Настоящее доброе дело

(по мотивам сказки Н. Вагнера «Папа-пряник»)

Сценарий для новогодней постановки

Действующие лица.

Дед Мороз
Снегурочка
Лупп
Кин
Толь
Дедушка Влас
Жан
1 мальчик
2 мальчик
1 девочка
2 девочка

Сцена первая.

Комната в доме Деда Мороза. Дед Мороз и Снегурочка перебирают подарки.

Снегурочка: Вот, кажется, и все.
Дед Мороз:   Нет, остался еще один подарок.
Достает из-под стола огромный мешок.
Снегурочка(удивленно): Это кому же такой огромный подарок, дедушка?
Дед Мороз: А это тому, кто сделает настоящее доброе дело.(Зрителям)Слышите, ребята? Я, Дедушка Мороз, все вижу! Кто из вас до Нового года сделает самое настоящее доброе дело, тот получит самый большой подарок.

Сцена вторая.

Появляется маленький Лупп.
Лупп: Настоящее доброе дело?
Останавливается, достает из кармана деньги, пересчитывает.
Лупп (задумчиво): Интересно , а сколько может стоить этот подарок?
(зрителям) Вы как думаете, а? Мешок – во-о! (показывает руками). А если продать его ребятам, а на эти деньги накупить еще побольше подарков и продать вдвое дороже! И снова накупить всего и продать вдвое... нет, втрое дороже! Это сколько же можно зарабо-тать?!
Еще раз пересчитывает деньги.
Лупп: Вот у меня – всего пять монет. Сам накопил! Если пустить их в дело, то можно по-лучить такую выгоду! (останавливается и задумывается) Вот только где бы найти доб-рое дело на пять монет?
Выходит 1 девочка, плачет.
Лупп: Девочка, ты чего плачешь?
1 девочка: Меня в магазин отправили, за хлебом, а я деньги потеряла!
Лупп: Ну не плачь! Вот тебе деньги.
Отдает ей все монеты.
1 девочка: Спасибо!
Уходит, но Лупп в последний момент ей кричит.
Лупп: Стой! Стой!
1 девочка останавливается и оборачивается.
Лупп: Сколько тебе на хлеб давали?
1 девочка: Одну монетку.
Лупп: Тогда отдавай остальные!
1 девочка отдает ему деньги.
Лупп: Все, иди, иди. И не благодари меня: за настоящие добрые дела благодарности не требуют.
1 девочка уходит.
Лупп (довольно потирает руки): Ну, что я говорил? Настоящее доброе дело  и без особых затрат! Уж теперь подарок – мой!
Уходит.

Сцена третья.

Выбегает Кин, достает рогатку, прицеливается и стреляет. Слышится звон разбитого стекла. Кин хохочет, прицеливается и стреляет в другую сторону. Снова слышится звон стекла.
Кин (хохочет): Вот так вам всем! Эх, жалко, выпал снег! Как здорово было сидеть на за-боре с комом грязи в руке! А мимо идет барышня в белой шубке! (изображает)А я в нее (замахивается, будто что-то бросает, хохочет). Вот потеха, а!
Достает из кармана мышь, держит за хвост, крутит.
Кин: Или подсунуть какой-нибудь тетке дохлую мышь в сумку! (хохочет) Вот весело-то!
Выходит 1 девочка с монетами в руках, медленно идет по сцене. Кин подкрадывается к ней и показывает ей мышь. 1 девочка кричит, роняет монеты и убегает. Кин хохочет, подбирает монеты, кладет в карман.
Кин: Вот потеха! Щас помру от смеха!(хохочет) И денежки заодно! Что бы еще такого сделать? (задумывается) Может, поймать Барсика и привязать к его хвосту консервную банку?
В это время по сцене идет дедушка Влас с двумя ведрами. Дедушка поскальзывается и падает, роняет ведра. Кин хохочет, подходит к нему, пинает ногой ведро. Ведро отка-тывается на край сцены.
Кин: Эй, дедушка! Ведь говорил я тебе: не ходи за водой, вода хмельная, пьян бу-дешь!(хохочет)
Дедушка пытается встать, но не может. Кин перестает смеяться.
Кин: Ну, чего разлегся? (наклоняется к дедушке) Ведь замерзнешь!
Дедушка Влас снова пытается встать, но не может.
Кин (поворачивается к зрителям): А вы чего глядите? Старый дед поскользнулся, а ему никто даже встать не поможет! Я его, что-ли, должен поднимать? Я, да? Ну ладно.
Подходит к дедушке Власу, наклоняется, помогает ему подняться.
Кин: Держись за меня, старый глухарь, а то опять упадешь.
Переводит через сцену, усаживает, потом подбирает ведра и убегает.
Дедушка Влас: А все-таки у него доброе сердце. Он только старается казаться злым...
Вбегает Кин, ставит рядом с Дедушкой Власом два ведра.
Кин: Вот, я тебе воды принес. Больше не падай: поднимать не буду.
Дедушка Влас (ласково): Спасибо тебе, внучек!
Кин (раздраженно): Да какой я тебе внучек? И вообще, отвяжись от меня!
Пятится назад.
Кин (зрителям): И не нужно мне никаких дурацких подарков! Я не из-за подарка! Просто ему больше никто не стал бы помогать! И никакое это не доброе дело!
Кин бросает взгляд на Дедушку Власа. Дедушка Влас улыбается и кивает.
Кин (кричит): Все равно я – злой!
Убегает.

Сцена четвертая.

Комната в доме рыбака Жана. Жан сидит с перевязанной рукой. В углу комнаты играют дети: два мальчика и две девочки. Входит Толь, выходит на середину сцены.
Толь (весело): Привет!
Жан молча кивает. Дети подбегают к Толю, окружают его, кричат наперебой:
1 мальчик: Привет!
2 мальчик: Как дела?
1 девочка: Толь пришел! Ура! Ура!
2 девочка: А сто ты нам пинес?
Толь: А принес я вам подарки!
Достает пакет с конфетами и отдает им. Дети кричат: «Ура! Ура! Конфеты!» потом садятся и начинают их есть, отбирая друг у дружки.
Толь: Эй, не жадничайте!
Жан (мрачно): Просто они с утра ничего не ели.
Толь: Как! Почему?
1 девочка (смущенно): Я деньги потеряла.
Толь (возмущенно): Что же ты молчал?
Толь убегает и возвращается с батоном хлеба.
Толь: Вот, держите. (Отламывает большой кусок и протягивает 1 девочке) вот это те-бе. (Отламывает второй кусок и дает 2 девочке) и тебе. (Отламывает еще кусок и дает 1 мальчику) тебе. (Отламывает кусок, дает 2 мальчику) и тебе тоже. (Подходит к Жану и отдает остаток) а это тебе, дядя Жан.
Жан (со вздохом): Не надо, лучше детям отдай.
Толь: Бери, дядя Жан, ты же тоже ничего не ел!
Жан берет горбушку и ест.
Толь(довольным голосом): Вот и хорошо! Как твоя рука, дядя Жан?
Жан: Спасибо Толь, уже лучше. Спасибо тебе большое.
Дети: Спасибо! Спасибо!
Толь (смущается): Да что вы! Да ладно вам! Это я так...
Жан (с улыбкой): Хочешь, приходи к нам встречать Новый год. Пусть скромно, зато ве-село.
Дети (хором): Приходи! Приходи!
Толь: Приду! Обязательно приду!
Уходит.
Постепенно гаснет свет. Дети ложатся в углу и засыпают. Жан достает из-за пазухи свечку, ставит на стол, зажигает.
Жан: Последняя. Пусть горит. Ведь Новый год завтра... А вот будет ли завтра?.. (подни-мает перевязанную руку). Какой я работник с такой рукой? И когда она еще заживет!
Опускает голову, засыпает. Свечка падает. По сцене бегают разноцветные огни. Вбега-ет Толь, отступает назад.
Толь: Пожар! (подбегает к детям, будит их) Просыпайтесь скорее! Дом горит! Да про-сыпайтесь же! (выводит их из комнаты, подбегает к Жану, трясет его за плечо) Дядя Жан, проснись! Пожар!
Жан вскакивает, оглядывается.
Толь: Малышей я уже вывел. И пожарных вызвал.
Слышится пожарная сирена.
Толь: Слышите? Они уже приехали!
Уходят.


Сцена пятая.

Входит Толь и ставит на стол маленькую елочку. Входит 1 девочка, кладет коробку с елочными игрушками. Входит 1 мальчик, ставит лавку. Входит 2 мальчик, ставит табу-ретку. Входят Жан и 2 девочка, держась за руки.

Толь: А теперь мы будем наряжать нашу елочку!
Жан: Спасибо тебе, Толь! Ты спас всех нас. Я просто не знаю, как тебя благодарить!
Толь (копается в коробке с игрушками): Да ладно! Чего там!
Жан: Знаешь, а ты сделал настоящее доброе дело!
Толь роняет гирлянду на пол.
Толь (ошарашено): Как это – настоящее доброе дело? Я просто сделал то, что сделал бы любой на моем месте! Я и не думал ни о каком добром деле! Давайте лучше Новый год отмечать!
Входят Лупп, Кин, дедушка Влас.
Толь (радостно): О! А вот и гости!
Торжественная музыка, входят Дед Мороз с огромным мешком и Снегурочка.
Дед Мороз: Вот и пришло время наградить того, кто сделал настоящее доброе дело. ма-ленький Лупп...
Лупп радостно подбегает.
Дед Мороз: ... ничего не получит.
Лупп (возмущенно): Это еще почему?
Дед Мороз: Потому что настоящие добрые дела по расчету не делаются.
Лупп (кричит): Это не честно!
Дед Мороз: Мальчик Кин.
Кин (злобно): И не нужно мне ваших дурацких подарков! Я – злой! Я добрых дел никогда не делал! Понятно?
Дед Мороз: Ну не делал, так не делал. Тогда, Толь.
Толь подходит к Деду Морозу.
Дед Мороз: Толь, ты – добрый мальчик. Ты всегда совершал добрые дела, но вчера ты превзошел самого себя.
Дед Мороз протягивает ему мешок.
Дед Мороз: Бери подарок. Теперь он твой.
Толь: Постойте, но ведь это же несправедливо! Любой другой на моем месте сделал бы то же. Просто так вышло! Не было бы пожара, я не сделал бы никакого доброго дела! (за-глядывает в мешок) Да и зачем мне одному столько? Дедушка Мороз, а можно я раздам это всем ребятам? Так будет правильнее!
Дед Мороз: Конечно, можно. Даже нужно! Ведь другие ребята тоже старались. Правда, ребята? Весь этот год были добрыми и послушными, и тоже заслужили подарки.
В это время Толь раздает подарки тем, кто на сцене, и зрителям.


Рецензии