Философская подструктура
o Психологический портрет героя,
o Воплощение Идеала,
o Образ Зла,
o Восхождение к Идеалу,
o Мотив Страдания,
o Образ Цели,
Психологический портрет Героя в фэнтези всегда присутствует. Но в традиционной фэнтези психологический портрет героя нужен для того, чтобы объяснить, почему именно этот персонаж является Героем – обосновать его избранность. В нетрадиционной же психологический портрет необходим для сопереживания Герою, а не только для обоснования избранности и поступков. Чтобы понять Героя, нужно знать его как личность, знать его психологический портрет, понять, почему он идёт к своей цели, почему он страдает (а без страданий не обходится ни один Герой).
Рассмотрим психологические портреты Героев на примере традиционной фэнтези – принц Корум (М.Муркок «Повелителях мечей») и нетрадиционной – Ланселота ( Т.Х.Уайт «Король былого и грядущего»)
Корум. Изначально беспечный и мягкотелый, становится свидетелем гибели всего своего народа. Смерть сородичей ожесточает Героя, перенесённые им самим пытки и увечья (отсечённая кисть, выколотый глаз) заставляют чувствовать себя калекой.
Ланселот. Некрасивый мальчик, считающий своё несовершенство Божьей карой за что-то, живущий с чувством вины и комплексом неполноценности.
Ни тот, ни другой Героями себя не осознают. Таким образом, для развития сюжета необходимы какое-то несовершенство будущего Героя, не осознание себя в будущем, мечты о «несбыточном». На самом деле они могут осуществить свои мечты при определённом условии – встреча с тем, что (или кто) воплощает его Идеал.
Идеал. В традиционной фэнтези это мир, человек, сущность, воплощающие всё к чему стремится Герой. У Корума это Ралина – женщина из враждебного ему народа мабденов, которая спасла и полюбила его, невзирая на недостатки и увечья.
В нетрадиционной фэнтези Идеал – это точка опоры, не подверженная изменению. Для Ланселота это король Артур, воплощающий духовную красоту и благородство, к которым стремится сам Герой.
Образ зла. Гармоничное развитие сюжета фэнтези требует наличие образа зла, воплощённого в человеке или сущности, с которой борется герой. Но глубинный психологический смысл этой борьбы состоит в том, чтобы победить это зло внутри самого себя. Как для традиционной, так и для психологической фэнтези характерен образ зла не только и не столько вынесенный вовне, то есть воплощенный, но и осознаваемый Героем, как часть себя самого, которую необходимо победить, подчинить Добру. Важными аспектами образа зла являются алчность, жажда власти, готовность к подчинению и страх смерти [IX; 119-120, 134]
Добро в конечном итоге всегда побеждает, но не потому, что Зло слабее «количественно». Всё дело именно в качественных различиях. Зло проигрывает в силу присущих ему качеств [IV; 568] например, в силу недостатка воображения: Герой может представить зло в себе, но зло никогда не поймёт логику добра. Прежде чем победить воплощение зла, Герой побеждает зло в себе.
Именно в этом заключается процесс Восхождения к Идеалу. Если строго проанализировать произведения хорошей фэнтези, независимо от типа, то может показаться, что такое восхождение невозможно, потому что Герой не приходит к осознанию себя как Идеала. Именно это даёт ему право и возможность развиваться дальше. Этим-то он и остаётся привлекателен для читателя. Это порождает в нас убеждение, что и мы, в нашем реальном мире, можем совершать это восхождение. Важен процесс восхождения – поиска Идеала в себе.
В строгом смысле слова нельзя считать победителем ни Фродо, который отказался от предназначения у самого края пропасти, ни Ланселота, который оказался недостоин Грааля и лишь на миг ощутил себя прощённым, излечив сэра Урия, ни Волкодава, победившего мать Кендарат, но не завершившего искоренение зла в тех рамках, которые он установил (Самоцветные Горы, бесчеловечность брата Хономера).
Для чего авторы фэнтези оставляют нам открытый финал, не завершают процесс восхождения Героя к Идеалу? Здесь имеет место ещё один аспект философской подструктуры фэнтези – Мотив страдания. Зачем нужен этот элемент? Я пришла к выводу, что именно в этом аспекте заключён реализм фэнтези, привлекающий к нему читателей самых различных категорий: мир несовершенен, человек в нём страдает. Фэнтези в заострённом варианте предлагает нам столкнуться со страданием, связанным с ситуацией выбора. Именно выбора, поскольку физические страдания для Героя несущественны. Он потому и избран, что может их преодолеть. «Герои сказок идут вперёд, не страшась неизвестности, оставляя всё…» (Э. Фромм, [IX; 116]). У героев отсутствует страх смерти, поскольку они «существуют здесь и сейчас», вне времени, поскольку для них цель состоит в процессе, а не в объекте, которого можно достичь [IX; 134]. Иными словами, к физическим страданиям герой готов, они не составляют проблемы. Не составляют проблемы и те психологические страдания, которые навязаны внешним миром [IX; 128]. Страдания для героя – аспект нравственный, связанный с проблемой выбора. В традиционной фэнтези это выбор между добром и злом, а в нетрадиционной это выбор Героя между двумя системами идеалов. Если для хоббита Фродо страдания выражались в выборе между Добром и Злом, в подавлении жажды власти в себе – и он выбрал Зло и власть, хотя и был близок к победе, то у Ланселота страдание выражается в выборе между Артуром – идеалом чистоты и благородства – и Гвиневерой – идеалом любви. Такие страдания Герою не навязывает окружающий мир, эти страдания связаны с внутренним миром Героя. Причём он старается никого в это не впутывать, справиться сам, отводит свои проблемы от друзей.
Образ Цели. Я считаю, что цель Героя – это подвиг (даже неосознанно). А подвиг, как известно, совершается не для себя, а на благо другим. Философский смысл фэнтези как жанра заключается в преодолении себя. Стандартный образ цели может состоять в достижимом объекте (гора Ородруин), но чтобы достичь цели, Герою приходится достичь определённой степени внутреннего совершенства – того самого, о котором в глубине души мечтаем мы все.
Именно поэтому мы читаем и любим фэнтези. «Мы восхищаемся Героями, потому что в глубине души сами хотели бы быть такими, если бы могли» - Эрих Фромм [IX; 116].
В целом, можно сказать, что в традиционной фэнтези Цель Герою задана внешними обстоятельствами. Часто выглядит как восстановление гармонии в мире. В нетрадиционной же Цель для себя выбирает сам герой, сам ставит себе задачу установления гармонии в мире, или делает это «попутно» - вместе с решением внутреннего конфликта.
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201070