Начало пути

В выпускном классе как-то прервались мои контакты с зоопарком, учеба слишком много времени отнимала, что ли. Пыталась готовиться к поступлению, училась на заочных курсах на биофаке МГУ, так что почти не заглядывала к зверям. Но судьба требовала свое - правда дорога несколько затянулась. Началась моя поступательная эпопея. Ну что поделаешь, не везло мне никогда на экзаменах. В МГУ не поступила, не добрала полбалла, поехала в Ленинград и там аут. Зато я почти месяц бродила по этому великолепному городу и на всю жизнь сохранила о нем чудесные впечатления. Посетив в будущем Версаль, была поражена сравнительной скромностью апартаментов французских  королей, особенно после наших Петродворца или Екатерининского.

Вернулась домой, 18 мне еще не было и я постеснялась пойти в зоопарк. Но 6 месяцев положенных в то время нужно было отрабатывать и мама меня устроила в Липецкий филиал ЦПКБ «Союзпромавтоматика» чертежником-конструктором. Начальник отдела явно был недоволен приходом неученой племянницы директора и послал меня в другой отдел, где я сразу влипла, попав на копирование  44 формата. Конечно напортачила,  наревелась, но — научилась. Данные видно были - в школе я постоянно что-то оформляла, даже с подругой выпускали стенгазету «Кукаряча». Но, после того как мы в нее всунули серьезную статью о ХVII съезде ВЛКСМ, нас от этого дела с треском отстранили. В итоге меня из КБ не хотели отпускать, я умудрялась молниеносно клепать спецификации на английском и без ошибок. Помню мы делали проект для  металлургического завода в Шри-Ланке. Отдел наш помещался в бывшем магазине, так что мы сидели как на витрине. Как-то нас затопило, прорвалась канализация и появилась водичка с разными червячками, так что и здесь без животных не обошлось.

На следующий год я опять никуда не поступила и теперь, малость повзрослев, пошла устраиваться на работу в зоопарк, родители, конечно были не в курсе. У входа тогда стоял небольшой вагончик, а внутри в соседстве с клеткой с двумя пумятами помещались директор, секретарь и бухгалтер. Так и не знаю до сих пор вспомнил ли меня АнатолийАнатольевич, вряд ли, прошло целых два года. Он задал мне два вопроса - сколько мне лет и пойду ли я на обезьян? Я обрадовала его своим возрастом и естественно согласилась. Если бы я знала, что меня ожидает!

Представьте себе самый обычный стеклянный киоск, вроде Союзпечати. Внутри него было три клетки, где сидели пара макак-резусов, самку звали Джуди, Рита - зеленая мартышка и Муся - кокетливая и одинокая самка павиана мандрила. Теснота была невероятная и поэтому каждая уборка была сродни цирковому представлению. Мыли мы в клетках швабрами, особенно трудно было убрать у макак, так как слева дергала мартышка за одежду своими тонкими пальчиками, правда достаточно деликатно, а справа Муся через раз утаскивала у меня косынку с клоком волос. Потом счастливо одевала ее себе на талию или мыла ею загаженную полку, кокетливо отставив пальчик.
 Так что обезьяны нам усиленно помогали, Джуди радостно каталась на швабре и все они старались стащить или порвать тряпку. Женщина, которая работала со мной на подмене, приучила макак на крик «по углам» забираться вверх и там дожидаться окончания уборки. Особым терпением обезьяны, как и люди, не отличаются, так что надолго их никогда не хватало и приходилось идти за новой тряпкой.

А вот мыть стекла — это было совершенно неописуемо. Расстояние от решетки до стекла маленькое и приходилось молниеносно перебегать в угол, где обезьяны не доставали до лица, мои очки всегда были желанной, но так и оставшейся недосягаемой добычей.  Раз Джуди у меня выскочила, когда я ставила ей миску с компотом. Дверца открывалась вверх, а миску с жидкостью быстро не поставишь. Я видела, что она бросается мне в лицо, быстро встала, шибер опустился, а обезьяна вцепилась мне в ногу, пришлось хватать за шкирку и закидывать обратно в клетку. Потом Рита меня укусила за палец, испугавшись рядом проехавшей машины, а я ее в это время гладила,  оставив память о себе на всю жизнь. Это были мои первые боевые крещения.

И, еще, о чем нельзя забывать — это запах, из всех животных наши дальние родственники самые вонючие и нечистоплотные в зоопарке. В природе они постоянно перемещаются на деревьях или по земле, при этом оставляя везде остатки пищи и экскременты. Так что и в неволе их не приучишь к порядку.

Как-то весьма приличный мужчина приходил несколько раз и замучил меня своим желанием завести  дома мартышку. В итоге я его закрыла всего на 15 минут в помещении с обезьянами, после чего он больше не появился.

 Кроме обезьян в моей группе были нутрии и бобры. Им приходилось ежедневно  выносит и приносить ведер по 20 воды с колонки, что очень способствует физическому развитию.
Первый месяц было очень тяжело, но ни один день не был похож на другой, и если вы хотите разнообразной жизни, идите работать в зоопарк. Дома мои терпеливые родители с удовольствием выслушивали мои бесконечные рассказы и даже не морщились от запаха рабочей одежды, которую я сваливала в угол у входа. Переодеваться в то время в зоопарке было негде, все ютились в одном вагончике. Работали молодые ребята и девчата, начальства кроме директора не было и было очень здорово, как говорил мой папа, у вас там настоящая богема. Зоопарк - это моя школа жизни, которая вместила в себя  и первую любовь,  и первый стакан самогона, выпитый на спор.


Рецензии
Здорово. Побывала в гостях у обезьян. Мужественно вы начинали свой трудовой путь. Я не представляю, что бы могло меня на такое подвигнуть. Я их очень боюсь и восхищаюсь вашей смелостью.

Ирина Дивочая   25.01.2013 20:20     Заявить о нарушении