Ratio vivendi

Грохот и крики раздавались в подъезде стандартного панельного дома, эхом разносясь по всем этажам. Здоровенный детина с косматой рыжей шевелюрой молотил кулаками в дверь квартиры номер тридцать.
– Открой! Я сказал — открой дверь! Ну же!
Из-за двери пищал дрожащий голос:
– Не открою! Уходи, Францишек! Уходи, прошу тебя!
– Ну уж нет! – рычал в ответ «детина», – я до тебя доберусь!
– Ты же знаешь, я не открою! – снова пищал человечек за дверью, – а дверь крепкая, и замок английский!
– Ха! Крепкая! Да я её одним ударом вышибу, если не откроешь сейчас же!
– Ты не посмеешь!
– Боишься! Отдай долг, и я мирно уйду!
– Какой долг? – с наигранным удивлением в голосе спросил человек за дверью.
– Как какой? – Францишек ещё больше рассверипел. – Ты, может, ещё скажешь, что не было никакого долга?! Хочешь окончательно вывести меня из себя? Не шути с огнём!
– Ладно, ладно, был долг. Но он же совсем маленький, и я его совсем недавно брал…
Рыжий гигант перестал колотить в дверь, и, тяжёло дыша, заговорил, стараясь придать голосу как можно больше убидительности:
– Послушай, Кшиштоф, давай по-хорошему! Ты же прекрасно всё знаешь! Знаешь же, что нечестным путём вынудил меня дать тебе в долг эти деньги!
– Ага, ну конечно! Ты же сам, сам дал мне их!
– Врёшь! Ты воспользовался тем, что я в день получки немного выпил с друзьями, подкатился ко мне…
– Ничего себе: немного выпил! Да ты еле на ногах держался! В жизни никого не видел, чтоб был такой пьяный!
– Ну, неважно. Я и сам никогда столько не пил…
– Ничего не знаю! Ты мне деньги отдолжил, до следующей получки. А получка у меня — через неделю. Вот тогда и отдам!
– Но мне сейчас деньги нужны!
– А у меня их нет!
– Как нет? — опешил верзила, – я же тебе лично ползарплаты отдолжил!
– Ну, я купил кое-что.
– Что?! Что ты купил на мои деньги?
– Какая тебе разница! И потом, когда я взял у тебя в долг, деньги стали моими.
– Что ты мог купить сразу на ползарплаты?!
– Может, телевизор!
– Телевизор?..
– А что, нельзя? Я, между прочим, по дешёвке купил. У знакомого.
Рыжий верзила взвыл на весь подъезд. Затем снова забарабанил в дверь Кшиштофа с удвоенной силой.
– Давай сюда телевизор, я его продам!
– Не имеешь права!
– А вот сейчас выломаю дверь, узнаешь, имею или нет!
С этими словами Францишек в ожесточении лягнул дверь Кшиштофа. Потом ещё раз. И ещё. В этот момент открылась соседняя дверь, и на лестничную площадку выглянула симпатичная взволнованная женщина в розовом банном халате и бигудях.
– Что тут происходит? Пан Францишек! Что с вами? Почему вы ломаете дверь моего соседа?
– Всё в порядке, пани Габриеля, всё в полном порядке. Просто ваш сосед меня оскорбил.
– Не верьте ему! – пропищал голос из-за двери. – Вызовите полицию! Он хочет меня убить!
– Ах, пан Францишек, это правда?
– Да, гром его побери, это так. Я убью его, если он сейчас же не откроет эту треклятую дверь!
– Пан Кшиштоф! Пан Кшиштоф! Откройте ему! Он не шутит!
– Конечно, не шучу. Сейчас выломаю дверь!
– Пани Габриеля! Скажите ему, что я открою, если он войдёт сюда вместе с вами!
– Вместе со мной? Но зачем вам это?
– На всякий случай. Тогда он будет держать себя в руках!
– Я не хочу вмешиваться в спор двух мужчин! Я даже не знаю, о чём он!
– Пани Габриеля! Я прошу вас! Пожалуйста! Вы просто зайдёте и будете свидетелем!
– Свидетелем чего? Убийства?
– Нет, нет! Мы просто поговорим! Правда, Францишек?
– Правда. – Верзила уже немного успокоился.
– Ну хорошо… – согласилась пани Габриеля.
Щёлкнул дверной замок, дверь отворилась. Францишек с утробным рычанием ворвался в квартиру и схватил щупленького Кшиштофа за грудки.
– Отдавай мне деньги, мошенник!
– Мы же договорились: без рук! – прохрипел маленький человек.
– Хорошо, без рук, – верзила отпустил Кшиштофа. – Значит, денег нет?
– Нет. — печально подтвердил Кшиштоф.
– Прекрасно. Где телевизор? – Францишек убежал в гостиную.
– Что это с ним? – недоумённо спросила пани Габриеля, переступая порог. Кшиштоф грустно пожал плечами. Из глубины квартиры послышался грохот, и вскоре в прихожей снова показался Францишек, с телевизором на руках.
– Это вместо долга, – прокомментировал он и направился к выходу.
– Эй! Ты что, это серьёзно? – подскочил Кшиштоф.
– Даже более чем, – Францишек боком протиснулся в дверь.
– Но это же мой ящик!
– Я бы сказал, какой ящик тебе нужен, да неудобно при пани.
– Ах ты, подлец! – Кшиштоф схватил валявшийся под ногами веник и поюежал вслед за рыжим верзилой, молотя веником ему по спине. Но тот лишь ухмылялся и продолжал подниматься по лестнице.
– Кшиштоф, не надо! – пани Габриеля догнала маленького человечка и схватила его за руку. – Ну не надо, пойдём.
Кшиштоф остановился, его плечи часто поднимались и опускались, а самого всё ещё трясло от обиды.
– Ну зачем тебе этот глупый телевизор? – в голосе пани Габриели слышались доброта и участие, каких не было, когда рядом был Франтишек. – У меня на даче есть один, почти новый. Я тебе его привезу.
– Ну я же не из-за телевизора, я из-за принципа! — всхлипнул Кшиштоф.
– Кшиштофик, забудь, пошли лучше ко мне! Тебе надо выпить кофе, успокоиться. – она кокетливо посмотрела на маленького человечка, и, улыбнувшись и потупив взгляд, добавила: – Моя причёска почти готова!
Кшиштоф вздохнул, бросил ненужный веник в угол, посмотрел на Габриелю, на её небрежно повязанный пояском банный халатик.
– Пошли…

7.04.1994

—————————————
* Ratio vivendi (лат.) Смысл жизни

(с) Сергей Матвеев
http://www.sergeimatveev.com


Рецензии
Классно, жизненно. Правда не смог понять какое это время и место?

Алекс Ворло   21.08.2012 11:44     Заявить о нарушении