Эволюция архетипа

 Эволюция архетипа

А теперь я рассмотрю эволюцию архетипа под влиянием запросов читателей, интересов общества и времени. Как один из самых ярких примеров подобной эволюции мы рассмотрим возникновение архетипического Героя – Бессмертного сыщика Шерлока Холмса.
По моему мнению, эволюция эта берёт начало ещё в мифах и легендах. В те времена, когда ещё не было «самых страшных преступлений» и великих сыщиков, людям нужны были приключения, что-то тайное, неведомое, неправильное (ведь без конфликта Правды и Несправедливости не будет приключений, а жить без них не интересно). А вместе с этим неправильным должно быть что-то противопоставленное ему – Гарант справедливости. В разные времена этим Гарантом  были разные Герои: в мифах и легендах Древней Греции это был, Зевс, царь Богов, странствующий Герой Геракл; у скандинавов это Бог правды и справедливости Тюр, солгавший лишь раз волку Фенриру, чтобы предотвратить войну, пожертвовал своей рукой; у славян это Перун, который поможет правому и накажет обидчика; во времена рыцарей это король Артур, создавший королевство правды и справедливости.
В середине XIX века – века загадочных преступлении на литературную арену выходит полицейский и сыщик-любитель. Полицейский (тоже, кстати, Гарант справедливости) действует традиционными методами, в то время как сыщик-любитель производит какие-то невероятные действа, цепляется за каждую мелочь и с большим успехом раскрывает тайну.
Идеи о сыщике в это время буквально носились в воздухе. Этот век подарил нам таких великих детективных писателей как Эдгар По, Артур Конан Дойл, Чарлз Диккенс, Уилки Коллинз и другие писатели с их восхитительными захватывающими рассказами о преступлениях и неутомимых сыщиках, стоящих на страже порядка и справедливости. «Век XIX стал временем рождения нового детективного жанра, и Эдгар По был справедливо назван его отцом.» Его сыщик-любитель – Огюст Дюпен «…окутан некой дымкой таинственности. Он любит ночь, как только занимается утренняя заря, сразу же в доме захлопываются окна и возжигаются свечи. Дюпен демонстрирует нам демонстрирует нам силу своего аналитического мышления, то есть искусство дедукции, когда от факта идут к его причинам, и индукции, когда по следствию определяют факт – исходную позицию.» (М.Тугушева. «Под знаком четырёх. – Москва «Книга», 1991г.).
Следующим на страницы журналов, а затем и книг, выходит знаменитый Шерлок Холмс. И если Эдгар По со своим Дюпеном – отец классического детектива, то Артур Конан Дойл – создатель бессмертного архетипического Героя – Шерлока Холмса. Рядом с Холмсом  мы видим тоже довольно известный архетип – спутника героя доктора Джона Уотсона (Ватсона). Эту пару архетипов мы видим потом и у Агаты Кристи: Пуаро и Гастингс – детектив-любитель и его спутник, который хочет постичь хитрости своего друга. У Жоржа Сименона прекрасный сыщик Мегрэ, близкий читателю потому, что «…честно исполняет свой долг, он ищет и находит убийцу, он спасает общество от угрозы, которую всегда с собой несёт потенциальный или, увы, состоявшийся преступник, но Мегрэ не Видок, не безжалостная гончая, которой надо, загнав дичь, обязательно предать её в руки правосудия в позор и унижение. Случается и такое в практике Мегрэ, когда он столкнётся с мерзким и расчетливым, бестрепетным убийцей. И тогда он беспощадно твёрд…» (М.Тугушева. «Под знаком четырёх. – Москва «Книга», 1991г.). Как же похож Мегрэ на Великого Шерлока Холмса. Похож, но по-своему оригинален. Такой же архетип мы встречаем в книгах Рекса Стаута. Его Ниро Вульф так же загадочен и очень логичен. Его спутник-помощник Арчи Гудвин, который восхищается умом и проницательностью сыщика и сам хочет достичь подобных высот.
Но только ли Гарант справедливости заложен в архетипе сыщика? Нет, это не так. Гарант справедливости – это полицейский, скорее гарант Закона в то же время оющественное сознание довольно чётко видит грань между Законом и Высшей справедливостью. Поэтому нужен образ Героя, который может позволить себе встать над Законом во имя Справедливости, как это нередко делает Шерлок Холмс, отказываясь выдать правосудию преступников («Голубой карбункул», «Убийство в Эбби-Грендж»).
Есть в сыщике что-то ещё. Недаром каждого из них окружает какой-то ореол загадочности. Дюпен окутан некоей дымкой таинственности, Холмс с его способностью маскироваться, проникать незамеченным куда угодно, Вульф, который «никогда не выходит из дома по делам», но при этом всегда в курсе всех событий. Есть в них во всех что-то странное. Они приоткрывают читателю завесу тайны, но не позволяют увидеть её всю целиком. Холм в конце каждого расследования объясняет Ватсону как он пришёл к такому выводу, но у читателя всё равно остаётся ощущение, что сказано только то, что видно и так, а самая суть сокрыта. Так же как волшебник – кажется, нужно всего лишь махнуть волшебной чтобы исполнилось желание, но махнуть именно так как надо получится только у самого волшебника.
Вот мы и подошли ко второй составляющей архетипа Великого Сыщика: Маг. Любой сыщик с его дедуктивным (лил любым другим оригинальным методом), не до конца понятным читателю, как будто не совсем реален.
Маг как архетип раскрылся \ развился в «тёмные века». И самым ярким архетипом мага был Мерлин. Есть какое-то сходство между знаменитым магом и знаменитым сыщиком. И тот и другой очень неординарные и заметные личности, оба делают что-то на их взгляд обычное и элементарное, что кажется загадкой и открытием для других. И в то же время эти Герои кажутся неприспособленными к обычной жизни. «В характере моего друга Холмса меня часто поражала одна странная особенность: хотя  в своей умственной работе  он был точнейшим и аккуратнейшим из людей… во всём остальном это было самое беспорядочное существо в мире…» («Обряд дома Месгрейвов»), «Этому угрюмому аскету претили шумные похвалы окружающих» («Дьяволова нога»). «… Мерлин разбирался с ключами, - бормоча, ошибаясь и роняя их на траву. Наконец, они проникли внутрь черно-белого домика – с такими сложностями, словно они его взламывали…», «Приготавливаясь ответить, старый джентльмен откинулся в кресле и раскурил пенковую трубку. Затем он с неуверенным видом снял свою шапочку, - вывалились три мыши, -  и почесал лысую голову».
Исходя из всего вышесказанного можно проследить образование архетипа сыщика по следующей схеме: (см в приложении)



Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.


Рецензии