Заключение
Выдуманные миры, королевства, где идёт вечная борьба добра со злом, гипертрофированные черты характера героев и злодеев… Беллетристика! Испокон веков этот жанр, равно, как и фантастика, противопоставляется «серьёзной литературе». При этом качества жанра высмеиваются критиками и литературоведами. Но в самом ли деле этот жанр так «несерьёзен» и лёгок? Мои исследования были направлены как раз на опровержение этого мнения о столь интересном и отнюдь не легковесном жанре.
Начав с выяснения корней фэнтези, я обнаружила не только то, что она восходит ещё к мифам, но и что она родственна со многими другими жанрами «серьёзной» литературы, и обладает собственными законами, не менее строгими, чем солидные исторические романы и психологические эпопеи.
Исследовав глубинную философскую подструктуру фэнтези, я обнаружила огромный психологический пласт, который раскрывает всю глубину, привлекательность фэнтези, которую не замечают литературоведы, рассматривая тексты только с точки зрения литературных аспектов, изобразительных средств (которыми, кстати, очень богат этот жанр), сложности героев (под сложностью зачастую понимается «типичность»).
Легковесным этот жанр может показаться потому, что его герои очень архетипичны, то есть концентрируют в обобщённом виде некие философские и нравственные установки не только автора, но и общества в целом. В то же время герои реалистической литературы, как будто бы, взяты из жизни и являются простыми людьми. Так ли это? Давно известно, что степень «типичности» того или иного героя классической литературы всегда являлась для реализма критерием истинности.
Но архетипические герои интереснее читателю, который стремиться хоть на некоторое время уйти от повседневной серости, одинаковости, обыденности. Архетипический герой становится тем «началом координат», в котором нуждается не только подросток, но и взрослый человек, потерявшийся в дебрях современного мира, поражённого нравственным релятивизмом.
В ходе своего исследования я обнаружила, что привлекает людей не только и не столько архетипичность героев, сколько то, что герой, идя к своей цели проходит долгий путь, эволюционирует, изменяется, становиться лучше, чище, ближе к идеалу. И читатель проходит все испытания вместе с героем, вместе с ним стремится к идеалу, отвергает зло в самом себе и находит в себе какие-то качества, которые могут ему пригодиться, даже при том, что он никогда не попадёт в похожую ситуацию. Ведь глупо надеяться, что завтра дядюшка оставит в наследство современному школьнику Кольцо Всевластья, в самом деле. Да и сундук Билли Бонса наш современник едва ли откроет.
Но вот что интересно: герой, являющийся воплощённым архетипом уже не привлекает читателя. Ему интересно, когда герои начинают эволюционировать, вбирать в себя несколько архетипов, изменяться под их влиянием, и превращаются в самостоятельную личность. Таким образом они приближаются к реальному «Я» читателя, который, в строгом смысле, героем не является.
Тем и хороша приключенческая литература, и, в частности, фэнтези, что понятным языком волшебной сказки, захватывающих приключений, действий и чувств, не чуждых каждому человеку воспитывает с ранних лет в человеке честность, честь, чувство долга, доблесть, дружбу, альтруизм, закладывает элементарные понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201037