Архетипические герои в приключенческих жанрах
Ещё одна интересная тема в продолжение предыдущего исследования
Эта тема явилась продолжением исследования, начатого мной в 2000 году и посвящённого проблемам возникновения и развития современного литературного жанра фэнтези. Исследуя генезис жанра и основные законы, по которым он развивается, я столкнулась с необходимостью углубить своё представление об образе и пути Героя, которые являются специфическим средством воплощения философских идей жанра.
В ходе изучения образа Героя в жанре фэнтези выявилось известное родство фэнтезийных персонажей с героями других произведений приключенческого жанра. Это продиктовало необходимость расширить поле исследования и обозначить тему как исследование героев приключенческой литературы.
Актуальность данной проблемы обусловлена засильем массовой культуры в современном обществе. Массовая культура отражает основные потребности современного человека: потребности в уходе от жестокой реальности, в победе добра над злом, потребность в реальных и нереальных приключениях, потребность в существовании Героя, на которого хочется быть похожим. И поскольку произведения современных авторов удовлетворяют эти психологические потребности человека, то произведения становятся достоянием современной культуры.
Наиболее показательным здесь является увлечение приключенческой литературой (детективами, фэнтези). Многие современные юноши читали с восхищением и восторгом М. Семёнову, А. Нортон, А. Белянина и других писателей современности, и так хотели быть похожим на крутого Скунса, воина правды – Волкодава, космического пирата Хэна Соло, благородного рыцаря Нэда Гамильтона, даже на героев не совсем современной литературы: Индиану Джонса, мушкетёров, короля Артура и его рыцарей! Сколько мальчишек мечтают попасть в школу волшебства Гарри Поттера, раскрывать страшные тайны и летать на «Нимбусе2000». А с каким увлечением девочки следят за приключениями прекрасной Анжелики, принцессы Леи, за подвигами бесстрашной Зены, словенки-воительницы Зимки, за душевными терзаниями королевы Гвиневеры и за многими другими героинями, чьи приключения будоражат сознание и убеждают в том, что сказка есть, есть счастье, пусть добытое многочисленными испытаниями. Ведь каждая маленькая девочка свято уверена, что когда-нибудь за ней прискачет принц на белом коне, или приплывёт Грей на корабле под алым парусом.
В книгах дети находят принцев, фей, воинов и бесстрашных амазонок. Этих героев неосознанно ждёт каждый ребёнок ещё до того, как он возьмёт в руки книгу. Эти образы К.Г.Юнг называет архетипами коллективного бессознательного. Значит современные Герои – это архетипы, пришедшие ещё из древних времён – из мифов, и, «осовременившись» продолжающие извечную борьбу добра со злом.
Дети становятся взрослыми, узнают реальную жизнь, но детские мечты не исчезают бесследно – книжные магазины полны беллетристики, которую читают люди разных возрастов.
Но ведь данная категория литературы является предметом увлечения не только подростковой аудитории. Потребителями приключенческой литературы являются и люди вполне взрослые. Что же увлекает массового читателя в несерьёзной литературе, где на поверхности лежат и сюжетные линии и внутренние конфликты?
ГИПОТЕЗА моего исследования заключается в том, что Герои такой литературы архетипичны, то есть воплощают в себе подсознательные понятия современного человека об этических ценностях. Открытость и незавуалированность архетипических Героев зачастую и становится точкой опоры детерминированному современным миром человеку, помогая ему вернуться в тот мир (мир детей и подсознания взрослых), где каждый цвет виден чётко и можно с лёгкостью отличить Добро от Зла.
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201058