Крым стал для них родным, теперь это их Родина и тем более Родина для их детей. Мои две сестренки, уехав  с родителями из Татарстана в детском возрасте ни разу за свою жизнь не были на своей исторической малой родине. Они ее не знают и даже не испытывают потребности знать. А теперь и вовсе не поедут, здесь в Ялтинской земле они похоронили своих близких, куда они поедут? Вот такова она, сермяжная правда жизни. Крым, Ялта поглотили их полностью, только здесь они чувствуют  себя, у себя дома. И по другому не могут. Я, в свою очередь, хоть и не остался в свое время жить здесь, всей душой полюбил Крым, а Ялту, в особенности.
       Что же на прощание я возьму сейчас с собой отсюда?  Конечно, я возьму, а лучше сказать, навечно оставлю в своем сердце любовь к этому прекрасному и удивительному  кусочку большой Земли, к его людям, его Солнцу, его Морю. Уж очень много хороших воспоминаний связано у меня с Ялтой и забыть такое невозможно.  
       Но не все так хорошо и благостно, к сожалению в дальнейший путь поедет со мной и тревога. К великому огорчению для такой тревоги есть все основания: Крым сегодня имеет массу проблем, решение которых идет очень медленно или не идет совсем. Об этих проблемах все знают и все говорят, но, как говорится, воз и ныне там. Три темы постоянно в центре внимания у людей живущих на южном берегу Крыма: слишком малые пенсии и зарплаты, упрямая политика властей по украинизации жизни на полуострове и отношения с крымскими татарами. Все споры и все разговоры сводятся в итоге к обсуждению этих вопросов. И когда все это разрешится, не ведомо ни кому, а тем более мне, в общем то, так уж получается, постороннему человеку. Остается  только одно,  лишь мечтать и надеятся, что наступит и в Крыму время всеобщего блага, а пока приходится ждать и терпеть. Но терпеть хорошо, когда ты вдали от всех проблем и они напрямую тебя не касаются. А как быть тем, кто здесь живет? Этот ответ им приходится искать каждый божий день. Грустно все это. На власти люди уже и не надеются. Кроме воровства и балаганной борьбы за власть, люди уже ничего не видят и давно уж не ждут иного от нынешних политиков.
       За месяц с небольшим, что отдыхал в Ялте,  я поездил по Крыму. Побывал в разных точках ЮБК ( Южный Берег Крыма), съездил в Севастополь, Балаклаву, Бахчисарай. Съездил я также и в восточную часть Крыма, на Керченский полуостров, а конкретнее в город Керчь. Там, примерно километрах в тридцати от города,  в поселке Костырино, на местном кладбище  похоронена тетя Вера, еще одна моя тетка. Это кладбище и сам поселочек, забытый всеми и вся, влачит не просто жалкое, а убогое существование. Жители работают только в местной психбольнице,  другого занятия просто нет, живут по большей части в служебных помещениях - халупах и ни какой перспективы. Надежда разве что только на резкое увеличение притока пациентов. Поселок стоит на берегу залива, вокруг совершенно дикая степь в своем первозданном виде, а залив заполнен солью и лечебной грязью, но ни кому это не надо. Все в полном запустении. Очень унылое место. Да и сам город Керчь никак не назовешь процветающим. В городе работают два порта: торговый и рыбный. Но я видел, что на внешнем рейде, в проливе идет разгрузка судов. Моряки предпочитают свои грузы обрабатывать там, по сути прямо в открытом море. Почему? Ответ мне не известен, но то, что это нонсенс, очевидно. Город не получает денег, люди рискуют своими жизнями, материалами и даже самими судами. Кому это выгодно?
     Здесь в Керчи, еще в советское время работал комбинат по добыче железной руды. Говорят о каких то ее особых ценных качествах, и что ныне?  На месте бывшего большого производства по всей территории, как после бомбежки, видны голые трубы и разрушенные здания. Как будто здесь и снимал Тарковский свой "Сталкер". Просто, жуть! Опять же, не мое это дело, но невольно возникают вопросы: разве нельзя было вдохнуть новую жизнь в этот комбинат?, разве нельзя навести нормальный порядок в работе портов, чтобы это было выгодно всем участникам процесса? И таких вопросов множество. Ответов нет. Не думаю, что подобные вопросы не возникают и у горожан, но и они не получают их. Жаль, а ведь Керчь - город с хорошими трудовыми традициями и мог бы приносить доход в бюджет Крыма. Но опять же ничего не происходит, либо власти совершенно не способны управлять либо что то другое.
       Из Ялты в Керчь автобусы ходят через Симферополь, так выгоднее для транспортников,  проще набрать пассажиров, которые прдсаживаются на короткие перегоны между ближайщими пунктами. Поэтому мне не удалось прокатится по морскому побережью от Алушты до Феодосии и полюбоваться на красоты. Но впечатлений и здесь все таки хватило. В Феодосии обратил внимание на заборы вдоль морского берега. Кто то разбил свободное побережье на участки и отдал их в использование отдельным организациям или частным лицам, я не знаю, но это не меняет сути дела. Доступ гражданам на песчанный пляж перекрыт.   Власть здесь очень успешно проявила себя именно как Власть. Интересно, в чьих интересах и за какие деньги?
      Здесь же, недалеко от Феодосии расположен Старый Крым, эта местность издавна известна своими успехами в аграрной области. Здесь всегда были хорошие условия и для виноградарства и другой сельскохозяйственной деятельности. Этот благодатный край лежит в лесистой долине, здесь есть вода, что очень важно для крымского климата, здесь более мягкий климат. Все это известно давно и сейчас   видно, живущие здесь люди хорошо трудятся. Приличные жилые дома, возделанные огороды, виноградники и поля, все это производит очень хорошее впечатление. Везде по дороге продают картошку, она здесь очень дешево стоит. Но, видимо и это выгодно. А может это просто один из немногих способов хоть немного заработать реальных денег? Не знаю. А за пределами этой долины люди живут беднее и это сразу по всему: жилищам, плохо обработанным приусадебным участкам, полям, заросшим травой. С чем это связано сказать не могу, но постороннему человеку это сразу бросается в глаза. 
      Еще одна черта здешней жизни: вдоль дороги  довольно часто стоят легковые прицепы, на которых дымится самодельная печка - тандыр. Здесь готовят шаурму  для  проезжающих. Это довольно любопытное изобретение местных умельцев и пример смекалки, инициативы в добывании дензнаков. Правда, пробовать сей шедевр азиатской кухни я не рискнул, впереди долгая дорога и страдать от такого кулинарного изыска не хотелось. Но торговля идет, значит есть спрос. А значит и работа. К сожалению по всей трассе никакой другой кипучей работы и деятельности я не заметил, разве только то, что люди на приусадебных участках сажали картошку.  Бывшие же колхозные поля по большей частью спокойно отдыхали, на огромных просторах я не увидел ни одного человека, только кое где на воле кормились случайные коровы и иногда овцы. 
       Вот такую грустную картину увидел я и на другом краю Крыма, а не только в городах когда то процветавших при советской власти. Чтобы не зацикливаться на такой ноте упомяну лишь об одном очень приятном для меня эпизоде. В один из дней, незадолго до отъезда я решил зайти в школу, где когда то учился. Войдя на территорию школьного двора, я увидел, что здесь все почти осталось по прежнему, изменения малы. В памяти осталась баскетбольная спортивная площадка, так она была на месте, правда не в очень хорошем состоянии. А вот автомастерской во дворе не оказалось, этот угол у школы забрали под новую стройку. Дом многоэтажный теперь здесь стоит. С волнением и замиранием в сердце открыл я дверь и зашел в коридор первого этажа. Шел урок, все двери в классы были закрыты, стояла особая школьная тишина, когда идут занятия. В библиотеку  дверь оказалась открытой и я заглянул туда. Поздоровался и представился сидящей там женщине, а затем и вопрос задал: ведется ли в школе книга истории или памяти. Нет, такой книги, сожалению, в школе не ведут. Теряя надежду узнать хоть что то о судьбе моих бывших одноклассников, на всякий случай,  я назвал несколько фамилий, которые сам помнил.  К моему удивлению, она знала некоторых из них. Так, неожиданно для себя, я сумел встретится с бывшим одноклассником Виктором Шрайфелем. Он до сих пор живет и работает в Ялте, не променяв ее на землю обетованную и работает очень успешно. Вот уже почти пятьдесят лет, до сей поры он трудится. Как говорится отмечен и почестями, имеет звание: Заслуженный  работник транспорта Украины. Мне дали его телефон и мы встретились с ним. Интересно, что мне пришлось вначале довольно долго объяснять ему кто я такой. Ведь учился я с ним всего один год в девятом классе, ровно пятьдесят лет назад. Представьте себе, вдруг неожиданно звонит человек о существовании которого ты давно забыл. Но все, слава Богу, разрешилось благополучно, мы встретились. Он оказался первым и наверно единственным, кто не сетовал на тяжелую жизнь, а видел все ее недостатки и просто работал все эти годы. Мы тихо посидели в кафе за чашкой чая, вспомнили своих сверстников и прежнюю жизнь. Это были "именины" сердца, роскошный подарок в моем путешествии от судьбы. К великому сожалению, это всего лишь единичный случай, основная же масса людей в  Крыму живут очень тяжело и жаловаться им есть на что. Обидно это и мягко говоря непонятно, как можно жить так трудно и плохо в таком раю.
     Оставаясь в таком недоумении и не имея ни времени, ни откровенно говоря, желания разобраться в этом,  с грустью покидаю я и любимый город и этот благодатный край. Надеюсь счастье в конце концов не обойдет стороной его жителей. Мой путь лежит дальше, я еду в Одессу.


Рецензии