Чтобы не молчать

Из цикла миниатюр «Зарисовки в разнолетье»


    Только не молчать!.. Пусть будет проза: наброски, зарисовки, письма к самому себе – как в прошлом, для - будущего…
    Время от времени я открываю свои записные блокнотики, ворочаю стихотворные черновые залежи и… не пишу ничего нового. А мне так много нужно рассказать о балтийской осени, о бакланах и чайках, буднично голосящих над нашим водолазным дивизионом, об этой стране, где проходит моя матросская служба и о себе самом, 20-летнем.  Теперь уже 20-летнем - таким же, как и в беспокойные гражданские времена, парнем с опрометчивыми поступками, пылкой душой и большими планами. Чтобы рассказать об этом нужно много слов, свободных, не сконцентрированных в стихотворную речь. Поэтому я беру прозу.   
    Сегодня эстонский сентябрь распахнул свой 25 день. На юге ещё по бабьелетнему тепло, а здесь по утрам на лесистом берегу, куда мы бегаем на физзарядку росисто и зябко. Днём, если появляется солнышко, то оно бледное, как желток яйца, снесённого не домашней Рябой, а безымянной курицей с птицефермы.
    А вечером над морем появляется туман, и ближе к  бледнокожей северной ночи залив накаляется холодом.  С рассветом же туман отслаивается от воды, поднимается, покрывает борта и надстройки кораблей студёной испариной, забирается в рукава бушлатов вахтенных матросов, заставляя ребят ёжиться и позёвывать…

    Полдень. Выхожу из душного от электрогрелок кубрика. Червонное золото и сапфировая синь застилают глаза. Золото – это от солнца и окрашенного сезонным увяданием  леса, маскирующего полукругом береговую линию залива,  а синь –  это сразу и сверху и снизу - от  неба и моря.
    Как и вчера прозрачны прохладные дали, светило уже не прогревает и не раскрашивает их в особенную бело-серебристую дымку; тихая ровная вода, каменистые пологие берега, уходящие в  хвойно-зелёные, с проседью многоцветной желтизны берёз и осин, заросли. Так живописно при тихой погоде!
    Потом, может, завтра,  нависнет тяжёлое небо, завоют ветры, заштормит море, и из края просматриваемой в ясные дни сопредельной Финляндии придут дожди – сделают эстонскую сторону сумрачной, неуютной…
    Я не был на юге России два года. Много это или мало, но порой мне до отчаяния хочется вернуться туда, к крымским просторам, где прошло моё детство; туда, к терриконам Донбасса, где оставлена самая трудная часть юности; туда, к приазовским станицам, где испиты плодоносные лето и осень моей допризывной вольницы, где живёт и ждёт меня любимая мама…
    Но вот над  обозримой округой сигнальным звонком по громкой корабельной связи, согласно распорядку дня, заканчивается послеобеденный сончас. И я прячу блокноты за пояс робы, чтобы не мозолить ими глаза сослуживцам.  Но, опальные мои, дорогие страницы, я непременно вернусь к вам вскоре и обязательно доскажу о том, как живу и о чём думаю, чтобы – не молчать!..

Сентябрь 1979 г. Балтика


Рецензии