Археологические данные о прародине тюрков

        Каменные памятники Закавказья позволяют нам навести своеобразные мосты  между территорией исторической прародины древних тюрков на Южном Кавказе и местами их последующих прародин. Здесь речь пойдёт о так называемых оленных камнях или первых культовых памятниках древних тюрков. Как известно, обычно оленные камни древние степные скотоводы устанавливали на вершине кургана или использовали их в качестве алтаря в своих святилищах. Большинство этих памятников были установлены вертикально у истоков рек, питающих пастбища, у искусственных водоемов и каналов. Аналогичные камни в большом количестве найдены на территории Северного Кавказа, Казахстана, Алтая и Монголии. Южнокавказские памятники как минимум на несколько тысячелетий старше аналогичных восточных памятников.
         В.Д. Кубарев в статье «Древние изваяния Алтая» (Оленные камни) пишет: «Оленные камни — монументальные памятники каменотёснoro искусства, представляющие собой каменные стилизованные изваяния древних воинов, — издавна привлекали внимание многих исследователей. Оленные камни, которые сохранились до наших дней,          невероятно многочисленны.  Они до сих пор поражают необыкновенно лаконичным, законченным рисунком оленей, выполненных древними, несомненно, одарёнными художниками. Для оленных камней брались специально подобранные каменные блоки, плиты, округлые и продолговатые валуны. Отдельные экземпляры обтесывались и шлифовались со всех сторон. На плоскостях камня наносился устойчивый набор изображений: символические знаки и украшения, основные предметы одежды и вооружения. Пространство между ними заполнялось фигурами животных и зверей, исполненных в традиционном стиле. Среди зооморфных персонажей особой популярностью пользовался олень, изображения которого встречены на большинстве камней. Отсюда они и получили своё название. На запад от Алтая оленные камни встречены в Восточном  и Центральном Казахстане,  Киргизии, Оренбургской области, а также в Болгарии и Германии. В недавно вышедшей работе опубликованы северокавказские камни-обелиски, несомненно входящие в одну группу памятников, аналогичных центральноазиатским оленным камням. Подобные камни есть в Грузии и Иране… Даже неспециалисту нетрудно заметить весьма прямую закономерность: памятники каменотёсного искусства Центральной Азии бронзовой эпохи, раннескифского и древнетюркского времени имеют прямые и иногда более реалистичные аналоги далеко на Западе. Д.Г. Савинов и Н.Л. Членова в недавно вышедшей статье также наметили вопросы, связанные с культурной принадлежностью и датировкой оленных камней. Авторы пришли к заключению о том, «что население огромной территории от Монголии до Причерноморья и даже Средней Европы в этот период было связано значительно более тесными контактами, чем представлялось раньше. Одно из свидетельств, подтверждающих такой вывод, — оленные камни, которые никак не могли быть предметом «ввоза», а явно изготавливались на месте пришельцами-воинами, которые твёрдо помнили символику своей родины». (144)

     В статье «Каменные идолы древних скотоводов» даны некоторые сведения об оленных камнях Хакасии: «Они не только наносили изображения на камень, но и пытались им придать объем, из-за чего их и называют изваяниями, хотя, строго говоря, скульптурным изображением их не назовешь. Для своих произведений ваятели выбирали каменные удлиненные глыбы, желательно уже имевшие необходимую форму, дабы облегчить свой труд по обработке камня. После обработки камня изваяние приобретало столбообразную, сигаровидную или саблевидную форму, в высоту достигающее 3-4 м. На узкой грани в центре или немного ниже центра высекались личина и отходящие от нее другие изображения в виде мифических и реалистических животных и сакральных символов. Подобные личины, а также разные животные изображались на плоских плитах и скальных выходах в горах. Их хакасы называют кёзе палазы, что означает дитя изваяния. Личины изображали по-разному. Есть личины простые, имеющие глаза в виде точек,       В поперечную линию вместо носа и рот. Изваяние с такой личиной - это «Хыс кёзе», что означает «девушка-менгир». Имеется подобное на изваянии с кургана Чалгыс оба. Уникальна личина на саблевидном изваянии Хыс тас (девушка - камень), она расположена не в центральной части изваяния, а на самом верху. Самый распространенный стиль изображений личин - это сложный нереалистический или, можно сказать, фантастический. Самая типичная для этой группы личина - на самом высоком изваянии (4,7 м), которое хакасы назвали «Киме тас», что означает «камень-лодка»». (145)

Оленные камни Южного Кавказа. Армения.
Необходимо отметить, что нынешнее армянское население Южного Кавказа о существовании высоко в горах местах летних пастбищ древних тюрков, каменных памятников узнало относительно поздно Поэтому у него были смутные представления о предназначении этих камней. Впервые столкнувшись с этими культовыми камнями, оставленными их предшественниками, армяне продолжительное время испытывали страх перед этими каменными изваяниями, и дали им название самого страшного существа известного им- «вишап», что означает дракон. Современные армянские авторы пытаются сочинить модернизированную этимологию для этого древнетюркского памятника.              Например, вот что пишет о древнетюркских оленных камнях и наскальных рисунках  армянский исследователь В. Ваганян в статье «Универсальные артефакты индоевропейского мифа обнаружены в Армении: «Древний армянский памятник культуры вишапакар (камень, стела с рельефом, изображающим рогатого дракона – змея, быка)… Рассмотрим слово «вишап», которое по происхождению является, действительно древнеармянским (ср. слова «шапик» - рубашка, оболочка, граница и «вер”, “вира”, а также  “верев” - вверх, наверх или «вер кац» - встань), ср. также с русскими словами «шапка» - головной убор, «вий» - демон, «вещий» - вечный, «вещь». «Вишап» как сложное синтетическое понятие состоит из двух корней. Оно обозначает либо измеряет границу или оболочку «верха» и/или “низа”, а «верх» - это небо, «низ» – земля, преисподняя. Таким образом, вишап – это символ, граничный камень, изображающий место, начало и конец распространения зла на небе и на земле. “Еш” или “эш” по-армянски означает осел, “веш” означает как бы “верхний” осел (небесный), “греш” - демон, дракон, имплементирует понятия “гр” (огонь) и “еш”, что вместе синтезируют понятие “огнедыщащий дракон”. ”Грештак” означает ангел и переводится как дракон, который находится внизу, под героем (слово “так” означает “низ”)».
     Между тем известный российский учёный С.И. Вайнштейн считает что южнокавказские оленные камни ничем не отличаются от южносибирских и пишет об этом в книге «История народного искусства Тувы» «оленные камни имеют поразительное сходство с вишапами».(146)
      К сожаленью, необходимо отметить, что после принятия армянами христианства большинство этих памятников были уничтожены.
         В связи с этом,  вызывает недоумение утверждение президента Армении С. Саргсяна, высказанное им 16 октября 2010 года на встрече с журналистами армянской диаспоры: «население местности (Южный Кавказ-Г.Г.) не протяжении тысячелетий было однородным – там жили исключительно армяне… Армянский язык имеет историю, по меньшей мере, 8 тысяч лет. Это означает, что мы как нация существуем, как минимум, 8 тысяч лет».
         О том, что армяне на Кавказе являются пришлым народом доказал ещё в 1968 году известный российский учёный -лингвист в книге «Предыстория армянского народа». И.М.Дьяконов написал об этом следующее: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья — хурритов, урартов и т.п., ясно, что он занесен сюда извне…Протоармянский язык был занесен на Армянское нагорье позже середины II тыс. до н.э. и, конечно, раньше середины I тыс. до н.э. — периода, к которому восходят первые пласты заимствований из иранских и семитских языков в древнеармянский. Таким образом, единственной ветвью индоевропейской языковой семьи, к которой может быть отнесен древнеармянский язык, является фрако-фригийская, датируемая в Азии XII в. до н.э… Мы приходим к выводу, что носители протоармянского языка, известные древним под названием мушков (восточных) и, возможно, также урумейцев, пришли в долину верхнего Евфрата и нижнего Арацани во второй четверти XII в. до н.э».(147)
      А вот что пишет об этой проблеме известный израильский лингвист А. Долгопольский: «Из 12 (или 13) известных ветвей позднеиндоевропейского праязыка семь (или восемь) обнаружены на Балканах либо происходят оттуда. Это греческий, македонский, фригийский, армянский (ведущий происхождение с Балкан, согласно древним авторам и лингвистическим данным), фракийский, возможно, дако-мизийский, иллирийский, пеласгский». (68)
       В 2007 году о происхождении армян высказался известный российский учёный – археолог Л. С. Клейн в книге «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов»: «Поскольку армянам пришлось не раз отстаивать свою территорию и самостоятельность от мощных соседей, в армянской науке была очень сильна тенденция доказывать исконность проживания армян в Закавказье: мол, они ниоткуда не переселялись, миграции (из Фригии) осуществлялись только внутри Малой Азии, а элементы фригийского заимствовались в результате соседства. Поэтому концепция Дьяконова наталкивалась в Армении на ожесточенное сопротивление. Ныне отдельные выступления сторонников автохтонности армян в Закавказье, конечно, возможны (автохтонность всё еще имеет хождение среди популистских политиков, всё еще звучит ультра-патриотически), но концепция Дьяконова завоевала общенаучное признание». (148)


Рецензии