Сравнения

Вот вы пишете – Не сравнивай! Живущий не сравним! – А почему я не могу своему сыну поставить в пример послушных соседских детей, что плохого? – Ирма С., (Львов)
 

Ответ: Мир устроен не в соответствии с нашими желаниями и придуман не нами. И наши дети, как, впрочем, и мы сами, не являются и не могут быть совершенными. Поэтому мы должны соотносить наши требования к ним с их возможностями. Часто кажется, что у соседей дети лучше слушаются своих родителей и у других меньше проблем, чем у нас. Это иллюзия.
     В сказке А. де Сент-Экзюпери о Маленьком принце есть замечательный момент, когда принц разговаривает с Лисом. Лис спрашивает принца о его планете:
     - А на твоей планете есть охотники?
     - Нет.
     - Как интересно! А куры, куры есть?
     - Нет.
     - Нет в мире совершенства! — вздыхает Лис.
     Т. е. вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в реальном мире, как не может его быть и в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих.
     Дальнейший эпизод  - иллюстрация отношения к реальности и принятия того, что изменить невозможно.
     Однажды к Учителю дзен пришел один из учеников и спросил его, что нужно сделать, чтобы стать лучше самого лучшего ученика. Учитель нарисовал посохом на песке две линии и спросил у этого ученика, что нужно сделать, чтобы одна из них стала короче другой. Ученик стал укорачивать одну из линий, делить ее на части и разными другими способами уменьшать ее. Учитель невозмутимо посмотрел на эти действия, а затем рядом с оставшейся линией провел еще одну, более длинную.

     P. S. Чтобы превзойти кого-то, не следует делать что-то, что сделает хуже этого человека. Усилия следует направлять на себя, чтобы стать лучше за счет своих достоинств, а не слабостей другого.
     Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Эффективное сравнение – сравнение его сегодняшнего с ним же, но вчерашним.


Рецензии