***

1983

Летом,  когда  Мишуне  исполнилось  3 года,   я  снова  стала  работать  в  «Ястребке»  вожатой.  Михей  был  рядом  на детской  даче   и  я  забегала  к  нему  на  полчасика,  пока  мои  пионеры  смотрели   в  клубе  кино,  или  были  заняты  с  вожатым  Сережей  на  спортплощадке. 
Не  было  уже   той  команды  во  главе  с  Купеском  ( он  стал  часто  выпивать  и  в «Ястребке»  появлялся  только  срочно  кого-то  заменяя ),  поменялись  традиции  и  испарился  сам  «дух»  Ястребка.  Было   суховато  и  скучновато -  как  у  всех.
Курносый,  с  рыжеватым  чубчиком  старший  вожатый Артём    Николаевич    посмотрел на  меня  безразличными   глазами  и,  даже  не  спросив    моего  согласия,   направил  в  отряд    к  10-летним  пионерам.  Это  были  не  «лапочки – первоклашки»,  и  рядом  не  было  надёжной  опытной  Ольги  Йосифовны   и  верной  Ленки.  Но  это был  мой  родной  лагерь,  знакомый  и  понятный  как  родной  дом,  был  уже    какой-то  опыт  работы  с  детьми,  было    желание   «свернуть  горы»,   и  пионерское  лето началось.. 
Старший  вожатый  по  прозвищу « Тёпа»  бдительно  следил  за  строгим  соблюдением  всех  мероприятий,  за     поведением  вожатых  и  пионеров  на  зарядке,  на  линейке,  в  столовой  и  на  вечерних  «спевках».    Очевидно,  он  добросовестно  всё  делал  по  инструкции . Планёрки  были  почему-то  2 раза в  сутки  и  на  них  в  основном  делались  замечания  и  выговоры  за  несоблюдения  режима.  То  опоздали  в  столовую,  то плохо  убрали  спальни,   то  у  командира  отряда  не  было  значка,  то ушли  дежурные с  хоз. ворот,  то  не  у  всех  пионеров  были  галстуки  на  линейке…..  Нетрудно  догадаться,  что  мой  отряд  был  в  числе    отстающих  по…дисциплине.  На  планёрке  Тёпа  хмурил  рыжие  брови  и  неприязненно  глядя  на  меня,   обещал  « доложить  начальству    про  моё  недобросовестное  отношение  к  работе».   Я  помню,  очень  расстраивалась  ,  но  поревев  немного  перед  сном,  крепко  засыпала. Утром  снова  вставало  солнце,  пели  птицы  и  я  со  своими  пионерами  бежала  босиком  по  прохладному  песку,  обгоняя  толстенького  Вадима  Ильича  с  баяном   на  футбольное  поле  делать  зарядку.
 Сегодня  после  полдника  будет  «День  сюрпризов».
Я со  своим 3-им  отрядом ещё  вчера  после  ужина  придумала  «классный»  сюрприз .
Мы  втянем  лагерь  в  игру «Найди  знамя».
   Перед  утренней  линейкой  все  обнаружат,  что  с флагштока   исчезло  знамя  лагеря  и  примут  наши  условия  игры.  Вчера,   после  отбоя,    когда  все  легли  спать,    мой   вожатый  Серёжа  и  несколько  выбранных  отрядом  пионеров ( был  жёсткий   отбор  и  пошли  самые  отчаянные    и  смелые )  тайно  подошли  к  флагштоку  и  прячась  в  тени  от  статуи  гипсового  трубача ,     сняли  знамя  лагеря.  Луна  светила  как  фонарь.  Лагерь  спал.  Пели  цикады.   Было  тихо  и  страшно.   «Диверсанты»  с  Серёжей  во  главе  обошли  вокруг  лагеря   и  спрятали  зашифрованные письма    в  дупле  сосны,  в  кустах  шиповника  у дороги,  под  большим   камнем  у  соседнего  лагеря  «Кочегарка»  и,  наконец,   последнее  письмо   в  почтовом  ящике  на  главных  воротах  «Ястребка» .  В  нем   на  специальном  очень  секретном   шифре говорилось,  что  знамя  спрятано в  самом  лагере   под  теннисным  столом   перед  главным  корпусом .
Возбужденные  мои  пионеры,   выставив  «дозорных»  на  веранде,    конечно     не спали,  дожидаясь  ушедший  «на  дело»   десант,  а  потом     громким  шёпотом   долго    обсуждали   все  детали   проведенной  « операции» .
И   наступило  утро!     Мой  3-й  отряд    в  полном  составе  делал  утреннюю  зарядку  (мне  не  пришлось,  как  всегда,   вылавливать  Петьку   и  Романа   из-под  кроватей  и  из  умывальника), в  спальнях  стояли  аккуратно  заправленные  кровати  и   все,  сдерживая  волнение,   разговаривали    шёпотом, с загадочными  лицами,  с  нетерпением  ожидая  утреннюю   «линейку! 
И  вот,    когда   все  уже  построились  и  Славка из  1-го  отряда  побежал  в  «пионерскую»   за  горном,  большие  мальчишки,   заканчивая  игру  в  теннис,   обнаружили  спрятанное  нами  под  доской  теннисного  стола  лагерное  знамя.
Что  тут  началось! Линейку  сразу  отменили.   Взволнованный    Тёпа  бегал  по  отрядам  выясняя,  «какой  кретин  додумался  до  такой  авантюры» . Он   выслушал   моих  возмущённых  пионеров,    которые  рвались  поколотить  «  этих   придурков,  нашедших  знамя  и  поломавших  наш   сюрприз»,  пришёл  в  бешенство  и  собрал  экстерное  собрание  пед.коллектива.  Вожатые  тихо  сидящие  за  столом в  «пионерской»,  посматривали  на  меня  сочувственно,  с  удивлением,    дружески  подбадривали  и  тоже,  наверное,    не  понимали,  (как  торжественно  объявил  Тёпа)  «всю  серьёзность     и  непедагогичность  моей  дикой  идеи!»   Я  же  окончила  пединститут!  Где  патриотическое  воспитание?  Как  мне  пришла  в  голову  мысль  играть  со  знаменем  дружины -  «святыней»,  нарушить  режим  дня,  взбудоражить  детей и  тд…..
  Никакие  мои  оправдания,  что    эту  игру  придумали  «скауты»,  а  не  я  ,что   детям   это  ужасно  нравится,  что  поиски  «святыни»  только  усилят  патриотизм  - он  не  воспринимал.   Испепеляя  меня  негодующим  взглядом  старший  вожатый   предложил  «отстранить  Светлану  Георгиевну  от  работы  с  детьми.»(!)
Спасли  меня  вожатые,  которые  помнили  ещё  «эпоху  Купеска» и  мне  милостиво  разрешено  было  доработать  до конца  этой  смены.
После  завтрака   мои  грустные  пионеры       собрались  на  полянке    срочно  придумывать   новый  сюрприз.  Девочки  с  печальными  лицами  плели  веночки,  мальчишки  лениво  перебрасывали  ногами    мяч ,  и  робкие   предложения   слепить  из  колючих  цветов  мишку  или  нарисовать  шарж  на  старшего  вожатого  отвергались  сразу, «на  корню».   Солнце  жарило,  откуда-то днём   взялись  нахальные  комары,  за  порядок  в  спальнях     мальчики  получили  «два» …..  Вечером  соберётся  весь  лагерь  в  клубе  удивлять  друг  друга  сюрпризами,  а  мы  уже   «удивили !».  И  теперь  нужно   придумать  что-то  из  ряда  вон  выходящее, чтоб  все  ахнули  от  восторга!(  вместе  с  Тёпой.) 
И  мы  придумали!   
Эта  замечательная мысль  осенила  меня,   когда  Настя  вдруг  попросила  разрешения  привести  посмотреть    «День  сюрпризов»  своего  деда,  который  отдыхает  в  одном  из  санаториев  Святогорска..   В  моём  мозгу  яркой  лампочкой  вспыхнула  идея – нужно  пригласить  в  качестве  «сюрприза»  какую-то  знаменитость.
Настя  сбегала  за  галстуком,  самый  симпатичный  мой  пионер  Шурик  Наливайко   без  пререканий  умылся,  надел  чистую  рубашку,  пионерский  галстук и  мы  втроём,   жертвуя  обедом  и  соблюдая  конспирацию  через    дырку  в  заборе,  пошли  добывать  «сюрприз» -  спасать  престиж  отряда.
В  санатории,  где  отдыхал  Настин  дед,    на  танцплощадке   заканчивалась  массовка  и  народ  уже  направлялся  в  столовую.
Я  взяла  из  рук  ведущего  «массовика»  микрофон  и  взволнованно  обратилась  к  уходящим: «Товарищи!  Нет  ли  среди  вас  какого-нибудь  знаменитого  шахтёра  или  героя  Отечественной  войны? Мы  ребята  из  пионерского  лагеря  «Ястребок»  приглашаем  вас  сегодня  к  нам  на  «День сюрпризов» .    Мой  громкий  отчаянный  призыв  почему – то не  нашёл  отклика  в  сердцах  отдыхающих   пенсионеров, а  возможно  среди  них не  было знаменитых  или    героев.  Мы  стояли  чуть  не  плача  в  полном  отчаянии,  понимая,    что  вечером  нас  ждёт    последнее  место  и  полный    позор.
Но  жизнь -  непредсказуема  и  полна  сюрпризов! В  этом  я  убеждалась  в  жизни  неоднократно. Уже  у  выхода  нас   неожиданно  окликнул   пенсионер  с  палочкой  и  улыбаясь  добрыми  глазами,  тихо  посоветовал  пойти  в  село «Банное»,  найти  дом  отдыха  « Забойщик»,  постучать  в  комнату №15,  передать   от  него  привет  и « объяснить  ситуацию».  -  «Там  проживает  сейчас  мой  старый  приятель,  «циркач- иллюзионист» , то  есть фокусник   на  пенсии. Я  думаю,  он  вам не  откажет».   
Мы  расцеловали  нашего  спасителя  и  побежали  в  дом  отдыха  «Забойщик».
Старый  фокусник  с  печальными  глазами  сразу  нам  отказал.  Он  извинился  и  сказал,  что  оставил  дома «реквизит»,  что    он  сейчас  «не  в  форме»,  что  он  нездоров  ….. И  только  когда  мы , перебивая  друг  друга,  рассказали  почему  это  для  нас  так  важно   и    Настя   готова  была  зареветь  от  отчаяния (и  я  тоже) ,  он  как-то  вдруг  замолчал  и  подумав,  …..согласился.
И  настал  вечер! 
За  час  до  начала  конкурса  мой  отряд в  полном  составе  «висел»  на  заборе  у  главного  входа,  высматривая  фокусника . На  вопросы  любопытствующих  отвечали  конспиративно – «Ждём  сюрприз». И  ни  слова  больше!  Заинтригованные  пионеры  других  отрядов,  устав  от  неизвестности,  пошли  жаловаться  Тёпе. Но  вожатый  Серёжа  согнал  всех   с  забора   и  тут  же  увидел   идущего  по  тропинке  к  лагерю  высокого  седого  старика  в  шляпе  и  с  чемоданчиком.  Это  был  наш  «сюрприз»,  наша  победа!
Почти  2  часа  держал  «наш»  факир  весь  лагерь  в   полном   восхищении. Редкое  это было в  те  времена  зрелище!  Давно  остыл  ужин  в  столовой,    полностью  опустели  спальные  корпуса  и  спортплощадка  и  на  хоздворе  обиженно  поскуливал  привязанный  «Мухтар» (чтоб  не  мешал). 
Старый  факир  жонглировал  мячиками,    доставал  теннисные  шарики  из  ушей  и  изо  рта,  завязывал  и  развязывал  платки,   не касаясь  их  руками,  прятал   яблоки,  монеты  и  расчёски  и  они  оказывались  непостижимым  образом  спрятанные  под  курткой    на лавке  возле  Тёпы  или    в  кармане    у    поварихи  тёти  Зины,    сидящей  на  последнем  ряду. Она  с  испуганным  лицом  вскакивала  и  под  хохот  зала  дрожащей  рукой  вытягивала  из  кармана  белого  халата  связанные  чужие  платочки . Пашка    из  1-го  отряда, который  кричал ,  что  это  всё  обман  и  ловкость  рук,  смущённо  улыбаясь  находил   в  своих  сандалиях   чужую  монетку  и  зал  визжал  от  восторга.  В  столовой  остывал  ужин,    а   «Ястребок»  в  полном  составе  присутствовал  на  «Дне  сюрпризов».    Все  давно  забыли   про  конкурс  и  всем  лагерем    провожали  старого    волшебника  до  ворот. Это был наш  триумф!


                ***

На  следующее  лето  работать  в  лагерь  мы  поехали  уже  с  Леной.    Не   в Ястребок»,   а  в  большой (14  отрядов)  лагерь  на Азовском  море. Там  была  совсем  чужая  команда  вожатых,  другие  требования,  другие  порядки,  вернее  беспорядки,  потому  что  лагерь  был  огромный,  коллектив  детей  и  вожатых  менялся  каждый  месяц,   директор    временный (начальник  цеха  на  заводе) и  неопытный  в  педагогике.
Но  за  забором  была  детская дача  и  мы  с  Леной,  сдав  туда  Игоря  и  Михея,  (Таня была с нами) , с  головой  окунулись  в  будни  пионерского  лета.               
  Из  того  лета  запомнился  почему-то   еврейский  мальчик  Женя   из  соседнего  отряда.  С  ним  познакомилась  дочка  Лены  - Таня  и  с  ужасом   в  глазах,  рассказала  нам  «страшную  тайну»  -   мальчишки  писали  ему  в  постель,  сыпали соль  в  компот  и  дразнили  «жидом». Женька  готовил  побег.  Когда   его  дружок  Димка  (из  нашего  отряда)    поинтересовался    у  меня,    когда  ходит  рейсовый  автобус  в  Донецк,   мы  с  Леной  поняли,  что  надо  спасать  парня  и  перевели  его к  себе  в  отряд.  Мальчик  запомнился  ещё  редким  характером  -   на удивление   способный  оказался,   весёлый  и  покладистый. Он и рисовал  немного  и  декламировал  хорошо,   и  папуасский  танец  танцевал  на  конкурсе.
 Проблемы  были  с  Мишиным  «анурезом» -  ещё  лет  5- 6  возила   я    повсюду  с  собой  клеёнку,   кучу  трусов  и  простынки,  умудряясь  стирать  и  высушивать  их  подальше  от  чужих  глаз    в  самых  неожиданных  местах  - в  вагоне,  в  палатке,  в  чужих  домах,  под  матрасом,  на  кустах  в    лесу,  на  камнях  на  солнышке, на заборе  за  спальным    корпусом…
Поработав  лето  в  пионерских    лагерях , я  имела   возможность  купить    какую-то  «серьёзную»  вещь  себе  – пальто  или  сапоги  на  зиму,    обувь  или  тёплый  костюмчик  для  Мишуни .

                ***
               
Осенью  начинались  суровые  будни  с новыми  школьными  коллективами,  проблемами,  домашними  хлопотами и  бесконечной  жёсткой  экономией  во  всём.  Но  утром  вставало  солнышко  над  терриконами,  я  выбегала  на  балкон «пощупать градусы»,  одевала  своё   сокровище,    хватала   тяжёлый  портфель  и  мы  бежали  с  ним  «делать  день» (как говорила  моя  бабушка).
Как-то  после  очередного  Юриного  визита  я,   наревевшись,  села  и   написала  письмо  Маме  …….в  никуда . И  будто  сбросила    с  души  тяжкий  груз.  Потом  вошло  это  в  привычку  и  необходимость – написать  Маме.  Вот    по  этим  своим  «письмам  в  никуда»  я  пишу  сейчас свои  воспоминания.  В  них,  конечно,  и  красивость  и  «сантименты»,  которые  в  общем – то   я  терпеть  не  могу,  много  лишнего  и  неважного  по  сегодняшним  меркам,    но  в  них  интересные  забытые  с  годами  факты  и    искренность…..
-«  … Я  живу  в  лесу,  Мамочка!
Как  жаль, что  мы  никогда  не  бродили  с  тобой  по  лесу!  Мы  многое  ещё  не  успели  с  тобой   сделать  вместе.  Не  собирали    грибы,  не  ходили  в  походы  в  горы,  не  купались  в  море,  не  слушали   Таривердиева, моих  любимых  бардов,  не  купали  вместе  твоего  маленького  внука  в  ванночке, не  смотрели  «Баллада  о  солдате», «Доживём  до  понедельника»,  «Бег»,  «Республика  Шкид»,  «Война  и  мир»,  «Любовь и  голуби»……. ……………………………………………………………………………………..
.У  меня  же  теперь    телевизор  есть! ( тётя  Люба  с  Ал.  Аф.  свой  старый  отдали)   Я    живу  хорошо – Тётя  Энна  свою старую  ножную  машинку  совсем  дёшево   отдала .  Я  научилась  вкусно  готовить.  Мы  с  Ленкой  такой  праздничный  стол  можем  сварганить – пальчики  оближешь!
Да,  я  как  всегда  «отклонилась  от  темы» .
Лес,  откуда    я  сейчас  пишу  тебе.  пропитан  влагой  от  частых  дождей , прохладный,  мокрый  и  свежий. Дожди    подкрадываются  ночью,  когда  все  засыпают  с  надеждой  на  солнечное  утро.   Звезды  закрываются  тучами,   усыпляюще   тихонько   барабанит  долгий   дождик  по  крыше,   льются   и  льются   на  землю  потоки  воды  и  не  верится,  что   всё   это  мокрое  и  сырое    сможет  когда  - нибудь   вообще  просохнуть.
У  меня,  конечно,  13-ый  отряд,  34  пионера   8-9  лет. Частые  дожди  не  дают  мне  возможности  выводить  их    в  лес  и  вся  их  буйная  энергия  обрушивается  на  мою  бедную  голову…  Я  призываю  на  помощь  всю  свою  фантазию,  опыт,  прочитанные  книги ,  наконец  вожатую,  но  без «ЧП»  не  обходится.  Вовка  Агарков – тихое  сероглазое   существо  заснул  в умывальнике  и  его  искали   все  вожатые  до  12  часов  ночи.  Валя,  к  которой  не  приехали  родители  в  выходные,  съела  все  конфеты  у   худенькой   молчуньи  Люды. Ту   потрясло  даже  не  то  что  украли ,  а  то,  что    не  оставили  ей  ни  одной  конфетки   даже  попробовать!
  Начинаю  «следственный  эксперимент»,  из  которого  выясняется ,  что  конфеты съели  всей  палатой,  когда  Люда  была  на  занятиях  шахматного  кружка.  Валя  предложила (чтоб  одной  не  отвечать) , а  все  с радостью  согласились. На  отрядном  собрании  решаем  собрать  всем  по  конфете  и  возместить  таким  образом    потерю  пострадавшей.   Через  пару  дней  простудились  Коля,   Саша и  Леночка,  а  тот  же  Агарков    умудрился  прищемить  в  дверях  палец   своему   другу-приятелю  Генке.
Я  сую  посиневший  палец  орущего  Генки  под  кран  и  кричу  перепуганным  мальчишкам»:  «Подать  мне  этого  негодяя  Агаркова.  Привести  мне  этого  мерзавца!»
Агарков  смотрит  на  меня  перепуганными  серыми  глазами ,  в  которых я  читаю  ужас  и   безнадёжное  отчаянье  :  «Я  не  знаю,  как  это  у меня  получилось.  Я больше  никого  не  трону.  Честное  пионерское!  Не  отправляйте  меня  домой!  -  говорит  Вовка  и  плачет.      
 Куда  я  его   отправлю? – у  него  мать  целый   день  на  работе  и  отец  пьёт.
Я  шлю   гонцов    в  «биллиардную»    за  вожатой  Ларисой     и,  «подняв  народ»,  иду   с  добровольцами  добывать  у  старшего  вожатого  бумагу  для  обоев,   3  листа  ватмана  и  краски.   До  ужина   мои  пионеры  увлечённо   соревнуются  в  конкурсе  на  лучший  автопортрет,  учимся  делать  «будёновки»,   маски  и  на  «закуску»  самолётики.  После  ужина  приводим  в  порядок  коридор,  потом  соревнуемся в  прыжках  на  одной  ноге (там  же  в  коридоре),  потом  читаем  сказки  «по  заявкам  слушателей»  и,   наконец -   долгожданное   «Спать,  спать  по  палатам…пионерам  и  вожатым».   Неужели  эта   смена  когда-нибудь  кончится?....

 Мамочка!
  Я  хочу  познакомить  тебя  с  твоим  внуком.   Как  здорово  я  тебе  угодила – я  помню,  как  ты  любила  мальчишек!  У  него   круглая  чёрная  головёнка, карие  глаза  и  мягкие  тёплые  ладошки.  Это  мой  сыночек – Мишенька!  Он  такой  весь  круглый,  мягонький,  ласковый.  Он  моя  гордость – в  любой  детской  компании  - общий  любимец – спокойный,  покладистый,  легко  всё  запоминает,  не  вредничает.  В  детсаду  воспитатель  может   оставить  на  него  всю  группу    на  10-15 минут.  Дети  сидят  на  стульчиках  вокруг  него  и  тихо  с  интересом  слушают  какие-то  его  фантазии.
Вечерами,  если  есть  силы , читаю  с  ним минут  10. Начал  сливать  слоги , так  что  скоро  зачитаем   сказки. Немного  «капризуля» - любит  похныкать,  но  это  только  со  мной,  чтобы я  лишний  раз   обняла  и  в  носик  поцеловала.  Вот  этим  летом  поедем  с  ним   в  лагерь,   возьму  его  в  свой  отряд  -  большой  уже ,  скоро  6  лет!  А  Юру  ты  бы  давно  выгнала. Я  чувствую  себя  рядом  с  ним  бестолковой,  туповатой,  некрасивой,  убогой  и  беспомощной.  Я  его   боюсь!»………………………………………….

…Слушай!  Смотрим  мы  с  Михеем фильм « 100  дней  после  детства»
О   подростках 14-15  лет ,  о  первой  любви,  о первых  её  открытиях,  муках,  радостях,  победах  и  поражениях.  Как  пахнет     сирень  летней  ночью,  а  ветер  с  дождём  треплет   её  свежие,  холодные листья  и  шумит  тихо  и  тревожно!….. Я  почти  физически  ощущаю  это  волнение  юности,  запахи  сада  после  дождя…
А  впереди   нас  сидели  свиньи  в  облике   заросших.  подвыпивших  парней  и  как  подобает  зверям,  гоготали,  харкали  и  не  давали   смотреть  фильм. Их  уже  к  концу  сеанса,  наконец-то  вывели  из  зала.
У  меня  иногда  такая  злоба  поднимается  на  них!  Вот  взять  бы  всех  этих  подонков,  убийц,  насильников,  садистов,  пьяниц  и….  выселить  на  далёкий  остров  в  океане!  Пусть  они   там  друг друга  поубивают,   как  пауки  в  банке! Насколько  бы  легче,  свободнее  и  замечательнее   жилось  бы  всем  нормальным  людям!  Ты  смеёшься  надо  мной,  Мамочка!  Конечно,  я  смешна  в  этой  роли  «избавительницы  человечества» .    Но  мне  так  тяжело  и  страшно  с  этим  всем  рядом  жить!  Если  я  узнаю  случайно  (  из  фильмов,  по  радио….)  об  убийстве,  о  муках,   пытках,   о   «кричащей  несправедливости»,  я  больная  хожу   – плохо  ем,  плохо  сплю,  перестаю  смеяться,  петь  по  утрам,  чувствую  себя  разбитой  и  беспомощной.  Я  дала  себе  клятву – где  только  возможно,  внушать  своим  ученикам ,  что  добро  -  это  главное  в  человеке….»
…« Ма!  Совершенно  нечего  читать!  Библиотека  Крупской  закрылась  на  целых  10  дней.  Караул!!!....»


                ***


Галка  Миль  - «феерическая девушка»   успевала    сдавать  все  зачёты  в  мединституте,  общаться  с кучей  подружек  и  морочить  голову  бесчисленным  поклонникам..  В  конце  концов  она  вышла  замуж  за  Мишу  Петросяна.  Сначала   съездила   к  нему  в  Баку   и  привезла  от  него  подарок  -  огромный  свой  портрет,  где   влюблённый  Миша  изобразил   её    обнажённую,    пышнотелую    и  розовую,  как  после  парной  в  бане,    возлежащую   на  каком-то  малиновом  холсте. Галку  эта  картина  ужасно  веселила  и  она     (как  сейчас  говорят)  для  «прикола»  везла  её  в  самолёте  не  завёрнутую  для  всеобщего  обозрения.
Зимой  я  с  её  мужем – кучерявым,  весёлым  армянином  Мишей  забирали  Галку   с  дочкой  из  роддома.  Счастливый  папа  тут  же  умчался  на  работу(  он  видите  ли,  отпросился  на  часок!)    и  я  на  правах  опытной  мамаши  взялась  за  младенца.  Пока  погрустневшая  Галя ,  не  зная  с  чего  же  нужно  начинать  эту  новую  жизнь  с  дочкой,  задумчиво  писала  пальчиком   на  пыльном  трюмо  имя  дочки - Марина,  я порвала  на  пелёнки  пару  простыней  и  научила  правильно  пеленать  и  подмывать  малышку.  И  упрямая,  своенравная  Галка  слушала  меня  с  большим    вниманием.   

                ***

 Неожиданно  приехала  ко  мне   на   неделю  в  гости     из  Новошахтинска   Маша  Завалко  с  сыновьями.  Я  не  видела  её  года  два.  Очень  худая,  сильно  накрашена,    курящая,  совсем  чужая.  Что – то  в  ней  закрепилось  вульгарное,  порочное.  Разговоры   только  «о  мужиках,  которые  к  ней  постоянно  «липнут»,  о  «Виталике – сволочи  и  деспоте,  который  поднял  на  неё  руку,  но  она   подала  на  него  в  суд  и  его,  негодяя,   посадят». 
В  Донецке  она  хочет  проведать    знакомых  поклонников  и  разведать  -  можно  ли  восстановиться  в  университет.    К  знакомому  художнику  Машка  уговорила  меня  пойти  вместе.  Мы  оставили  мальчишек  на  Бочу  и  отправились  в  гости.   Отыскали  его    мастерскую  под  крышей  какого – то  высотного  дома   и  попали  на  «тусовку»  донецкой  «богемы».   В    огромной    пыльной  комнате  под  самой   крышей,  заставленной  картинами,  мольбертами,  глиняными  скульптурами,  бюстами  и  старыми  креслами  вдоль  стен  бродили  с  рюмками  и  бокалами  с  вином  странного  вида    люди.    Почти  у  всех  мужчин  были  длинные,  разбросанные  по  плечам  волосы,  они  были  одеты  в  растянутые   свитера,  или   в  рубахи  поверх  брюк,  а  женщины  почему – то  очень  худы,  лохматы,  чаще  в  брюках  (редкость  в  те  времена)  или  в  длинных,  мешковатых  юбках,   с   пёстрыми   крупными      украшениями  поверх  свитеров  или  блузок   и  обязательно  с  сигаретой  в  зубах.  Они  без  конца  курили,  медленно  пили  вино   и  обсуждали  выставленные   здесь   картины,  политику  Хрущёва   и  какую – то  последнюю  выставку  в  Москве.   
 Так  я  нечаянно  на  один  вечер  заглянула  тогда  в  незнакомый  и  загадочный  для  меня  мир  людей,  связанных  с  профессиями  художников,  поэтов,     газетчиков,  людей  свободно  зарабатывающих,   свободно  мыслящих  и  говорящих.  Но  очень  уж  напоминали  они  мне  чем – то ( не  внешним  видом,  скорее,  разговорами  о  высоком  искусстве)   моего  мужа   Юру – непризнанного  гения.      Машкин  знакомый  художник  -  импозантный,  седовласый  и  худощавый  -  хозяин   на  этой   «тусовке»  бегло  скользнул  по  мне  оценивающим  взглядом  и  удалился     к  гостям,     слегка   поддерживая  Машку  под  локоток.   Я  рассмотрела  все  картины  на  стенах,  послушала  разговоры,  потопталась  у  мольбертов,  удивляясь  увиденному,  проголодалась   и,    не  найдя    Машу,  никем  не  замеченная,   с  облегчением  убежала  домой.       


                ***


Лет  с  пяти  Михей  сам  гулял  в  большом  нашем  дворе  в  песочнице  с  машинками  или  с  другом  Эдиком  под  присмотром  его  мамы. Он  никогда  ни  с  кем  не  ссорился,  не  бегал  жаловаться   и  домой  прибегал  только  за  мячиком  или  напиться,  или  попроситься  к  Эдику  в  гости. Был  ещё  мальчики    Костя  и  Ашотик  с  5-го  этажа,   но   им  лет  по  7-8   и  с  Мишкой  они  не  играют   -  презирают  за  малолетство.    
 Выбежала  я  как-то    во  двор  на  минутку     проконтролировать  - всё  ли  в  порядке?- и  не  обнаружила  Михея  в  песочнице.  Сбегала  к  Эдику – нет,  вокруг  дома – нет,  и  только  громко  окликнув  его  в подъезде,  услышала   из  подвала: «Мама,  я  уже  иду!».
 Мишка  вышел  из  подвала  в  сопровождении   Кости  какой-то  растерянный,  застёгивая  на  ходу   ширинку   на  штанишках.  Допрос  с  пристрастием  был  проведён  тут  же    в  присутствием  тоже  взволнованной  Костиной  мамы.   Костя  «раскололся»  сразу,  выдав  друга  Ашотика,  а  тот  ещё  какого-то  Ростика ,    которого   научил  Артур  «ловить  кайф»  со  спущенными  штанами ..…  Перед  сном    тихонько  пошептавшись  с  Михеем,  я  выяснила,  что  он  не  знает, что  такое «кайф»  и Ашотик  обещал  им  с  Костиком   по  целому  рублю ,  если  они  попробуют  сзади.  Короче,    я  очень  вовремя  вышла  во  двор  и  на  всю  жизнь  «зарубила  себе  на  носу»  -  за  детьми  нужен  ПОСТОЯННЫЙ  контроль  – ненавязчиво,  исподтишка,  незаметно,  со  стороны, не  расслабляясь ни  на  минуту. И  соблюдала  это  правило  всю  жизнь,  работая  с  детьми.  Даже  если  всё  спокойно , « тишь,    гладь  да  божья   благодать», я  не  поленюсь  пойти  посмотреть  за  угол,  за  кусты, оглянуться  на  мирно идущих  строем  ребят,  незаметно  пересчитать  их  купающихся  в  воде,  в  кроватях  перед  сном,    иду   разыскивать   задержавшихся  долго  в туалете,   вдруг    исчезнувших  из  моего  поля  зрении  или   плачущих  о  чём-то  в  тёмном  углу  двора   на  лавке….

                ***


Когда  Мишеньке  исполнилось  5  лет,   Юра    решил  отдать  его  в  музыкальную  школу  на  класс  фортепиано. Я  помню,  как  мы  с  ним  в   коридоре  консерватории  уговаривали  упирающегося  Мишку  зайти   в  класс  для  прослушивания .  Он вцепился  руками  в  мою  юбку   и  поднял  такой  рёв, что  пришлось  увести  его  из  этого  храма  музыки.
Дома,    побарахтавшись  с  ним  на  моей  кровати,  я  попыталась  выяснить  - чего же  он  так  испугался  в  консерватории.   Возбуждённый  от  возни,  румяный  с  блестящими  глазами   малыш   резко   сел   и  объяснил : « Мама!  Я  не  хочу  играть  музыку,  я  хочу  выращивать    «божьих  коровок». - «  Солнышко,   ну  почему  жуков  надо  выращивать?  Они  и  сами прекрасно  вырастут» - пыталась  я  направить     мечты    моего  благородного   сына  в  более   разумное  русло .-« Ну как  ты  не понимаешь -   они  такие  красивые  и  маленькие,   на  них же  все  наступают , а  я  стану  на  дороге  и  буду  их  защищать!» .
                ***
               
               
Тем    же   летом    моя  свекровь,    посовещавшись  с  Борисом,  предприняла  последнюю  попытку  помирить  нас  с  Юрой.  Мы  сели  за  «стол  переговоров»  и   разработали  ….маршрут  похода  на  Кавказ  через  Чингемский  перевал.  Борис  брал  нас  с  Юрой  в  свою  группу.   Ну  как  я   могла  отказаться  от  такой  радости?!
 И  закрутились,   завертелись  весёлые   походные  хлопоты  с  покупкой  «вибрам»,  тёплых  штанов,  супов  в  пакетиках,   фляги  и  котелка ....
Денег,  как  всегда,  было  в  обрез,   и  я  сама  пошила  из  привезённого  Борей  парашютного  шёлка   себе   лёгкую  куртку – ветровку.  Юра  отдал  мне  свой  старый  рюкзак,  у  кого-то   доставался  ледоруб  и  штормовка, тёплый  свитер,  тётя  Люба  связала  мне  тёплые  носки.  Делалась  по  утрам   гимнастика (30  приседаний!)  и  в  десятый    раз  укладывался  рюкзак.  Озабоченный  Юра   каждый  день  звонил  Борису  в  Москву,   спорил,  уточнял   маршрут,     место  встречи,  числа,  детали  и  тут  же  звонил  мне,  проверяя,  контролируя,  давая  ценные  указания,   ругая  за  «ляпсусы» ,   торопил  и  наставлял…
Я летала  и  пела  по утрам – скоро  я  снова  увижу  горы,  буду  спать  в  палатке,  есть  пахнущую  дымом  кашу  с  грибами,  пить    чай  с  чебрецом   из   горячей   алюминевой  кружки  и  петь  у   костра  под  гитару  песни  в  компании  бородатых  мужественных  ребят  из  Москвы!….

               
                ***


И  потопала  я  по  горам  по  долам  с  тяжеленным  (для  меня )  рюкзаком,   отгоняя  мошку от  потного  лица,  падая  от  усталости  к  вечеру  и  снова   возрождаясь  по  утрам, собирая   рюкзак  перед  новым  «броском  на  перевал».    С  наслаждением   нюхала  и  вдыхала  свежий  лесной  воздух,  замирала  в  восхищении  перед  величавыми  громадами  гор  Кавказа.  Заново  училась  варить  на  костре  кашу  на  сухом   молоке  и  мыла  песком  и  травой   аллюминевые  миски  и  кружки   в  ледяной  воде  шумной  горной  речки,  пила  кисловатый  айран( кислое  овечье  молоко),  который   продавали  нам   в  горных  аулах  кавказские  женщины  в  чёрном     и  получала  в  конце  трудного  дня  главный  «подарок  для  души» - песни  у  костра  под  гитару.  Эти  моменты   так  и  остались  для  меня  на  всю  жизнь  волшебством – состояние  абсолютной   душевной  гармонии  и  счастья.  Жаркий   огонь костра  греет,  завораживает,  освещая  лица  людей  в  штормовках,    сидящих  вокруг  него .   Я - такая   неловкая   неумеха  сижу,  как  равная  среди  этих  замечательных  людей  и,   замирая  от   предвкушения   счастья,  жду,  когда  же  наконец   бородатый   очкарик  Петя  возьмёт  гитару  и  тихонько  запоёт: « Дым  костра  создаёт  уют,  искры  тлеют  и  гаснут  сами. Пять  ребят  у  костра  поют  чуть  охрипшими  голосами….» 
Я,  конечно,    тихо-тихо  подпеваю  ему  своим  тонким  голоском.  Подходят  Юра  с  Борисом  и  вступают  двумя  басами,   потом  подхватывают  остальные  и  вот  уже  маленький   хор  вокруг  костра  слаженно    звучит    тихой  ночью  высоко  в  горах,   заглушая  горную  речку  и  пенье  цикад.   Поём  песни  Окуджавы,  Якушевой,  Визбора,  Высотского,  Никитиных…А  уж  когда  братья  Коломийцы    запоют  незнакомые  для  ребят  украинские  песни,    лица  у  всех  становятся  тихие  и  просветлённые. Я  так  горжусь  ими  сейчас!.  Оба  лобастые,   крепкие,  очень  музыкальные,  поют  на  два  голоса   слаженно ,  с  мягким  украинским  «г». Потрескивают  сучья  в  костре ,  выстреливая  в  огромное  чёрное   бархатное  небо  снопы  искр . И  только   этот    хор   людей,    поющих  у  яркого  костра ,   да   горная  речка  за  высокой  сосной  звучат  в   таинственной  тишине    ночного  леса.
А  наутро  сбор  палаток  и  рюкзаков,  умывание  в ледяной  речке,  чай  с  сухарями  и  снова  вверх.  Вот  тут  и  начинаются  проблемы  с  Юрой. 
Если  Боря  (он  начальник  группы)  утверждает,  что  нужно  идти  налево - Юра   говорит ,  что  он  100  раз  тут  бывал  и  нужно  идти  направо.  Бивак  нужно  делать  совсем  не  там,  где  предлагает  Борис  и  до  Джугбы  мы  доберёмся  только  к  ночи…  Юра  быстро  заводится  и  переходит  на  крик.  Его  выводит  из  себя  Борина  спокойная   убеждённость  и  явная  к  нему  симпатия  всей  группы.   Все  смущённо  отходят  от  спорящих  братьев,  но  кто-то  не  выдерживает  и  в  знак  солидарности  подходит  и  становится   рядом  с  Борисом.  Юрка  в  бешенстве  убегает  за  скалы  или  в  лес. Минут  через  10-15  молча  возвращается,  надевает   рюкзак  и  идёт   сердитый  и  надутый  до  следующего  привала.   
Я  тоже  его  ужасно  раздражала.  Долго  складывала  рюкзак  и  палатку,  очень  уставала  и  плелась  в  самом  хвосте  с  длинным,  худющим  очкариком  Женькой,  который  пошёл  в  этот  свой  первый  поход,  потому  что  очень  уважал  Бориса  Кирилловича ( тот   читал    лекции  по  высшей  математике  у  него   на  факультете).
Боря,  как  горный  козёл,  легко  перескакивая  с  камня  на  камень,  оставлял   где-то  далеко  впереди   свой  тяжеленный  рюкзак  и  подходил (добрая  душа)  к  нам  с  Женькой,  как   раз  в  тот  момент,  когда  я  намечала  у  какого  камня  я  сейчас  лягу  и  уже  никогда  не  встану.
Он  забирал  у  меня  рюкзак  и    рассказывал  какой-нибудь  анекдот.  Мы  с  Женькой  начинали  хохотать  и  заветный  камень  оказывался  позади.
Но  зато  я  легко  вставала  утром  и,  пока  все  спали,  сама  разжигала   костёр , как  меня    научил  Боря (нужно  правильно  дуть  на  тлеющие  угли), и  ставила   котел  с  водой  для  каши  и  чайник.
В  очередной  раз  поссорившись  с  Борисом,  Юра  перед  спуском  в  Сочи  «отпочковался»  от  группы  и  я,   конечно,  вместе  с  ним (жена,  вроде  бы).  В  Сочи  мы  пару  дней  покупались  в  море,   сидели  вечером  у  палатки  смотрели  на  море и  каждый  думал  о  своём.  Обедали   в  дешёвых  столовках,   где  Юрка  несколько  раз  устраивал  «шмон» - скандалил  из-за  непрожаренной  по  его  мнению  котлеты,  требовал  повара  и  жалобную  книгу  и  ему  приносили  ещё  одну  уже  «хорошую»  котлету.  Юра  с  обиженным  видом  её  съедал,   а  я,  прятала    глаза  от  неловкости  за  него и  старалась  поскорее  уйти.
 Душа  моя    окончательно   была  покорена  умным,  интеллигентным,  спокойным  Борисом,  таким  непохожим  на   брата. 
Сейчас    состарившись,  я   как  в  «машине   времени»,    имею  возможность  оглянуться      на  ту  себя  молодую  -  оценить  «с  высоты    возраста»    свои  поступки  и  действия,  за  что-то  поругать,  пожалеть  и  даже  похвалить  себя.
За  Борю  благодарю  судьбу  и  хвалю  себя  за  то,    что  не  перешла  границы  дружбы  и  уважения,  не  стала  играть  с  ним  в  придуманную  любовь – ведь  ЭТО  нужно  было  потом   куда-то  девать! Вот  и    сохранила  хорошего  друга  на  всю  оставшуюся  жизнь.  Мы   писали  друг  другу  письма,  советовались, ездили  в  гости  и  он  даже  решился  ещё  пару   раз  взять  меня  в  поход  по  своему  любимому  Кавказу.  Я   помня  свою  там  беспомощность  и  неумелость,  даже  отказывалась и  сопротивлялась.  Но  Боря  сказал: «Света,  ты  сможешь,  не  бойся,  я  помогу». И  я  ещё  дважды   встретилась  с  Кавказом,   но  уже  вместе  с  Денисом,   много лет  спустя.
А  тогда  после  похода  на  Кавказ  Юра   объявил  мне , что  он  ещё  раз  во  мне  очень    разочаровался   и   наша  так  называемая  «семья»  распалась  окончательно.
Уехал  жить  с  семьёй  в  Днепропетровск  Рэмушка,    на  семейные  праздники  приходила  только  Аня  с  семьёй,   а   я  была  звана    в  гости  только,   когда  приезжал   Борис.

               
               
                ГЛАВА  18


Как-то   утром  я  пришла  на  Университетскую  к  Софье   З.   как  всегда    убирать  и  замерла  на пороге – на  ней,   как  говорится,  «лица  не  было». Я  даже  подумала,  что  кто-то  умер -  Что  случилось? –прошептала  я,  холодея   от  предчувствия.  Из  комнаты  вышла    Аня, и  выразительно  поглядывая  на  мать,   спокойным  голосом  сообщила:  «  Да  Юрка  хулиганов  обозвал,  и  они  его  избили... Поедем  сейчас  посмотрим   из-за  чего  «сыр-бор».Мы,  собрав  что-то  съестное ,  мчимся   в  больницу. 
В  троллейбусе  Аня  отвела  меня  подальше  от  матери  и  «разъяснила  ситуацию» -  вчера  вечером  Юра  после  занятий  пошёл  провожать  домой  аккомпаниаторшу.  Они  отклонились от  маршрута  и  забрели  в  парк.  Там  их  «застукали»   подвыпившие  пацаны.  Весело  прокомментировали  увиденное.  И  тут Юра  с  высоты  своего  интеллекта  высказал  им  всё,  что  он  о  них - подонках  думает.   Оскорблённые  пацаны  ответили  кулаками. Спутница  Юры  вовремя  убежала,  а  он  нашел  на  освещённой  аллее  телефон -.  автомат  и  позвонил  в  милицию.
 Когда  мы  зашли  в  палату,   Юра  сидел  на  кровати  с  забинтованной головой  и  ел  кашу. Под  глазом  разливался  фиолетом  «фингал», руки  в  ссадинах,  смазанных  зелёнкой,  в  глазах  предсмертная  тоска и  обида  на  всё  человечество.  Я  совершенно сбитая  с  толку  « секретными  данными»  от  Ани  и  его  побитым  видом,  почему - то  не  испытывала  никакого  сострадания,  которое  обязана  испытывать  к  страждущему  мужу  (ещё,  якобы,   жена),   тихо  села  на  краешек  кровати  и  сказала  что-то  утешительное. 
Дня  через 3 -  4  Юру  выписали,  всё,  конечно,  скоро  зажило,  но  он  ещё  долго  всем  рассказывал,   что « врачи  удивлялись,  как  я  выжил,  а  Света  отреагировала  как  чужая»,  что  его  потрясло  до  глубины  души» . Может  быть  он  ожидал,  что   я брошусь  ему   на  шею,  обливая   слезами  его  мужественную  грудь?!   
            
                ***

30-ый  свой  (1975год) Новый  год  я  с  Михеем  встречала  у  Лены.
Как  всегда  стол  был  заставлен  вкусными  закусками,  запечённой   в  духовке  курицей  с  яблоками,  бутылками  с  вином  и  водкой,  (  у  Лены  стол  должен  «ломиться»  от  обилия  еды,  которую  мы  все  дружно  доедали  потом  ещё  несколько  дней),  поскуливала  запертая  на  балконе  Герда ,  бегали  и  шумели  дети,   мужчины  курили  и  спорили  о  чём-то  на  лестничной  площадке,  что - то  праздничное    показывал  телевизор. Перед  ним  в  кресле  с  поджатыми  губами  сидела  Ленкина  мама  и  периодически  засыпая  и  просыпаясь,  ждала,  когда  закончится  ЭТОТ   КОШМАР.   Было  весело  и  шумно  и  к  концу,  как  всегда,  сильно  напился  Павлик.  Мы  укладываем  в детской  Михея  с  Игорем  «валетом»  на  кровати,   перемываем  гору  посуды  и  я  бегу  по  тихим  ночным  дворам  к  себе  на  ул. Ватутина.
 Я  жила  тогда  в  состоянии  тихой  радости,  которая  после  частых  стрессов  и  неприятностей   на  работе,  Юриных  уже  редких  ночных  визитов,  усталости  и  проблем,   накатывала,  успокаивала,  убаюкивала ,восстанавливая  гармонию  в  отношении  с  миром.
– «Какая   же  я   счастливая !  думала  я,   глядя  в  тёмное  в  звёздах небо, - у  меня   есть  Мишуня,  дом,  профессия,  моя  Ленка,  тётя  Люба,  тётя  Катюша,  тётя  Нина,  подружки (которые  меня  почему-то  любят) ,   вот  эта   тихая  ночь  в  звёздах    и  завтра  выходной , и  мы  с  Леной   и  детьми  пойдём  на  «Вечер поэзии»   в  Дом  творчества…Жизнь  прекрасна  и  удивительна!
 Вечер  был  посвящён Есенину.  Игорь  с  Михеем  в  коридоре  на  низком  столике  у  окна  рисуют   «картины  про  то,   как  наши  победили  немцев»,  А  мы  стоим  в  проходе,  поскольку  не  хватило  мест. Обстановка  настраивает  на  восприятие  духовных  ценностей – все ходят,  затаив  дыхание,  кругом  ковры,  акварели  на  стенах,   кресла,  рояль… Со  сцены доносится: «Любимая,  меня  вы не  любили»…все  такие  торжественные  и  внимающие.
Из  зала  то  и  дело  выбегают   взволнованные  или  сконфуженные  чтецы  и  певцы.  Худая  дама  в  чёрной  до  пола  юбке,    уперев  руки  в  бёдра,   меряет  мужскими  шагами  коридор  и  исподлобья  поглядывает  на  людей  в  коридоре. Она  потом  грубым  голосом  читала  стихи  Есенина,  а  я  ей  почему-то  не верила.  Я  вообще  не  люблю  громкой  читки  стихов  о  любви. -  как  будто  подсматриваешь в  замочную  скважину.  Как  можно  орать  на  весь  зал  о  самом  сокровенном,  к  тому  же  еще  не  о  своём !  А  вот  парень  с  девушкой  так  хорошо  спели  под  гитару «Отговорила  роща  золотая…»!


                ***

Ленка  всегда   вся  обвешана  проблемами. Павлик  постепенно  превращался  в  алкоголика,  но  категорически  это  отрицал,  обижался  на Лену  за «  полное  непонимание»,  и    в  редкие  промежутки  между  запоями  пытался  с  ней  помириться  и  сохранить  семью.
Однажды  он  явился  ко мне в   гости  какой-то  помятый,  небритый   и  жалкий.  Вызвал  меня   зачем-то   на  лестничную  площадку  ( я  была  дома  одна)  ,     стащил  с  кудлатой  головы  потертую  кроличью  шапку  и,   дыша  перегаром  и  табаком,   как-то  быстро  и  просительно   стал  говорить : «Светка,  помоги,  а?!   Я  ж  «завязал» !.  Железно!  «От  винта!».  А  она  не  верит.  Скажи  ей,   что  я  уже    ни  капли!  Ну  куда  мне  теперь?!  Она  тебя   послушает  - вы  ж  подруги!»
И  Лена  откладывала  развод  до  следующего  крупного  запоя.  И  не  потому,  что  я   взывала  к  её  милосердию ,  а  потому  что  ещё  верила,  что  «может  быть  что-то наладится…» 
Всё  очень  осложнилось,     когда  она  объединила    свою  квартиру  с  маминой  однокомнатной  на   одну  большую  в  этом  же    дворе  и,   отделив  Павлику  маленькую  комнату , стала  жить  с  мамой  в  большой проходной. 
Мама у  Лены  была   человек ,  скажем  так ,  сложный ,  с  характером  неуживчивым  и  въедливым.  Павлика  она  презирала  и  активно  ненавидела.   Она  буквально  жила  этой  ненавистью,  черпая  из  неё  силы  и  энергию  для  борьбы. Павлик  отвечал  ей  взаимностью.  Если  они  встречались  в коридоре,    мама    прошипев  проклятья,  тут  же  громко  звала  Лену  и  та  бежала  разнимать,  успокаивать,  отнимала  у  Павлика    табуретку,  тащила  упирающуюся  мать  в   комнату,  долго  с  ней  ещё  ругалась,    а потом    перемыв  за   всеми посуду,  перегладив   гору  белья,  проверив  у  Тани  и  у  Игоря  уроки,    садилась  писать  школьные  планы  и  проверять  тетради  уже  далеко  за  полночь.
Подрастала  Таня  – девочка  спокойная,  замкнутая,  ироничная,     эгоистичная,    с  ленцой.  На  всё  происходящее  в  доме  почти  не   реагировала   и   жила  какой -  то  своей  внутренней  жизнью,  никого  туда  не  пуская.
 Игорь  -  с  копной  густых   волос,  с  веснушками   на   всегда  любопытной  физиономии  был   в постоянном  движении  - куда-то  бежал,  опаздывал,  что-то  нечаянно  ломал,  пачкал,  складывал,  разбрасывал,  придумывал,  изобретал,  в  промежутках  между  всеми  этими  шумными  действиями  задавая  множество  вопросов, иногда  сам  же на  них  отвечал.   
Лена всегда  строгая и  требовательная к своим  ученикам,  была любящей  и всепрощающей  мамой. И послушные  ученики  в  классе и  не  очень  послушные  родные дети дома  её  обожали. Замкнутая  и  необщительная    Таня  была  тогда    одержима  мечтой -  иметь  овчарку.  Для  неё   давно  придумано  имя – Герда ,  а  под    кроватью    приготовлены  собачья  миска,  половичок и  пластмассовая  косточка.
 Как  только  мать заходила  в  детскую,    Танька    всё   это  доставала  из - под  кровати  и  грустно  вздыхая,    задумчиво  перебирала  и   рассматривала.  Конечно,  Герда  вскоре  поселилась  в  их  «весёлом  семействе».   Быстро  вымахала  в  огромную  овчарку  рыжей  масти,   всеми  любимую,   добрую  и  бестолковую, принесшую  в  дом  массу  проблем,    хлопот  и  неудобств.  Таня,   заимев  ещё  одного   четвероногого  друга (  был  ещё  кот  Васька)  всё  равно      постоянно  ревновала  мать к  младшему  брату.  А  тот бдительно  сторожил  каждую  свободную  минутку,  когда  мама  отрывалась,  наконец,   от пачки  тетрадей,  или  задумывалась  о  чём-то  у  окна ,  пока  кипел чайник,  или   кончался  наконец  телефонный  разговор с подругой,   «разборка» с  бабушкой  или  с  Павликом ……тогда  он   торпедой  мчался  к  матери ,  крепко  обнимал  и  повиснув  на   ней ,   поднимал  к   ней  счастливое  лицо . Пухлый  маленький   рот  вытягивается   трубочкой,   хитрые  глаза   из-под  очков     любуются  и  умоляют: «Мамочка,  Мамулечка,  ну  что  тебе  стоит ………………..
Едем мы  в  троллейбусе  с  Леной  и  с  «нашей  троицей»  в  цирк  и  все  20  минут   по  дороге    Игорь  выпрашивает  у  матери  разрешения  купить ему…..  швейную  машинку,   у  которой  «такой   громкий  мотор,    как  у   самолёта  и  они  с  Мишкой  «кабуто»  полетят  на  войну   бить  врагов». При  этом  он  ни  секунды  не  стоит  на  месте,   подпрыгивает,  меняя  ноги  ,  дергает  мать  за  рукав  и  без  пауз  громко   канючит : «Мамочка,  ну  купи   мне    швейную  машинку! Мамочка,  ну  купи  мне  швейную  машинку!....»  Ленка  периодически   шипит  на  Игоря,   пытается   отцепить     свой    рукав  от  его  руки  и  рассказывает  мне,  как  её  любимый  сын  на   днях  отличился   на  детском  празднике  в  детсаду,  куда    пришли  гости  из  Германии.   После  песен  и  стишков   немцы    решили  пообщаться  с  русскими  детьми  и  спросили,   кто из  них  знает  что  -  нибудь    по -  немецки. 
Единственный  ребёнок,  «говорящий»  по-немецки  был  Игорь   Купесок.  Он  вскочил  с  места,   вытянул  руки  по  швам  и  громко  и  старательно  отрапортовал: «Русин  швайн!  Хэндэ хох!»(руки  вверх,  русская  свинья!). Мы  с  Ленкой   начинаем  так  хохотать,  что  на  нас  косятся  пассажиры  и   Игорь  отпадает  от  ленкиного   рукава  сам   собой , как яблоко  от  ветки.
Ужасно  смешной  был  малыш!
С   моим  сыном    у  них  почти  не  бывает  ссор.   Спокойный  увалень  Михей – добродушный  и  созерцательный  всегда  в  конце  концов  уступает   напористому,  энергичному   Купеску –младшему.  Все  летние  месяцы  работы  в   лагерях,   выходные  и  праздники   мы  с  Леной  и  с  «нашей  троицей»   вместе. Иногда  приходит  Боча,   рассказывает  студенческие  новости,  про  порядки  в  больнице,  где  она  днём  работает  санитаркой.  Она  почти  всегда  теперь  занята  работой,  учёбой,  новыми  друзьями  и  подругами  и  я  всё  чаще  ловлю  себя  на  мысли,  что  отвыкаю  от  её  почти  постоянного  присутствия  рядом   и   что  рассказать,  «поплакаться»,  посекретничать,   посоветоваться,  просто  увидеться  мне  хочется  с  Леной.  Я  все  больше  привязываюсь  к  собранной,  аккуратной ,    энергичной   и  терпеливой    умнице - старшей  своей  подружке . С  ней  интересно  спорить  о  прочитанной  книжке  или  о  кинофильме,   работать  в  одном  отряде  летом  в  лагере,    готовить  праздничный  стол  для  гостей , обсуждать    новую  «тряпочку»,    какую-то  новость  или  сходить  за  покупками  в   магазин .  Как  человек  «ведомый»,   я  радостно  подчиняюсь  её  таланту  руководителя .
 Помучавшись  угрызениями  совести,  я  упрашиваю  Лену  пригласить  «покинутую»  Бочу  на  какое-то  семейное  торжество  или  сообща  подарить  ей  подарок  на  день  рождения  и,   даже  уезжая  на  Дальний  Восток,  я  поручаю  Ленке  свою  одинокую  подружку,  но ….из   этого  ,  правда,  ничего  хорошего    не  вышло.
Я  вот  сейчас  думаю,  как  у  Лены   хватало  тогда  времени,  а  главное    терпения  опекать  такую  проблемную  подопечную  как  я!  Вечно  я  что-то  теряла,  забывала,  кто-то  меня  обижал,  не  хватало  времени,  денег,  умения,  терпения,   твёрдости  характера…И  Лена  не  откладывая , бросалась  защищать,  успокаивать,  устраивать….Зато  и  я  -  верный  её  обожатель - всегда  рядом .


                ***


 В  последний  год  перед  отъездом  на  Дальний  Восток   я  кого-то  замещала  в  школе    на  краю  города (туда  устроила  меня  Лена). В  тот  день, помню  у  кого-то  из  учителей  умер  родственник  и  меня    позвали  помочь  на  поминках.   А  когда  все  уехали  на  кладбище,  я  как  это  обычно  бывало,   осталась  убрать  и  вымыть  пол. Возвращалась  домой  уставшая,  потухшая,  вся  в  чём-то  чёрном (похороны  же!)
Опускаюсь  на  сиденье  в  автобусе  и  вдруг  слышу  рядом  знакомый  голос:  «Светочка,  что  с  тобой?!» Как  в  гипнозе  поворачиваю  голову  и  вижу  …  Валика  Францева!  Серые  глаза  смотрят  удивлённо  и  немного  испуганно.  Я  страшно  смущаюсь  своего  похоронного  вида,  что-то  лепечу  и  в  полном  смятении  выхожу  на  первой  же  остановке. Иду  «плакать  в  жилетку»  к  Ленке   и  мудрая  моя  подруга   даёт  мне  сначала   выреветься,    а  потом  говорит  строгим  учительским  голосом: « Так,  кончай  реветь!  Надо  менять  характер, у  тебя  же  ярко выраженный  «комплекс  неполноценности».  Мужики  это  не любят.  Где  помада,   что  я  тебе  на  8 марта  подарила? А  розовое  платье ? – в  воскресенье  идём  к  Машке   Серовой (подруга  Лены ) на  день  рождения». 
 У  Машки  много  закусок  и  много  водки. Все  быстро  веселеют  и  начинается  пьяный  флирт  и  коллективное  пение  за  столом.  Выпить  я  могу  пару  рюмок  вина,  причём  чем  слаще,  тем  приятнее,   поэтому  мой  любимый  напиток -  компот!  Ем  с  аппетитом  на  радость  хозяйке.  Попеть  в  коллективе  -  тоже  с  удовольствием!  А  всё  остальное  на  трезвую  голову  меня  сразу  утомляет  и    раздражает  и  я  тяну  захмелевшую  Ленку  домой.


                ***

Я – сказал  вчера  Юра – живу  высокими  идеалами,  благородными  и  прекрасными. Я  глубоко  и  тонко  чувствую  искусство. У  меня  очень  болезненная  и  чуткая  восприимчивость   и  я  не собираюсь  ничем  делиться  с  человеком( а  кто  ,собственно,  просит?),   который  не  в  состоянии   понять    меня  и  оскорбляет  мои  чувства  ленностью  своего  ума( это  всё  я )……»   
Я  только  что  пришла  из  магазина  и  даже  не успела   разуться  и  распаковать   пакет  с  продуктами  .    Возле  Мишиной  кровати  стоял  совершенно  чужой  мне  человек,  самовлюблённый,  неумный, психопат,   мало что  умеющий  и  достигший,  много  лет  унижавший  и  обижающий  меня.   Ледяным  тоном  он  привычно  отчитывал  меня  за   тупость,  ленность,  неряшливость,  за  то,  что  я   растоптала  его  лучшие  чувства,  что  я  не  достойна   не  только  его  любви,  но  и  уважения……Я   шагнула  к  нему  и  почему-то  совершенно  бесцветным  голосом  сказала:  «Уважение  моё,  Юра,  нужно  заслужить!.»
Дальше  всё  было,  как  в  дурном  сне. Удар  в грудь  свалил  меня  на  Мишкину  кровать.  От  пощёчины  горело  лицо. Очки  слетели  и  я  с  ужасом,  с каким-то  предчувствием  смерти,   ничего  не  соображая,   смотрела  в  безумные,  чёрные  от  ненависти  Юрины  глаза .  Глаза  приближались,  беззвучно шевелились  губы,  а  железные  руки  сжимали  моё  горло.   И  я  холодея  вдруг  поняла,  что  он  сумасшедший  и  вот  сейчас  он  меня  задушит. Я  стала  ногами  отталкивать  его,   отрывать  руки  и  кричать.  Тогда  он  стал  бить  меня  в  грудь  при  вдохе  и  я  замолкала  до  следующего  удара.  Судорожно  хватая  воздух,   я     корчилась  у  Миши  на  кровати,  беспомощно  размахивала  руками  и  ногами  в  сапогах.    А  «мой   главный   мужчина  жизни»  сильный  и  интеллектуальный  брал  меня  за грудки,   садил  как  куклу   и  давая  чуть  вдохнуть,  бил   и  бил  «под    дых»,   приговаривая :»  Ты  растоптала  мои  лучшие  чувства. Получай!.» .
Меня   вообще  НИКТО  НИКОГДА   не  бил!  Это  было  выше моего понимания.!
Вот  прошло  уже  больше  30 лет  с  того  вечера. Юра,   оказывается,  ничего  не  помнит   и  даже   забыл  причину,  за  что  он  так  жестоко  избил  меня   тогда. А  потом  ещё  закрыл  на  ключ  входную  дверь,  чтобы  я  не  убежала  жаловаться  к  Ленке,   включил  телевизор  и  сел  ждать,  пока  я  успокоюсь  и  «сделаю  выводы».
Я  сидела в  тёмной  ванной  жалкая,  мокрая  от  слёз,  совершенно  раздавленная  от  обиды.  Как-то  странно   сама  собой  дёргалась  нижняя  губа,   внутри  было  пусто  и  темно, как  в  духовке.  Я  раскачивалась  и  как  в  гипнозе  шептала:  «Мамочка  моя!   Мамочка  моя!....
Прибежал  со  двора  испуганный  Мишка - соседи  ему  сказали,  что  кричит  мама.  Юра  ушёл,  а  я   умылась,  успокоила  Мишу  и  даже  не  пошла  к  Ленке.   Ночью  долго  лежала  с  открытыми  глазами  без  слёз.  Вспоминала  нашу  с Юрой  «семейную  жизнь»,  размышляла,  задавала  сама  себе  вопросы,  постепенно  успокоилась  и  всё  обдумала. На  следующий  день  я  пошла  в  районный  суд,   написала  заявление о разводе  и  стала  готовиться  в   дорогу.
Судья  был  очень  похож  на  артиста Самойлова.  Он  и  ещё  две  женщины – судьи  смотрели  на  нас  с  Юрой  с  интересом  и  сочувствием.  Перед  нами  одна  скандальная  парочка  очень  долго  разводилась,  ещё  что – то  докрикивая  в  коридоре. А  мы  такие  спокойные,  интеллигентные. У  Юры  такая  холёная  бородка – предмет  его   особых  забот  и  гордости!
Судья  с  минуту  грустно  и  устало  смотрит  на  нас  и   как  учитель  на  уроке  спрашивает : «Какова  причина  вашего  развода?» И  тут  я  испугалась,  что сейчас  этому  симпатичному , но  совсем  чужому  дядьке  нужно  будет сказать: «Он    обижал,  мучил  и  сильно  избил  меня.  Я  его боюсь!»  Это  сказать  у  меня,  конечно,  не  хватило  сил,  и  я  сказала,  что  мы  не  сошлись  характерами,  все  7  лет  пытались  прижиться,  но  ничего  не  получается. Больше  у  меня  ничего  не  спрашивали. Попросили  у  Юры  подтверждение  моих  слов.  Он  подтвердил  и  через  несколько  минут  нам  объявили,  что  наш   брак  расторгнут.
Ну  вот  и  всё!
Кончились   Юрины  посещения,  его  злобные  вспышки,   обиды,    лекции  о  «топтании  его  лучших  чувств»,  его   унизительные   «пятёрки»,     «десятки»  и  отчёты ,  куда  я  их  потратила,  кончились  уборки  и  стирки  у  него  в  доме…… Как  песочный  домик  без  следа  рассыпался  наш  союз. Остались  далёкие  хорошие,  а  больше  грустные  воспоминания,  много  обоюдных  обид  и  разочарований,  7  лет  несложившейся  жизни  и….  маленькое  чудо – кареглазое  и  курносое,  с  мягкими  тёплыми  ладошками,  ласковое  и  немного  капризное – мой  сыночек  Мишуня!
 В   шестой  день  рождения  Михея  я  решила  «кутнуть»?  уже  точно  зная,  что    уеду)    . Собрала  как  обычно  6-8  гостей –больших  и  маленьких –купила  традиционный  торт,  какие-то  напитки  и…на  базаре   у  крестьянок  3  кг  ранней  спелой  клубники  , а  к  ней  банку  густой   сметаны.  Вот  это  были  «именины   сердца»

               


Рецензии