Аристократизм духа

Этот рассказ был номинирован на премию "Наследие".
Буду признателен, если оставите отзыв.

То, что Евграф Петухов аристократ кое-кто стал догадываться с тех пор как он начал носить фрак и бабочку. Фрак ему достался от художественной самодеятельности, когда в 90-е годы в сельском клубе открылся частный ресторан,  ну а бабочку он сам соорудил из своего старого пионерского галстука. Самое трудное было восстановить свою родословную. Помог словарь Даля, который он нашел в куче макулатуры, брошенной во дворе библиотеки. Ни писателей, ни художников, даже актеров, на худой конец, знатных однофамильцев не оказалось. Тем не менее Евграфу какой-то архетип подсказывал, что надо искать если не среди Петуховых, то, вероятно, Орловых.

Поиски хоть и призрачный вселяли успех. А всему причина – это родное село Хреновое, где прошла вся сознательная жизнь Евграфа. Евграф обнаружил, что граф Григорий Иванович Орлов-Чесменский, герой турецкой войны, генерал-майор и новгородский губернатор, женатый на Лукерье Ивановне Зиновьевой, от которой имел шестерых сыновей: четверо из братьев – Иван, Григорий, Алексей, Федор были гвардейскими офицерами, когда-то владел поместьем Хреновое. Среди братьев более всех известен Григорий Орлов в связи с участием в перевороте Екатерины. Григорий Григорьевич стал фаворитом Екатерины. И конечно, врагов у Орловых было предостаточно. Тут и вельможи Никита и Петр Панины, их племянница княгиня Е.Дашкова, адмирал Чичагов и самый главный их недруг светлейший князь Г.А.Потемкин Таврический…

Однако о жизни седьмого сына, незаконнорожденного мало что известно. После победы над турками русский флот в течение пяти лет находился в Эгейском море. Будучи страстным любителем лошадей, богатый вельможа, Григорий Иванович целыми партиями закупал и пересылал на родину ценнейших животных. Среди них были арабские, азиатские (в том числе персидские, туркменские, турецкие). Место для нового завода выбрали на южной окраине Хреновского бора, в 20 верстах от уездного города Боброва. В поместье Хреновое развернул строительство грандиозного по своим масштабам конного завода. Чтобы разместить все поголовье ценных лошадей и расселить более 10 тысяч крестьян, приписанных к заводу, нужно было выполнить очень большой объем строительных работ. Строился завод по указанию Орлова на века. Использовалось все лучшее, что было в стране и за рубежом. Конюшни этого завода и поныне стоят в первозданном виде, хотя уже минуло почти 250 лет. Постройки проектировал знаменитый зодчий Жилярди, автор проекта первого здания Московского университета на Моховой.

Комплекс нового конного завода (более похожий на дворец) включал большое количество помещений для жеребцов, жеребых и холостых кобыл, для отъемышей верховых и рысистых, для лошадей в тренинге и т.д. Для выездки и верховой езды были возведены два манежа (80м х 20м), четыре выводных зала в угловых башнях, анатомический зал-музей, ветлазарет, подсобные помещения.

Чтобы представить себе размеры этого уникального коневодческого комплекса, достаточно лишь назвать длину лицевой стороны – фасада центрального здания, выполненного в стиле русского классицизма. Она имела протяженность 175 метров, а вся передняя линия этого комплекса – более 400 метров. А.Орлов приказывал все заводские здания строить из камня «на веки веков». Уйдя от государственных дел, всю свою недюжинную энергию Орлов направил на коннозаводство, зоотехническое творчество.  Так появился знаменитый орловский рысак.
В Хреново граф продолжил работы по выведению собак, голубей и бойцовских петухов, скрещивая английских петухов с русскими курами, получив породу красных бойцовских петухов. Его бойцовские петухи отличались силой и крепостью. Петухов обихаживали две красавицы -сестры Евпраксия и Глафира, Орлов любил обеих одинаково, а когда у одной из них родился сынок, велел назвать его Евграф Петухов, а всех потомков его мальчиков называть не иначе как Евграф…

После распада страны и стремительного наступления глобализации, стало модным чем-нибудь гордиться. Одни гордились наворованными миллионами, другие незаконно построенными особняками, а третьи неизвестными успехами  в шоу-бизнесе под различными кличками типа  Жасмин, Максим, Елка, Нюша или Блестящие, Сливки, ВИА Гра и другие группы с подобными аббревиатурами. Евграфу Орлову-Петухову особо гордиться было нечем. Несколько куриц да петух, который улепетывал во все лопатки, если какая-то из хохлаток намекала на близость. Да и врагами он похвастать не мог. Соседа Панина, избегал еще за позапрошлогодний долг, также как обходил стороной не любившую его облезлую собаку по кличке Дунай голубой. То ли из-за неопределенного цвета шерсти, то ли из-за нетрадиционной половой ориентации. Словом, в родном ему Хренове было совсем хреново и с врагами, и с друзьями. Ни врагов настоящих, ни друзей.

Работы в Хреново не было. Поэтому у многих хреновчан было много свободного времени. Те, кто водку пил, у них свободного времени было в обрез. Но не у всех же были деньги на водку. Некоторые приходили послушать Евграфа Евграфовича. Монархистом Евгаф себя не считал, но в эпоху всеобщей вакханалии воровства, невольно возникает вопрос, а допустил бы монарх такой беспредел, который распространился в условиях либеральной демократии? Как Совесть и Справедливость позволяют  одним новоявленным миллионерам покупать за баснословные цены яхты, другим купаться в фонтанах с шампанским в Куршавеле, содержать зарубежные футбольные команды, когда бездомные дети и старики бедствуют и бомжуют? Нет, Третьяковы, Мамонтовы, Демидовы, Ларины такого позволить себе не могли. Фрак и родословная Евграфу были необходимы, чтобы сохранить конюшни завода. С утра он облачался во фрак и шел как на работу в сельсоветский архив и нашел-таки церковную запись, что у крепостных крестьянок графа Орлова родился мальчик, которого назвали Евграф. Таким образом, Евграф Петухов, становился графским наследником. В те 90-е лихие годы эти конюшни никому нужны не были  и Евграфу выдали документ на право владения. Евграф там организовал лекторий. Читал лекции по уфологии, о неопознанных летающих объектах, затем об авраамических религиях и об индуизме. Особо его привлекал экуменизм в учениях Даниила Андреева (Роза мира), Елены Блаватской (Тайная доктрина), Николая и Елены Рерихов (Агни-йога). В целом считал утопическим коммунистическое учение Карла Маркса, положительно воспринимал принципы социального общежития.

Как-то приехал к нему Виссарион, выдающий себя за Иисуса Христа, с учением «Последний завет». Бывший слесарь, преподаватель физкультуры, сержант патрульно-постовой службы, не без способностей художник-мистик в Красноярском крае основал общину. Секта Виссариона по внешней атрибутике напоминает неокоммунистическое движение: организация коммун, предпочтение красного цвета в одежде, романтические песни голодных энтузиастов, поверивших в «сказку».

С начала своей деятельности Виссарион постоянно пугает людей концом света, называя при этом вполне конкретные даты. Однако следует отметить, что ни одно из пророчеств Виссариона не сбылось, и большую часть своих пророчеств Виссарион извлекает из просмотра телевизионных передач и интернета. В «Последнем Завете» Виссарион формулирует учение «Единой веры» как путь духовного становления для всего человечества. Обладает методикой эриксоновского гипноза основанного на погружении в транс и использовании особого гипнотического языка, отличающегося яркостью и образностью. Побывавшие в Черемшанке с удивлением отмечают, что виссарионовцы не только внешне похожи друг на друга (общим выражением заторможенности на лицах), но даже и мыслят одинаково. И доктор наук, и неграмотный крестьянин, говорят одно и то же: "нам нравится заниматься земледелием", "наша община - единая семья", "мы построим общество, где не будет денег", "мы не знаем, что с нами будет через миг, а не то, что на следующий день"... Во всех избах поселенцев в красных углах висят "иконы" с изображением Виссариона в виде фотографий в рамочках. В секте Виссариона введена «десятина» с каждого последователя Виссариона изымается десятая часть их доходов на счёт секты, на содержание Церковного совета секты и самого Виссариона. Обычное занятие виссарионовца после трудового дня - вычитывание специальных молитвенных правил, просматривание аудио- и видеозаписей, на которых вещает "божество", чтение газеты "Земля обетованная" и книги "Последнего завета" с евангелием от Вадима. Любые контакты "с миром" им воспрещены, также как и чтение книг, газет, журналов, слушание радио, просмотр телепрограмм. Адепты, как правило, неукоснительно выполняют эти указания, боясь прослыть отступниками.

Вместе с тем, Виссарион считает, что христианская церковь в России потеряет всякую значимость. Виссарион относится к церкви, как к образу антихриста, которая вступила на путь окончательной дискредитации. Главная его заповедь: От судьбы не сбежишь. Поменять судьбу можно. Сбегать ни отчего не надо. Евграф потом понял, чего хотел от него Виссарион: захватить конюшни, чтобы здесь в Подмосковье открыть филиал своей секты. Обреченность красной нитью проходит через его учение вопреки рериховской Живой Этике, хотя утверждает, что их учение в основе его концепции.

Евграф свое учение называет «Завет Всемирного Разума». Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда, синтез которых определяет познание Истины. Его возможный далекий предок это осознавал, когда выводил уникального по красоте орловского рысака, непревзойденного охотника – русскую легавую и непобедимого в борьбе бойцового петуха. Именно Труд венчает поиски науки и искусства, свидетельствует о подлинном аристократизме духа. Евграф снял свой фрак и, засучив рукава, отправился к конюшням возрождать коннозаводство и зоотехническое творчество. Каждый должен заниматься своим делом: нести свой крест на Голгофу или разводить рысаков, легавых и петухов.


Рецензии
Начала смеяться с первой строчки. Правда, к концу веселости поубавилось...Слабы мы, а иногда и страшны, оставшись без вектора. Хороший рассказ.

Елена Гвозденко   26.01.2013 22:06     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за вашу теплоту. С уважением,

Юрий Шпилькин   27.01.2013 08:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.