Происхождение и развитие жанра
Литературный энциклопедический словарь одним из источников современной фантастики называет мифотворческое народнопоэтическое сознание, выразившееся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фэнтези в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Фэнтези эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами изображения идей, событий. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
У любого народа до принятия таких религий, как христианство или ислам, существовали «языческие» многобожные религии, которые основывались на попытках людей объяснить самим себе природные явления, естественные природные процессы – в общем, всё, что было для них загадочным и таинственным. На религии основывались традиции народа, нравы, быт, обычаи, нормы поведения. Религии нужна основа. Этой основой были мифы.
Мифы у многих народов очень похожи, так как люди объясняли одни и те же явления и события. Например, у многих народов миф о сотворении Мира начинается словами: «Сначала не было ничего. Был только хаос…» - в скандинавских мифах [Мария Семёнова, «Поединок со змеем», С.-Петербург,1999г. ] и в мифах Древней Греции [ И.Кун, «Легенды и мифы древней Греции»]. За тем из этого хаоса появляется основа будущего Мира, чаще всего это яйцо, из которого появиться Бог (или Боги), затем этот Бог сделает из нижней половины яйца Землю, а из верхней – Небо (скандинавские и индийские мифы). Обычно Боги чётко делятся на «плохих» и «хороших».
Боги живут в новом мире, еще не «опробованном» людьми (люди появляются, как правило, позже). В этом мире немного другие законы, но нет полного отхода от реально существующего мира.
У богов есть друзья-животные. Но тоже обычно превосходящие простых животных так же, как Боги превосходят простых смертных. Это, например, Пегасы, волки-оборотни, восьминогие лошади (скандинавские мифы [Мария Семёнова, Поединок со змеем ] )
Бок о бок с богами живут и другие нереальные существа – помощники Богов. Это могут быть эльфы, гурии, нимфы, гномы и др. У этих «светлых» существ есть «тёмные» враги, служащие тёмным Богам: тролли, гоблины, злые великаны и др.
Итак, в мифах, как и в фэнтези, события происходят в ином мире и имеются нереальные – мифические - существа и животные.
Но почему же в нашем современном мире люди вновь обращаются к мифу? Как считает Карл Г. Юнг, существует глубокий пласт внутреннего мира – коллективное бессознательное, которое обладает всеобщей сверх личной природой. Его идея такова: существуют некие архетипы – доопытные структуры, служащие регулирующим принципом формирования творческого материала. В основе любого мифа лежат такие архетипы, они же стали и основанием для жанра фэнтези. Юнг выделяет следующие архетипы: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных масок), Самость (наше истинное интегральное «Я», к которому мы лишь бесконечно приближаемся через процесс индивидуации). [ Современная Философия: словарь и хрестоматия, Ростов-на-Дону, Феникс, 1995г.]
В любом фэнтези, как и в мифе присутствуют женское начало – героиня и мужское начало – герой, кроме этого обязательно присутствие противника – зла, той самой нашей тёмной половины, каждый герой является отдельной личностью, являющейся совокупностью черт, присущих людям.
У современной фэнтези есть несколько литературных и фольклорных предшественников, под влиянием которых и развивается современная фэнтези.
Эпос, легенда, рыцарский роман, исторический роман.
Из выведенного в настоящей работе определения следует, что фэнтези представляет собой реальный мир в изменённом виде. Мы видим это на примере исторического фэнтези, произошедшего из эпоса, легенды, рыцарского и исторического романов. В основе этих произведений лежат исторические события. Умберто Эко – писатель и лингвист - говорит об этом так: «…существует три способа рассказывания о прошлом. Первый способ – romance. От романов «Бретонского цикла» до Толкина, включая и «готический роман». Здесь прошлое используется, как антураж, как предлог, как фантастическая предпосылка: среда, дающая свободу воображению. Поэтому действие romance не обязательно должно быть отнесено в прошлое. Для этого действия важно только разворачиваться не «сейчас» и не «здесь», а так же чтобы о «сейчас» и «здесь» вообще ничего не говорилось, даже аллегорически. Большая часть научной фантастики на самом деле romance. Romance – это повесть о «где-то».
Технологию превращения исторического сюжета в фэнтезийный описал профессор английской филологии Дж. Р. Р. Толкин: «Совершенно очевидно, что король Артур – тоже историческая личность… - попал в горшок, где довольно долго варился вместе со множеством древних образов и явлений из области мифологии и волшебной сказки, и даже с такими «заблудшими овцами» истории, как Альфред Великий, что оборонялся от датчан и, наконец, явился вновь – уже в качестве короля Волшебной Страны» [I; 423].
Волшебная сказка
Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. От других видов художественного эпоса сказка отличается тем, что сказочник рассказывает, а слушатели воспринимают её прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказку связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Сказка оптимистична: добро побеждает, зло терпит поражение. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
Персонажи сказки - необычные люди и животные. Главный герой (или героиня) сказки является уникальным, что выявляется посредством испытаний, которые может пройти только истинный герой. При этом герой путешествует по нереальному миру «тридевятое царство», «тридесятое государство». У героя обязательно есть противник (который может и не быть врагом в прямом смысле этого слова). [Приложение к издательству Дж.Р.Р. Толкина «Сильмариллион», Уистен Х. Оден «В поисках героя»] В сказке обязательно разделение на «белое» - добро, и «чёрное» - зло. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что сказка является литературным предшественником фэнтези, так как содержит фэнтезийные элементы. Причём сказка послужила основой для традиционного – традиционного фэнтези. Вот что пишет профессор филологии Дж. Р. Р. Толкин о волшебных сказках: « Царство волшебной сказки поистине беспредельно, и чего в нём только нет: разнообразные звери и птицы, глубокие озёра и реки, безбрежные моря, высокие небеса и бессчётные звёзды, чарующая красота и вечная опасность, радость и горе, острые, как клинки» - или так: «Волшебная сказка - это такая история, которая имеет непосредственное отношение к Волшебной Стране (вымышленному миру), сама будучи любого жанра – сатирической, приключенческой, морализаторской или фантастической» [«О Волшебных историях» Дж. Р. Р. Толкин – приложение к «Сильмариллиону»]
Мениппея ( Мениппова сатира).
Жанр античной литературы, характеризующейся свободным соединением стихов и прозы. Для мениппеи существенно создание фантастической среды обитания для своих персонажей, которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
Следовательно, мениппея, обладая признаками фэнтези (фантастическая среда обитания) является литературным предшественником ещё одного направления фэнтези – иронического.
Готический роман, мистика.
Готический роман (от англ. The Gotic novel) - роман «ужасов и тайн». Готическому роману свойственно изображение сверхъестественного, загадочного, мрачного. Сюжеты, как правило сводятся к таинственным преступлениям, герои отмечены печатью рока и демонизма. [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
В готическом романе действия происходят не совсем в реальном мире, сама атмосфера этих произведений мрачна, таинственна, фантастична.
Готический роман дал начало такому направлению фэнтези, как мистическое.
Детектив.
Традиционно определяется как ветвь приключенческой литературы, посвященная раскрытию загадочных преступлений. Детектив стал одним из самых читаемых жанров современной «массовой культуры». [Литературный энциклопедический словарь, Москва, советская энциклопедия, 1987г.]
Кажется, детектив ничем не похож на фэнтези, но авантюры, интриги и преступления, характерные для этого жанра, не остались без внимания авторов фэнтези. И детектив стал основой для ещё одной ветви фэнтези – детективное фэнтези, к котором эти тайны переносятся в вымышленный мир и разрешаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Свидетельство о публикации №212050201082