Типология фентези

 Типология и классификация фэнтези.

Проанализировав библиографию и литературных предшественников жанра, я поняла, что произведения этого жанра отличаются друг от друга. В одних произведениях главную роль играют атрибуты и магия, а в другом – психологические мотивы поведения героев и аспекты взаимоотношений. Это дало основание выделить два основных типа фэнтези:  традиционная – атрибутивная  и  нетрадиционная – психологическая фэнтези.
 
 Традиционная – атрибутивная фэнтези

Происходит из мифа и волшебной сказки и выделяется тем, что практически не претерпела каких-либо изменений. В  традиционной атрибутивной фэнтези есть очень чёткое разделение на добро и зло, выражающееся в какой-то одной личности или сущности. Например, «Повелители мечей» Майкла Муркока. В этом произведении сущностями зла являются боги Хаоса – повелители Мечей, а сущностями добра являются боги Закона, на чьей стороне и выступает Герой. Так же чётко там выделены атрибуты персонажей. Это же очень ярко вино в повести Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре», где каждый персонаж имеет свой обязательный атрибут и своего обязательного помощника – животное.

Нетрадиционная – психологическая фэнтези

В отличие от традиционной, претерпела в плане структуры довольно существенные изменения под влиянием реалистических и исторических романов. Нетрадиционная психологическая фэнтези настолько приблизилась к реальности, что некоторые произведения, относящиеся к этому типу фэнтези, трудно распознать. Отходят на второй план атрибуты, магия, открытые противостояния добра со злом. Всё это завуалировано: герои становятся менее однозначны и далеко не идеальны. Примером хорошей нетрадиционной фэнтези мы можем взять роман «Волкодав» русского автора Марии Семёновой. В этом произведении хорошо прописан психологический портрет Героя – последнего из своего погибшего племени. Он прошел каторгу, стал воином с одной целью: отомстить и умереть. Герой отомстил, но стремление умереть у него отходит на второй план, так как он встречает двоих людей, нуждающихся в помощи. При этом сам герой далёк от идеала – он хладнокровно убивает всех, кого считает врагами. Это ещё одна отличительная черта психологического фэнтези - в отличие от традиционной, там нет только функциональных персонажей. Персонажи фигурируют в нетрадиционной фэнтези как люди, с их чётко прописанными характерами, целями, возможностями. И они обычно не исчезают бесследно из поля зрения героя, выполнив какую-то свою единственную функцию (как нередко происходит в традиционной или просто плохой фэнтези), а оставляют чёткий след в жизни героя. Нередко бок о бок с ним идут Идеалы – персонажи, которые остаются неизменны, потому что не нуждаются в изменениях. Они являются незыблемой точкой опоры для Героя. Этим самым автор ярко показывает, что Герой в первую очередь Человек и что он не идеален.



Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.


Рецензии