Классификация фэнтези
По происхождению от различных жанров литературы я предлагаем следующую классификацию произведений жанра фэнтези.
Историческая фэнтези.
Представляет собой исторический роман, в котором сочетаются исторические события и факты, которые придают произведению оттенок реальности, и фэнтезийные элементы, которые делают это произведение несколько интересней и неожиданней - такие элементы, как атрибуты, магические способности персонажей, нереальные проблемы и методы их разрешения. Примерами такой фэнтези могут служить произведения русского фэнтези: «Ладога» Ольги Григорьевой и «Валькирия» Марии Семёновой.
Ироническая фэнтези.
Являет собой своеобразную карикатуру на наш реальный мир. Там магия, атрибуты и необычные способности – бутафория для придания той или иной ситуации оттенка иронии. Вполне обычные ситуации могут выглядеть очень смешными, если к ним прибавить неожиданные и (или) невозможные способы их разрешения. Ярким примером здесь, конечно же, являются «МИФические истории» Р. Л. Асприна, произведения Андрея Белянина, «Ночь в одиноком октябре» Роджера Желязны.
Мистическая фэнтези.
Современная мистика - особый, не подчиняющийся другим законам, жанр, который ближе всего подходит именно к фэнтези, так как там события основаны на ирреальных предпосылках и черной магии.
В произведениях этого направления героям приходиться преодолевать страшные препятствия, проходить ужасные испытания. Иногда герой отступает или терпит поражение. Элементы фэнтези придают приключениям героя ещё более страшный и опасный характер. Из-за жутких испытаний поражение или отступление героя (что обычно не происходит в других направлениях фэнтези) не кажется неправильным, невозможным и не осуждается как страх или малодушие героя. Оно воспринимается как должное. Эта фэнтези паразитирует на детских страхах, вызывая к жизни архетипы коллективного бессознательного. Именно таковыми являются «Талисман» и «Тёмная башня» Стивена Кинга и «Повелители мечей» Майкла Муркока.
Детективная фэнтези.
Произошла путём слияния традиционной фэнтези и детективных историй. Это обычная закрученная авантюра, которую раскручивает сам герой, его противник (если герой является подозреваемым) или абсолютно посторонний персонаж. Элементы фэнтези в данном случае усложняют расследование, хотя в какой-то мере и помогают ему. Здесь ярко выражен элемент поиска. Как считает Уистен Х. Оден: «Поиск – древнейший, сложнейший и самый популярный из литературных жанров. В некоторых случаях произведения в жанре поиска основываются на исторических событиях, а также на ряде жизненных сюжетов. Однако неизбывное очарование этого жанра связано с тем, что Поиск представляет собой историческое и символическое описание нашего субъективного жизненного опыта» [IV; 551].
Это побочное направление фэнтези, основанное на поиске и своеобразно усиленное при помощи детектива. В качестве детективной фэнтези я взяла Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре» и А. Белянина «Тайный сыск царя Гороха». Но в большинстве случаев лихой детектив в среде фэнтези превращается в карикатуру, как и произошло в двух вышеперечисленных произведениях.
Боевая фэнтези
Особый класс жанра представляет собой боевая фэнтези. Распространение этот сравнительно новый класс получил с совершенствованием новых технологий и мультимедийных возможностей, которые дали начало множеству компьютерных игр. В таких играх психологическая подоплёка отсутствует, ярко выражена атрибутивная сторона и доведена до абсурда цель Героя: «Всех уничтожить!». Литературным предшественником этого класса является боевая фантастика, берущая, в свою очередь, истоки у кинобоевиков. Литературный пример удачной боевой фэнтези – это сага о «Звёздных войнах», продолжаемая рядом зарубежных авторов: Терри Брукс, Кевин Андерсон, Тимоти Зан и другие.
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201075
Елена Соломбальская 06.05.2012 18:37 Заявить о нарушении
Юлиана Шелковина 06.05.2012 21:38 Заявить о нарушении