Атрибутивная подструктура
Внешних признаков, выделенных на первых этапах настоящего исследования, оказалось недостаточно для понимания хотя бы основных законов жанра. Поэтому в этом разделе я выделила следующие подструктуры жанра: атрибутивную и философскую.
Атрибутивная подструктура - это те яркие детали в произведениях фэнтези, которые «лежат на поверхности» и сразу бросаются в глаза – атрибуты жанра (отсюда и название). Остановимся подробнее на анализе атрибутивной подструктуры. Критериями сравнения традиционной и нетрадиционной фэнтези будут:
o Герой (внешняя сторона),
o магия (волшебство напоказ),
o атрибут (как Героя, так и его спутников),
o поиск (к чему идёт Герой),
o Враг,
o спутники (люди, идущие бок о бок с Героем),
o помощники (нереальные существа)
o поединок.
В фэнтези Герой чаще всего является носителем добра. В традиционной фэнтези он обычно отличается от остальных по внешним признакам. В трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» Герой – хоббит Фродо – «невысоклик». У М. Муркока в «Повелителях мечей» Герой - последний из адагов и внешне отличается от тех, кто населяет «его» мир – мабденов. А в нетрадиционной фэнтези героя отличают особые личные обстоятельства и обособленность от окружающего мира. Например, в романе «Валькирия» Марии Семёновой Героиня Зима отличается от своих соплеменниц недюжинной силой и тем, что «засиделась в девках» - ждёт своего Героя. Естественно, её не понимают.
Магия – неотъемлемая черта фэнтези, но и магия бывает разной. В традиционной фэнтези это та самая магия, которую мы привыкли называть волшебством: стихии, подчиняющиеся воли человека, яркие спецэффекты и прочее. Ярким примером такой магии в традиционной фэнтези являются маги Светлого Совета в эпопее «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина. В отличие от этого, в нетрадиционной фэнтези такая магия скрыта и завуалирована. Там основой является магия разума и чувств. Вспомнить хотя бы мать Кан Кендарат – жрицу богини Кан с её волшебным искусством Кан-Киро, основанным на любви: «Именем Богини, да правит миром любовь!». [ Мария Семёнова – «Волкодав»].
Атрибут. В традиционной фэнтези атрибутом является предмет, принадлежащий какому-либо персонажу. В то время как в психологической фэнтези атрибут различается не с первого взгляда, так как это не предмет, выделяющий его. Такое мы видим у Роджера Желязны в «Ночь в одиноком Октябре», где каждый персонаж имеет своего помощника – животное и магический предмет – обязательный атрибут. В нетрадиционной фэнтези атрибутом персонажа является его личные свойства и достоинства, присущие только ему. Такое очень хорошо видно на примере Волкодава, неотъемлемой частью которого является его меч – Солнечный Пламень и его животная часть – серый волкодав знаменитой веннской породы, в которого иногда превращается Герой. Так же достаточно хорошо виден атрибут Ланселота – Рыцаря, совершившего проступок – это его Грех. [Теренс Х. Уайт «Свеча на ветру»]
Поиск, как я уже выяснила, играет большую роль в произведениях этого жанра. Но и здесь есть некоторые особенности и отличия в двух типах фэнтези. В традиционной фэнтези Герой ведёт поиск – ищет свою цель и пытается её достичь, но не более. Как, например хранитель Фродо в эпопее «Властелин колец», который, выполнив свой Долг Героя, не может оставаться в этом мире и уходит вместе с эльфами за море (Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»). В психологической же фэнтези Герой скорее ищет себя в этом мире и ищет добро в себе. При достижении этой цели, Герой всё больше и больше совершенствуется. Говоря математическим термином – бесконечно приближается к идеалу. Такой поиск себя и изменения Героя, стремящегося к идеалу, мы видим у Олега в романе О. Григорьевой «Ладога». Из деревенского парнишки Славена, который умирает в нём, когда он ходит с ньярами, он превращается в безжалостного воина Хельга, который «возвращается к жизни», познав горе друзей и узнав любовь. А затем становиться Русским Князем – Вещим Олегом.
Враг – обязательный элемент фэнтези. Без него нет сюжета. Но как показывают нам разнообразные произведения фэнтези, даже Враг Героя представляется в разных обличиях. В традиционной фэнтези это одно лицо или сущность, концентрирующее с себе основные человеческие пороки, главными из которых являются алчность и жажда всевластия. Также он обладает сверхъестественными возможностями, что осложняет противостояние Героя и затрудняет его победу. Таких Врагов Героя мы видим в трилогии М. Муркока «Повелители мечей». В первой книге это валет мечей, во второй – дама мечей, в третьей – король. И каждый из этих врагов сильнее, чем предыдущий. Поэтому Герою всё труднее и труднее бороться со Злом без чьей-либо помощи.
Что же отличает психологическую фэнтези в этом плане? В этой фэнтези зло чаще всего не представляется одним лицом или сущностью. Это приходящие персонажи, в которых не собраны все грехи и пороки, а есть и положительные стороны. Но в данной ситуации приходящий персонаж становиться Врагом для Героя в силу какого-то своего отрицательного качества, породившего «неправильный», «Злой», по мнению Героя (а так же автора и, благодаря ему, читателей) поступок. Итак, мы видим, что у Героя нетрадиционной фэнтези есть «ситуативный» Враг, с которым нужно бороться «здесь и сейчас», либо тот, кому Герой поклялся отомстить в силу каких-то обстоятельств. И в качестве примера я опять же приведу «Волкодава» Марии Семёновой (это очень хорошая психологическая фэнтези). В этом произведении Врагом Героя – Пса (тогда он ещё не был Волкодавом) становится Волк – надсмотрщик на каторге (соплеменник и бывший приятель). Герой его убивает в поединке и выходит на свободу. Следующим его Врагом становиться кунс Винитарий, истребивший род Волкодава и продавший самого его в рабство. Далее следуют ситуативные Враги, с которыми Герой расправляется как умеет.
Спутники Героя. Как уже ясно из этих слов, сейчас мы рассмотрим тех персонажей – Людей – которые идут бок о бок с Героем в течение повествования. Но даже такой неизменный элемент, как Спутники Героя, может по-разному выделятся в разных типах фэнтези. Рассмотрим по порядку.
В традиционной фэнтези это чаще всего персонажи, выполняющие какую-то определённую функцию (или несколько функций в зависимости от сюжета и положения по значимости), так, например, девять хранителей (Дж. Р. Р. Толкин «Властелин колец»). И, заметьте, их обычно столько же, сколько противников – слуг Врага. На том же примере – девятерых хранителей выбрали с учётом, что столько же и назгулов – призраков-кольценосцев.
В нетрадиционной фэнтези Спутники Героя скорее не функциональны, а являются друзьями и оказывают духовную поддержку Герою (а зачастую и физическую). Иногда эти персонажи более совершенны, чем Герой. Тем самым автор показывает, что сам Герой не идеален, ведь он хоть и Герой, но тем не менее он Человек, а идеальных людей не бывает. Это делается для придания произведению еще большей реалистичности. Возьмём уже привычный пример «Волкодава». Рядом с ним идут трое спутников: Ниилит, Тилорн, Эврих. Первые двое кажутся Герою Идеалами, хотя сами себя они таковыми не считают. Идеалы способны на то, на что сам Герой, по его мнению, не способен (хотя он нередко и ошибается). Они способны любить, несмотря не все невзгоды, которые им пришлось пережить, хотя он (Волкодав) не замечает, что и сам, выросший на каторге, матёрый воин, любит своих друзей. Третий – Эврих – хоть и кажется непохожим на Волкодава с первого взгляда, на самом деле показывает ему, каким Герой был и каким он мог стать. И еще: в психологической фэнтези ничего не происходит случайно. Волкодав встретил этих троих потому, что не мог не встретить.
Помощники Героя в фэнтези элемент привычный, позаимствованный у волшебной сказки. Поэтому чаще всего в фэнтези они присутствуют. Помощники - это животные, наделённые особыми качествами: разумом, быстротой и т.п. Причём иногда помощники есть не только у Героя, но и у его Спутников. Как, например, во «Властелине колец» Дж. Р. Р. Толкина, у самого Героя – хоббита Фродо нет Помощников, а у Спутника Героя – Мага Гендальфа он есть. Это очень быстрый и умный конь – Светозар (Сполох), который нередко выручает Мага в трудную минуту.
В нетрадиционной фэнтези таких Помощников чаще нет, потому что только функциональные персонажи там не нужны. Но на примере романов А. Бушкова «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова» мы видим, что Помощники Герою иногда нужны. Так, Сварога нередко спасает скорость и недюжинная сила «домашнего питомца» - огромного пса (точнее щенка) и советы странного существа, похожего одновременно и на кошку и на енота – домового.
Поединок. Кульминация сюжета фэнтези – это обязательный поединок со злом. В традиционной фэнтези он, как правило, однократен (если это не боевая фэнтези) и весь сюжет ведёт Героя к этому поединку со Злом. Такой поединок бывает как физический, так и магический. Иногда бывает и тот и другой. Поединок может быть и не только таким – явным – но и происходить глубоко в душе Героя. Как правило, чтобы победить внешнее Зло, Герой должен победить Зло в самом себе. Причём, если фэнтези действительна хорошая, то поединок со Злом внутри Героя есть и в традиционной и в нетрадиционной. О плохой я здесь не говорю. Поединки внутри Героя мы видим и во Фродо («Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина), и в Олеге («Ладога» О. Григорьева). Только в психологической фэнтези нет магических поединков. Это единственная разница типов фэнтези по этому параметру.
Таким образом, я закончила анализ атрибутивной подструктуры двух типов фэнтези. Конечно, нельзя утверждать, что этот анализ достаточно полон. Наоборот, в этом плане есть большие перспективы исследования.
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201073