Правдивая история о Святополке. Эпизод 111

11 июня 2009 г. Премьер-министр России Владимир Путин посетил художника Илью Глазунова и поздравил его с 79-летием.  Глава правительства приехал в галерею художника, чтобы поздравить его с днем рождения. Илья Глазунов показал Путину свои любимые работы.  Премьер покритиковал святых Бориса и Глеба, которых увидел на картине "Вечная Россия".
"Борис и Глеб — святые, это понятно, — обратил внимание на князей Путин. — Но они все отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют".
"Мне это чуждо", — согласился художник.

За что политик- раскритиковал не только работу художника-но и поступок князей.
За то, что с ним согласился художник, зачем тогда их рисовал этот художник?
Когда после осмотра галереи Путин зачитал постановление правительства о присвоении Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества имени художника, Ильи Глазунова- не надо было спорить, было неуместно и не тактично по этикету, принимая такую награду, нужно было принимать возражения и критику и соглашаться. Не была такая остановка- нужно было смиряться и уступать, выслушивать мнение- вы абсолютно правы, и во всем с ним соглашаться. Не резонно было бы отстаивать свое, отличное, мнение. (если оно,  конечно, у него имелось, раз рисовал). 
По политическим причинам, как дипломат, да и просто как гостеприимный  человек- это ли хамелеонство- за то, что с ним он согласился- так вновь спрашиваю зачем тогда их рисовал этот художник?
Чтобы вызывать на единожды убиенных еще неприятие «действующих» «князей»?
То, что он тогда хотел донести своим творчеством?
Рисуя Бориса и Глеба -художник хотел донести, как ему был все-таки чужд их духовный подвиг?
Что они совершили, по его разумению, неприемлемое действие?

 Трактовка и восприятие нашими современниками подвига князей стала почвой для мнений и такой мифологемой о  «сдающихся- поддающихся»- не видя в их поступке никакого выбора, и примеряя на них современную мерку индивидуализма и личной свободы –которые зиждятся на внутреннем эгоизме. "Человек должен быть успешен, он должен быть эффективен!».  А был ли выбор у князей? Вот Бориса покинула его дружина, видя бесперспективность в том, что он не будет соперничать за власть со старшим братом –это в православной версии легенды и жития- по версии скандинавской саги он становится жертвой преступления по заказу Ярислейфа- в обоих случаях жертва. Глеб оказывается жертвой предательства -во всех доступным нам источниках. Вся конструкции версий его гибели- строятся на географических координатах, военно- политической и религиозной обстановке (условия принятия и распространения православия). Муром не принял князя -сторонников у него не было. Телохранители его предали, предало его ближайшее окружение, не оказавшее никакого сопротивления вооруженным убийцам- к тому же исполнителем убийства оказывается повар-коллаборационист торчин. Не имевший никакой поддержки Глеб не представлял ни реальной силы, ни политической программы, ни олицетворял собой византийский проект на Руси, не возглавлял никакую партию или группу интересов, ни угрозы, никаких претензий на власть не предъявлял, поскольку только получил предостережение о неминуемой опасности,  но не имел возможности подготовиться в силу внезапности и неожиданности нападения-последовавшего сразу за весточкой. Но он был предупрежден- а значит вооружен, пошел бы обходным путем, сколько имел времени в запасе, не повернул назад-там и ему тоже бы не предоставил никакой поддержки «тот самый Муром». Брат Борис погиб единственный, в ком он мог увидеть союзника.

Зачем тогда их рисовал этот художник? Почему художник не защищал свое творчество- лежал и ждал, что его покритикуют?! Решительность  и смелость власть имущего политика- Великого князя  современности или харизма и личное обаяние государственного мужа и политического деятеля -обезоружили художника.  У них разные видения, если абстрагироваться от частных мнений- и у художника, и у политика-  разное чутье -люди из двух разных миров, нельзя им давать какую- то моральную или нравственную оценку, -почему они считают именно так а не иначе-когда такие вопросы, как вера жизни и смерти и любовь  не могут в разное время, даже спустя тысячу лет, пересматриваться во взглядах-
а ведь никто бы не спросил, что, действительно Путин -вот так и сказал: «лежали и ждали, что убьют»- не спросили. Поэтому и были для нас святыми Борисом и Глебом.

Пусть рассуждают об этом книжники –церковники, пишут свои  опусы и чешут свои зудящие ненатруженные языки без кости, правильно или неправильно это, кто поступил так, у кого язык повернулся  так сказать, со своего уровня образования, своей воспитанности, со своей колокольни- всегда вещи видятся иначе, это был их выбор -это была их жизнь,  посвященная Богу который дал им ей шанс распорядиться ей по своему усмотрению, и можно ли нам сказать, что Бог позволил эти жизни кому -то отнять. Бог всемогущий. Бог любящий. Бог всепрощающий. Бог Вседержитель.

«Художники - люди, властители - тоже  люди,  но  у  каждого  своя жизнь, своя цель и свое назначение. Может, следует  предоставить  возможность  делать  свое  и  не вмешиваться? Но ведь государство  держится  на  князе,  а  поэтому  должны подчиняться ему люди в державе.  Кто не подчиняется - враг или подозрительный человек». (Павло Загребельный «Диво»)

Путин строит вертикаль власти. У и святых есть своя Вертикаль- она в Небо!


Рецензии