Настойки молодости нашей

REX LUPUS DEUS
PRO FIDE, PRO UTILITATE HOMINUM

Моему собрату по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского
Николаю Николаевичу Лукьянову -
большому мастеру по части приготовления
и потребления лекарственных настоек /1/


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Бабушка Лиза (как и все ее сестры) непременно (и отменно) делала наливки и настойки. Особенно хорошо я запомнил графинчики с водкой, настоянной на лимонных и апельсиновых корочках, на красной и черноплодной рябине, бруснике, зубровке, хрене, зверобое, тмине и анисе, можжевеловой ягоде (вкус должен был быть, как у джина или боллса), зеленой осиновой коре (говорят, хорошо помогало от сердечных болезней) и листьях мяты (все это было легко доступно - травки для настоек бабушка покупала в сушеном виде в аптеке), служившие непременным украшением и атрибутом всякого семейного праздничного застолья. Делала бабушка и наливки, но они готовились гораздо дольше (из расчета две трети ягод на одну треть водки, да и выдерживать наливки до готовности приходилось в закрытых бутылях в течение двух месяцев как минимум), чем настойки, требовавшие для своего приготовления всего лишь пригоршни ягод, корочек, семян или сушеных листьев на графин или бутылку водки. У бабушки Лизы было семь сестер и два брата, и в пору моего раннего детства к нам приезжали на праздники (на Пасху - обязательно, но и по случаю других торжеств) сперва четыре из них, которых я еще застал в живых (тетя Нюра, тетя Надя, тетя Катя и тетя Миля); пятая из оставшихся к тому времени в живых бабушкиных сестер - тетя Люся - жила с 1920 г. с мужем в Италии и бывала у нас всего несколько раз. Но все эти разноцветные наливки и настойки мне не давали, как говорится, даже понюхать (хотя первую в своей жизни рюмку водки у выпил в четырехлетнем возрасте, воспользовавшись тем, что взрослые оставили на какое-то времени без присмотра меня и заветный графинчик дедушки Филиппа).

Кстати, у нас дома (да и во многих других домах, во всяком случае, в тогдашней Москве) имелась и совсем другая, не алкогольная (или, в крайнем случае, чрезвычайно слабоалкогольная настойка) - так называемый "гриб". Это был срез (по горизонтали) какого-то древесного гриба, заключенный в большую стеклянную банку, обвязанную сверху марлей, чтобы настойка (считавшаяся чуть ли не панацеей и, во всяком случае, полезной для здоровья на все случаи жизни) "дышала". Вкус у "грибной настойки" был очень приятный, кисленький - иногда бабушка Лиза, по моей просьбе, добавляла в чашку сахарного песку. Такой "гриб" в банке имелся, помнится, также у бабушкиных сестер тети Мили, тети Кати (они обе жили в Измайлово, на разных Парковых улицах) и тети Нади (она жила с дочерью, зятем и внуком сначала в большом доме через мост от кинотеатра "Ударник", а затем - на Ленинском проспекте), у Марии Кирилловны Ивановской и тети Туси Космолинской, у тети Иры Дорофеевой (точнее говоря, у ее папы Ивана Филипповича - тетя Ира так и не вышла замуж и всю жизнь прожила у родителей, в большом "неоготическом" доме на Остоженке), да еще у некоторых маминых подруг. Кое-у кого стояли дома (обычно в буфете) банки с кефирным грибком, плававшем в чем-то вроде прозрачного рассола (он одно время даже продавался в молочных отделах гастрономов или в магазинах "Молоко"), из которого делали кефир в домашних условиях (тоже очень неплохой на вкус и, видимо, полезный для здоровья).   

Со временем мне довелось перепробовать множество самых разных настоек, включая такие экзотические, как ярко-изумрудную (приобретающую со временем темно-оливковый цвет, "из которого на Руси режут печати", если верить Н.В. Гоголю в первом томе "Мертвых душ") настойку на свежих березовых почках (воспетую еще А.И. Куприным и впервые отведанную мной в доме у друга юности Андрея Воробьева по прозванию "Барашек"), немецкий "хопфен-пфропфен" (настаиваемый на шишечках хмеля - пьешь водку, а у нее вкус пива!)/2/, вьетнамские, китайские и корейские настойки на разных корешках, змеях, ящерицах и даже морских коньках), но так и оставшиеся для меня недоступными бабушкины настойки (а заодно и наливки) навсегда запечатлелись в моей памяти как символ некоей недосягаемой мечты - нечто вроде святого Грааля средневековых рыцарских романов и легенд...

Первую в моей жизни настойку я попробовал у моего школьного друга Виктора Милитарева (по прозвищу "Крепыш" или "Инжир"), с детства любившего сытно и вкусно поесть, а с ранней юности - еще и выпить (естественно, в меру, но также со вкусом). Это была "столичная" водка, настоянная на красном перце и чесноке. "Инжир" сам настаивал ее, причем следующим образом: на одну бутылку водки стручок красного жгучего перца и четыре-пять мелко нарезанных долек чеснока. Плотно закупорив бутылку, он настаивал водку три дня, после чего, процедив, наливал перцовку в графинчик - и мы садились..."лакомствовать" (по выражению, Мити Карамазова - правда, употребленному этим героем Достоевского применительно к коньяку, а не к перцовке).

Но настоящим чемпионом по части приготовления настоек различного цвета, вкуса и запаха был мой собрат по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского Николай Николаевич Лукьянов (см. фото, помещенное нами в качестве иллюстрации в заголовке настоящей миниатюры).

ПРИМЕЧАНИЯ

/1/О, сколько изготовленных им разноцветных, полезных, целебных настоек  было выпито нами за неторопливой, содержательной беседой вечерами в Музее Русской Императорской Фамилии в уютном особняке на ул. Малой Семеновской, а впоследствии - в просторных залах цокольного этажа дома № 30 на Измайловском бульваре! Tempi passati...

/2/ Откровенно говоря, хопфен-пфропфен мне довелось вкушать только в маленьком вестфальском городишке Косфельде, где его принято пить в сочетании с местным светлым пивом, по принципу: рюмочку хмельной (в полном смысле слова) водки - стакан пива, еще рюмку хмельной водки - еще стакан пива (именно стакан, а не кружку), и так, пока чрево выносит...Помню, поднявшись из пивной, расположенной на первом этаже гостиницы, в которой меня поселили, на второй этаж к себе в номер и включив телевизор (было уже далеко за полночь), я буквально обалдел - по телику шел успевший мне надоесть до чертиков в Москве бесконечный бразильский сериал "Рабыня Изаура" (но только на немецком языке)...


Рецензии
Вот, теперь я понял откуда эта идея тюри, в основе которой самогон и жгучий перец. Читал с упоением, вернее, с желанием упиться. Да только моё поджелудочное железо меня самым паскудным образом меня подвело: врачи запретили в категорической форме употреблять не только самогон с перцем, но и без оного. Ну и всё прочее, что по химической формуле хотя бы отдалённо напоминает самогон. А написано удивительным, сочным языком. Только вот в анонсике я бы посоветовал пометить: "Лицам, страдающим панкреатитом, читать строжайше запрещено" дабы не испытывали "лица" душевные страдания при прочтении материала по причине невозможности приготовить и продегустировать отмеченные выше напитки.

Александр Матвеев Керлегеш   12.06.2014 18:30     Заявить о нарушении