Развитие архетипического героя

Образ Волкодава как совокупность архетипов современного человека

В этой части доклада я рассмотрю литературного Героя Волкодава как образец нового литературного героя, представляющего собой совокупность архетипов современного человека.
С первых страниц мы видим  архетипического Героя. Волкодав пришёл вершить месть за себя и свой род. Он не просто воин, решивший отомстить, он ещё и невинная жертва: «Винитарий сердечно благодарил за ласку. Откуда было знать Серым Псам, что островное племя давно уже прозвало своего заботливого вождя Людоедом… «Мама, Беги!» - Серый пёс двенадцати лет от роду подхватил с земли кем-то брошенную сулицу и кинулся наперерез молодому комесу, выскочившему из-за амбара… Когда его взяли, брат того комеса сам натравил на мальчишку собак.», но его оставили в живых. Его продали в рабство (Мария Семёнова «Волкодав» - Москва, «Олма-Пресс», 1999г.).
Как он выжил в рудниках, как выбрался оттуда и как стал мстителем и живой легендой в Самоцветных горах, как он из Щенка стал Волкодавом, повествуется в книге «Волкодав. Истовик камень»: «… Поединок обещал стать достопамятным зрелищем. Они были веннами, а венны славились как неукротимые воины, даже с голыми руками способные натворить дел. Кое-кто знал, что этих двоих в своё время привез на рудник один и тот же торговец… и поначалу они очень дружили. Потом, правда, их пути разошлись… семь лет спустя в круге факельного света стояло двое врагов. Серый Пёс, год тому назад замученный насмерть, и всё-таки выживший. И Волк, его палач…» поединок, устроенный не на жизнь, а насмерть, закончился победой чуть живого Серого Пса: « “Волкодав!” – не своим голосом завопил из глубины толпы кто-то, смекнувший, как называют большого серого пса, способного управиться с волком.» (Мария Семёнова «Волкодав. Истовик камень» - Санкт-Петербург, «Азбука», 2000г.).
 Потом он учится у жрицы луны Кан-Кендарат, которая учит его премудростям боя, но при этом наставляет : «Кан-киро веддаарди лургва – Именем Богини да правит миром Любовь, - вразумляла Волкодава седовласая жрица Кан-Кендарат. – нет зла, если кто-то сумеет остановить и отбросить задиру. Учи людей, если хочешь, но всегда помни, малыш: Искусство, способное убивать и калечить, не должно стать достоянием оскверняющих землю…» (Мария Семёнова «Волкодав. Право на поединок» - Москва, «Олма-Пресс», 1999г.).Вот таким он вернулся отомстить и умереть. Но на его пути появляются невинные жертвы кунса Винитария: учёный Тилорн и девочка Ниилит. Он не может позволить, чтобы погибли они – люди, невиновные в злодеяниях Винитария и его людей. Он спасает их и у него появляется смысл жить дальше. «У стены коридора стояла железная клетка… В клетке неподвижно лежал немыслимо худой человек, закованный в цепи», «У его [Винитарая] ног на полу извивалась нагая рабыня – пятнадцатилетняя красавица с нежным, нетронутым телом и повадками дикой кошки. Сапог Винитария давил ей в поясницу, рука тянула за волосы, заставляя тоненькое тело беспомощно выгнуться»
«Может, Боги отсрочили его гибель ради того, чтобы он спас этих двоих? Какая участь им предназначена?»
После того, как у него появился смысл жить дальше, мы видим, что он стал мстителем не по злобе, а потому что так велит Правда его рода. Мы видим архетип Благородного дикаря, который чтит законы предков и не понимает «более продвинутых людей»: «Город Волкодаву не нравился. Слишком много шумного, суетящегося народа, а под ногами вместо мягкой лесной травы – деревянная мостовая, на два вершка устланная шелухой от орехов. Босиком не пройдёшься», «…слуги расстелили у крыльца пушистый ковер и утвердили на нём резное деревянное кресло-столец. Волкодав предпочёл бы, чтобы его судили так, как принято дома, - под праведным деревом или на берегу чтимой реки. Он нахмурился. Сольвенны с их Правдой доверия ему не внушали.» (Мария Семёнова, «Волкодав» Москва «Олма-Пресс» 1999г.). Он принимает только свою – венскую Правду, - не переча при этом чужой, даже если считает какой-то народ «беззаконным», как аррантов. Но венская Правда в глазах читателей воспринимается именно как Правда, Божий Закон: «Венская Правда велела мерзкому насильнику измерить шагами собственные кишки… тот, кого облыжно обвинили в кощунстве над женщиной, не брал в отплату ни золота, ни серебра – только жизнь… Женщины – Святы…» (Мария Семёнова, «Волкодав» Москва «Олма-Пресс» 1999г.). Тот, кто борется за правду во имя Правды – непобедим. Каждое дело, и хорошее, и дурное спросится с человека, когда над головой его зашелестит крона Вечного дерева и Предок рода встретит его. Нельзя прощать проступки, ссылаясь на возраст «…нашкодил – отвечай…». Меч – оружие воинов, а значит он свят, поэтому нельзя осквернять его делом, неугодным богам, противоречащим Правде:
«…Закон небесный и земной
Навеки вплёл в меня свой нрав…
И потому хозяин мой
Непобедим, покуда прав.»
(Мария Семёнова, «Волкодав. Право на поединок» Москва «Олма-Пресс» 2000г.).
Значит, Волкодав не просто благородный дикарь, восхищающий нас своим почтением к Богам, Земле, Женщине, он – воин, чтящий Правду и следующий ей на протяжении всех его приключений, он – Гарант Справедливости, он тот, кто не даст в обиду беззащитного (так он спас Эвриха от жрецов Богов Близнецов, щенка от мальчишек, мышат из ворота, Тилорна  и Ниилит от Людоеда, помог найти своё место среди людей «сумасшедшей» женщине, потерянному убитому Богу и многим другим), накажет виноватого (отомстил Людоеду, победил воина жрецов, отомстил за девушку-виллу «…они больше никому не причинят вреда, маленькая сестра…»). Доказывая Правду богов мечём «не победим, покуда прав», он открывает в себе ещё один архетип – Воин. Он верит в непобебиность Правды Богов, поэтому смело идёт на поединок – Суд Богов – с боярином Лучезаром  Но он  человек.
 Если для читателей он является Гарантом справедливости, то для него самого Гарант вынесен во вне. Идеалом и Гарантом Справедливости для него самого является жрица Луны мать Канн-Кендарат: «Как бы ты поступила с ними, Мать Кендарат?.. неужели пыталась бы достучаться, надеясь, что осознают непотребство прожитой жизни и захотят изменить её?..  Неужели сочла бы, что им ещё следует жить?.. после того, что они сотворили над чужой, беспомощной жизнью?..». Мысленно советуясь с этой Совестью, не соглашаясь с ней иногда, он идёт по дорогам и морям своего мира, помогая другим и мечтая лишь об одном: что у него когда-то будет своя семья, дом и любимая женщина. «Тропинка между кустами малины, утоптанная босыми ногами детей. Большой пушистый пёс, спящий на обогретом предвечернем солнце крыльце. Женщина, выходящая из дома с полотенцем в руках. Эта женщина прекрасна, потому что любима. Он идёт к ней, отряхивая стружки с ладоней, но никак не может рассмотреть лица. Пока он знает только, как она выглядела, когда ей было десять лет от роду. Какой красотой наградят её Боги, когда подрастёт?..». Эта девочка, как ни странно его Прекрасная Дама. Она любима им уже потому, что не испугалась, по-детски приласкала, подарила бусину (у веннов бусинки вплетали в ремешки на косах только мужьям или любимым) и этим самым подарила ему надежду и обещание дождаться.
Волкодав идёт по свету потому, что у него пока нет своего дома (в Беловодье он построил дом для Тилорна и Ниилит, для старого Вароха и Зуйко и для Эвриха), нет семьи, хотя друзья с радостью заменяют её, нет той единственной, любимой. Волкодав, потерявший дом в двенадцать лет, Бродяга. «Двадцатичетырёхлетний мужчина, из-за седины и шрамов выглядевший на все сорок, вспоминал маленькую девочку, которой ещё предстояло стать девушкой, смотрел на небо и улыбался неизвестно чему.»
Итак, на протяжении повествования Волкодав проходит путь от невинной жертвы к мстителю, отказываясь от человека в себе, становится воином-бродягой (служба в телохранителях у кнесинки Елень) и человек, которого но уничтожил (как ему казалось), возрождается в нём, вместе с памятью о семье, доме. Он становится гарантом справедливости по своим законам. Немного диким, поэтому он и благородный дикарь, но в то же время неоспоримо правильным. Но эта дикарская правда, оправданная в отношениях венна с кем бы то ни было, преобразовывается в правду общечеловеческую – он готов пожертвовать своей жизнью, чтобы остановить резню итигулов. На протяжении его странствия «Право на поединок» он доказывает, что чаще права не эта узкая дикарская правда, а Правда общечеловеческая. Постижение этой истины происходит, когда он боится разговора с матерью убитого им человека (Канаона, наёмников), хотя эти убийства были оправданы с точки зрения Правды. Но именно осознание того, что для кого-то эти люди были любимыми сыновьями (Мать по веннской Правде священна), стало отправной точкой его «взросления».
Поэтому он пощадил деревенских дурней поступивших неправильно (обидевших Сигину, Рейтамиру, Эвриха).
Чтобы увидеть то расстояние, которое он прошёл на протяжении двух книг от Мстителя до Гаранта справедливости, вводится образ настоящего Мстителя, для которого не существует ничего кроме его Мести – образ Всадника. Только мститель воплотился в огромной блуждающей скале в море, недалеко от родных берегов. Когда-то он поклялся отомстить чужакам и эта клятва стала его проклятием. Волкодав миновал это. Он не стал бездушной оболочкой, которая мстит чужакам (а ведь в начале первой книги он был близок к этому, ненавидя всех сегваннов). Он переборол в себе это и остался Человеком.

Почему современному человеку понадобился именно такой Герой? В данном вопросе я опираьсь на книгу Э.Фрома «Иметь или быть?» и труд российского психолога М.Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» и на свою предыдущую работу «Феномен современной фэнтези», где я подробно рассматривала Героев фэнтези (один из жанров современной литературы, основанный на психологических потребностях человека) на примере Волкодава.
И так, Волкодав являет собой совокупность следующих архетипов:
; Невинная жертва,
; Мститель,
; Благородный дикарь,
; Гарант справедливости,
; Воин,
; Бродяга.
Исходя из такого набора архетипов, мы видим, что именно делает Волкодава ближе, понятней, симпатичней читателю, что заставляет восхищаться им, стремиться быть на него похожим. «Герои сказок идут вперёд, оставляя всё…» (Э.Фром  «Иметь или быть?»), Волкодав оставил всё. У него осталась только память и молот отца-кузнеца «У Волкодава на дне заплечного мешка хранилось сокровище: старый-престарый молот, которым некогда работал его отец… Он скорее согласился бы отрубить себе руку, чем его потерять» (это тоже Правда). Он даже отказывается от своего возможного счастья, ради спасения своей наставницы Канн-Кендарат. Это восхищает нас. Мы бы тоже хотели вот так преодолевать трудности: стиснув зубы и забыв о себе. Его страдания по поводу разговора с матерью убитого им Канаона, показывают читателю его человечность.
Современному человеку, детерминированному внешними обстоятельствами, нужна победа добра, нужны приключения, странствия, поединки, трагичная судьба, своеобразная дикость (сражения благородным оружием – мечом, а не пистолетом или винтовкой, которой убивают подло, из-за угла), нужна любовь, та самая, «настоящая», ни чем не обусловленная. [М.Осорина]



Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.


Рецензии