Выводы и результаты
1. вывести формулу архетипического Героя как воплощения неосознанных психологических потребностей читателя,
2. изучить архетипы коллективного бессознательного, которые послужили «точкой опоры» для создания архетипических героев мифологии и литературы,
3. проследить путь превращения архетипа коллективного бессознательного в литературного Героя,
4. на основе этих исследований проанализировать главного героя книги «Волкодав» российского автора Марии Семёновой как воплощение архетипов современного человека.
Основные выводы, к которым я пришла в результате исследования, базируются на идее Карла Густава Юнга относительно того, что в глубине произведений приключенческого жанра чётко прослеживается архетипическая структура, и подтверждают первоначальную гипотезу о том, что современные герои приключенческого жанра воплощают в себе основные подсознательные представления читателя о добре и зле. Очевидно, что эти представления претерпевают изменения с течением времени (упомянутый Томас Мэлори никогда бы не стал приводить столь откровенных и жестоких подробностей поединка, какие описывает Мария Семёнова). Точно так же изменяются и некоторые критерии справедливости, поскольку меняется общество, их породившее (не случайно ещё одним знаковым героем, носителем архетипа Гаранта справедливости, в другом цикл Марии Семёновой становится киллер (!) Скунс).
Определённую сложность в работе составило недостаточное знакомство с теорией архетипов в литературоведении, что продиктовало мне необходимость самостоятельно составить классификацию архетипов в мифологии и литературе. Однако предпринятое мной сопоставление и анализ эволюции архетипического героя от мифа к произведению беллетристики позволил ему разграничить мифических героев, представляющих один архетип, и литературных героев, воплощающих в себя несколько архетипов. Это позволило мне исследовать современный архетип сыщика, как совокупность ранее существовавших архетипов, преобразовавшихся в результате возникновения общественной потребности в новом Герое.
Анализируя произведения приключенческого жанра («Волкодав»), я опиралась на труды психолога Марии Осориной (в плане психологических потребностей современного человека) и Эриха Фромма (потребность в героях, чем именно Герои восхищают и привлекают внимание читателей).
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201043