Первомай

                Сколько     помню себя, с довоенного детства  этот день   всегда был моим любимым праздником .
Ещё  до войны  мой отец,  работал  на  ХПЗ  -Харьковском паровозостроительном заводе.  В предвоенные годы его преобразовали:  завод  производил паровозы СО –« Серго Орджоникидзе»,   завод № 183 делал танки  Т-34, а  двигатели к ним -  завод № 75. После войны   заводу было присвоено имя Малышева.  Это был завод гигант, самый крупный в промышленном  Харькове - десятки тысяч  работающих. Отец проработал  там около 60-ти лет, до последнего дня  жизни.
На первомайские демонстрации  с заводчанами отец всегда брал и  меня. Прекрасно  помню радостное, приподнятое  настроение, весёлых,  поющих, танцующих людей.  Шли семьями, с детьми. Колонну  возглавлял 1-й секретарь райкома партии   Аким  Осипович Копычев вместе с руководством завода и знатными рабочими. В те времена, да и в первые послевоенные годы  не было появившегося позже чинопочитания. Начальство шло в одной колонне до самого конца демонстрации.
Со временем всё изменилось. Начальство  своим присутствием удостаивало народ только вначале, поутру,   затем  спешило занять места на трибуне. Потом и вовсе в легковых машинах со специальными пропусками прямиком, отправлялись на площадь им. Дзержинского, чтобы с трибуны, рядом с многочисленными  партийными  и советскими  чиновниками города  приветствовать свой коллектив, проходящий по площади мимо  этой трибуны.  С годами постаревшим чиновным боссам надоело подолгу, далеко  заполдень  торчать  на трибуне, встречая многолюдные колонны трудящихся города. Да и народ уже поостыл.  Демонстрации превратились в шествия немногочисленных  представителей  предприятий и организаций .  Большинство   таким переменам  были рады. Начальникам различных  служб приходилось  уговаривать своих подчинённых  прийти на демонстрации и, по-возможности,  отбиться  от наглядной агитации – флагов, транспарантов,  портретов вождей и т.п. ,  которые  приходилось подолгу таскать на себе, и количество которых с годами не уменьшалось. Последние обстоятельства  - уже приметы времени, когда система  начала потихоньку загибаться, пока не уничтожила самое себя.
А в молодые мои годы  каким же праздником для меня был Первомай!   С раннего – раннего утра по радио  и в домах, и на улице гремела музыка.  У меня  по-настоящему спина  холодела, когда  отовсюду звучало:

 Утро красит  нежным цветом
Стены древнего Кремля
Просыпается с рассветом
Вся советская страна!
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней
С добрым утром, милый город.
Сердце Родины моей!
             Кипучая, могучая,
             Никем непобедимая,
            Страна моя, Москва моя.
            Ты самая любимая!
 Какие слова!  Какая музыка!  Какая мощь! Ведь действительно непобедимая.  Мы свято в это верили.  И победы настоящие, великие победы  действительно были.   Но были и мнимые…
На демонстрации я ходил и школьником со своей школой.  Особый интерес был в том, что  наша колонна следовала за колонной  женской школы, ведь обучение тогда было раздельное. Так что,  была   возможность свободно пообщаться с девочками. В праздник педагоги женской школы не были так строги, не препятствовали  такому общению. Я  искал глазами  барышню моего сердца в то время – неприступную Лилю Ренич,  а моё внимание старалась привлечь Мира  Лучковская, которой  нравился я. Но отношения наши были чистые, нравы царили строгие…
  Иногда, как спортсмен, шествовал в спортивной колонне демонстрантов  родного Харькова .
Позже  шли с институтом, и  радость праздника  в  первые  студенческие годы  усиливало  общение с  моей будущей  женой,  наш зарождающийся  роман.
А потом, став отцом,  ходил  на демонстрацию  с сыном, затем с внучкой…
Главное, всегда это было радостно, весело.  Люди с удовольствием общались друг с другом, раскрывались. Встречали знакомых, приятелей, с которыми в повседневных буднях  не хватало времени  побыть вместе.  Тут же, на свежем воздухе. «обмывали» встречи, благо  в праздничный день недостатка  по части выпить – закусить не было. Музыка звучала кругом, не только по радио, играли заводские, клубные оркестры, баяны, аккордеоны, гитары. Тут же народ танцевал, пускались и в пляс.  Особенно много звучало песен, которые знали все.  Их пели и  хором,  и отдельными группами, и в одиночку.
 А после демонстрации обязательно собирались дома, был семейный,  с гостями, торжественный.  обед. Несмотря на то,  что  второго мая   у меня день рождения, и его обязательно  отмечали,  дома у нас  традиция первомайского празднования соблюдалась всегда.  Моё   рождение в  ночь с 1-го на 2-е мая в том далёком году  посчитали первомайским,  и маму тогда  даже наградили   премией  – аж  200рублей.  Это был серьёзная  сумма, ощутимое подспорье  для  молодой семьи.
 Но главное в этом празднике  всё-таки было то, что  это был  День Весны. Кругом уже было зелено, часто  к этому времени расцветала сирень – мои любимые цветы – и праздник знаменовал собой приход настоящей весны.  Хоть  официально праздник связывался с торжеством  трудящегося народа,  по существу,  никто,  ни  я , ни подавляющая часть народонаселения  не  задумывались ни о какой классовой борьбе. Просто радовались жизни! Было ещё одно замечательное ощущение в это день . Мы чувствовали себя в безопасности. Нас никто не смеет обидеть. Мы сильны!  Не было  этой тревоги, которая сейчас не отпускает  многих постоянно, даже беспричинно,  без видимого, конкретного повода…
   Сегодня в этот день удивило одно обстоятельство. Впервые участниками  первомайской демонстрации, как рядовые российские граждане в Москве  были В.В. Путин  и  Д.А. Медведев.  Сподобились. Снизошли.  Тесно пообщались с народом. Пивка попили.  Как на заре «…основания, а  затем…»  оказались в одних рядах. Может, это хороший  знак?...
 С праздником Весны, дорогие  Прозаики и Поэты!

    Сегодня 30 апреля 2020года перечитал написанный ко времени в 2012году этот  рассказ  -  такой  весёлый и грустный, в то время ещё полный веры, что с каждым днём всё будет лучше. Накануне этого праздника так было всегда...
   Хотелось обнять родных, близких, общаться чуть не со всем миром. Для многих людей моего поколения этот день по-настоящему был важным, праздничным.

   А сейчас?...  Кругом пустота, ни до кого не дотянешься, не подышишь рядом, не обнимешь милого твоей душе человека. Только и слышишь, что такой, как прежде, жизни не будет, что  начинается зона отчуждения между людьми, страшней того - расчеловечивания!
 
   Неужели эти прогнозы сбудутся?!...


Рецензии
Да, Первомай был знатным праздником, впрочем, как и день 7 ноября. Но мне запомнился больше Первомай, потому что обычно сразу после демонстрации я шел в гости к моей двоюродной сестре Александре. Она была гораздо старше меня, у нее была своя семья, и я там после демонстрации культурно отдыхал. Играл с племянниками, читал книги и, конечно, застольничал, отмечая сразу и Первомай, и день рождения Шуры, который был 2 мая. А второго, утром или днем шел домой.
Но ничто в этом мире не вечно.. Первомайскую демонстрацию заменили митингом в 90-м. А в 18м Александра нас покинула. в последние годы ее жизни я обычно в день ее рождения лишь поздравлял ее по телефону.

Вадим Владимирович Зайцев   12.04.2024 20:08     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.