Агитация каждого человека к духовной самореализаци

               


Агитация и мобилизация каждого человека к обретению полноты личности и к самореализации своих сущностных духовных способностей в свободной созидательной деятельности как идеологическое кредо духовно-философского движения «Свободная философия. Созидание   Человечного общества»

«Свободная философия творческой эпохи не может быть философией академической, государственной, буржуазной   философией.Философ – свободный, независимый от «мира», ни к чему не приспосабливающийся человек. Философ не может служить государству или политическим партиям, академиям или профессиональным целям. Говорю о философии как творческом акте, а не о философии как системе приспособления. <...> Искусство философии обязательнее и твёрже науки, первее науки, но оно предполагает высшее напряжение духа и высшую форму общения. Тайна о человеке – исходная проблема философии творчества»
                Бердяев Н. А. [1]
                «Смысл человека есть он сам»
                Вл. Соловьёв
                « Философы лишь различным образом объясняли мир,но дело заключается в том, чтобы изменить его»               
                К. Маркс  [2]

Всё в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но и культурного, и духовного. Тупиковость регрессивного экспансивного пути развития, который реализовало человечество, стремясь к безудержному самоутверждению и к росту своего благосостояния, руководствуясь бездушным рационализмом, теперь очевидна.
Современный мир нивелирует и выхолащивает индивидуальность. Воцаряется  однообразие, монотонность, упадок культуры - всё большая унификация личности и культуры под напором всеобъемлющей стандартизации и технократизации жизни, маскируемая засильем потребительского индивидуализма. Человек умер и «нечего жалеть»             (М. Фуко).
По мнению некоторых отечественных исследователей современной культуры: «Наступает эпоха упрощения цивилизации и освобождающейся дикости» [3]. Долгое время в мире доминировали ценности, а сейчас начинают превалировать интересы, т.е. происходит движение от сущности к видимости. «Индивидуальность деградировала. Свобода и самостоятельность человека оказались фикцией, ибо всё произведено. Человек больше не может быть индивидуумом. Но он уже и не хочет им быть. На место индивидуумов вышли коллективы безымянных сериалов»[4].
Попрана человечность в человеке – его сущность, смысл его бытия! Направленность человека на мир означает неподлинное обезличенное бытиё,  «заброшенность». Происходит инфляция индивидуального сознания. Существует проблема цельности духа, самобытного существования. Человек раздроблен, выступает не как целостный, а как «частичный». Сохранится ли вообще индивидуальность как экзистенция подлинного личностного бытия?
Извечно стремление, потребность вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного существования. Вне искренней устремлённости – к целостности бытия (к полноте и гармонии), к базисным культурным ценностям, к воссоединению – согласованному взаимодействию с единым мировым целым, к восстановлению своих личных и коллективных корней, к гуманному отношению к природе, к познанию сущности вещей, к определению своей особой роли, своего смысла в мире как едином вселенском макрокосме происходит деградация человека, его обезличивание и растворение в рутине повседневности – обыденщине. «Быть духовно настроенным, значит жить в мире». «Жить – значит творить на общее благо». При духовном кризисе у обезличенного существа проявляется острейшее ощущение неправильности, бессмысленности своего существования. Даже на дне падения человек смутно чувствует свою причастность высшему.
Духовная жажда и идеальная сущностная неискоренимая, хотя не всегда осознаваемая, духовная потребность каждого человека воплощать в себе высшие способности, принадлежавшие его сущности, вне зависимости от  меняющихся жизненных контекстов, побуждают человека совершить свободный осознанный выбор целенаправленного развития своего качества. Сделавший выбор становится на Путь самобытного полноценного существования. Это личностный путь, основанный на собственном духовном опыте постижения истины. Устремлённость и нацеленность на внутреннее возрастание личности, восхождение к полноте бытия, ставшее доминантой, верность себе и своей цели отличает такую личность. Через единичное самобытиё (индивидуальность) осуществляется желанное всеединство и цельность жизни личности, общества и человечества, восхождение к надвременному – причащение к Универсуму. Индивидуальность как открытая система, соборна, не исключает себя из мира, но вбирает, вмещает в себя мир как «микрокосм», благодаря чему получает участие в действительном как целом. Функциональная роль индивидуальности, определяющая её значимость и ответственность, в свободной творческой созидательной на благо мира, упорядочивающей деятельности планетарного и космического масштаба.
Движение человека к его сущности, к общечеловеческим  ценностям – к подлинному бытию - делает человека "вполне человеком" (по терминологии Дюбенка Ю. Л.).
Существует острая необходимость  индивидуального и социального развития, осмысления своего осуществления в жизни, постоянных усилий по сопротивлению обезличиванию, по преодолению зависимости от регламентирующего влияния системы, защиты свободы выражения мысли, противостояния отчуждению и разобщённости, формирования собственного мировоззрения, гуманной и толерантной общественной атмосферы.
ЗАДАЧА СОЗИДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ В СЕБЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ГАРМОНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО С ОБЩЕСТВЕННЫМ  ВЫДВИГАЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН.
 Наше общество, к сожалению, граждански незрелое, в основном, аморфная масса, «безымянная безличность», живущее по навязанным стереотипам и мнениям. В обществе распространены отчуждение, цинизм, пренебрежение к правам и интересам других людей, окружающей среде.
Как известно, устойчивая рациональная структура государственного управления требует наличия наряду с властной политической  иерархией, горизонтальных сетевых связей. Усиление «вертикали» власти подавляет «горизонталь» гражданской активности, индивидуальность.
Однако, без опоры на твёрдую и достаточно решительную государственную власть, способную обеспечить политическую и социальную стабильность, консолидацию общества в период экономического кризиса, трудно мобильно и правильно реагировать на меняющуюся ситуацию в стране и мире. Установившаяся в России монополия государственной власти в политике, в СМИ, экономике, идеологии, отсутствие вариабельности, полноценной политической конкуренции, соответствует упрощенной, переходной форме социальной организации с неустойчивой структурой, бюрократическому централизму.
В силу сложившихся национальных особенностей и неполноценности общественных институтов, способных вести необходимую деятельность по защите интересов личности и социума, роль власти оставалась преобладающей, сейчас же авторитарный запрос, как временный, исчерпан. Наконец, путём самоорганизации социально ответственных граждан зарождается  гражданское общество. У власти в настоящее время есть возможность стать инициатором создания новой структуры общества, для этого возглавить  процесс трансформации и плюрализма режима.
Необходима государственная политика развития человека, культуры, гуманизация российского общества. Нужен комплексный интегративный подход к сбалансированному использованию потенциала человека, общества и государства.
Поскольку современное мировое сообщество находится в состоянии глубочайшего кризиса ценностей, который вылился в кризис идеалов и норм культуры техногенной потребительской цивилизации, задача философии, её миссия – помочь в преодолении этого кризиса. Наше общество ждёт объединяющей национальной идеи, новых целей развития общества, индивида.
Духовно-философское движение «Свободная философия. Созидание Человечного общества» (инициатор – Дюбенок Ю.Л.) ставит своей целью поворот общества в сторону самосозидания «вполне человека» как индивидуальности, самореализующейся через полноту раскрытия своей духовной сущности, и Человечного общества [ 5 ].
 Пришла пора вернуться к Марксу, чтобы продолжить развитие философии, развитие человеческого сообщества.  Цитата: “Маркс ищет пути восстановить социальность, поставив развитие экономики под контроль человека, общества, чтобы не жить в «пещере» экономизма как в тюремном заключении и не глядеть на всё через денежные знаки (сегодня – рубля, доллара или евро) …» [6] По Вл. Соловьёву: “Во-первых, если движущей силой человеческого развития считать только одну экономику, то не будет никакого различия между социализмом и капитализмом, или, что то же, между социализмом и мещанством. И, во-вторых, экономически абсолютизированный социализм и такой же капитализм не имеют никакого права на построение справедливого общественного правопорядка» [7]. Проблему социализма Дюбенок решает в своей работе, развиваемой теоретически и практически, «Духовный капитал. Самосозидание вполне человека».
Мой личностный выбор обусловлен собственной духовной потребностью и стремлением к целостному познанию мира, ценностных сущностных структур действительности, себя и своего активного смысла в жизни.
Цель моей профессиональной деятельности – мониторинг состояния экологических систем озера Байкал и бассейна реки Ангара.
 Приоритетность проблемы озера Байкал (20% мировых запасов пресной воды) определяется, конечно, особым статусом уникального озера; прежде всего химическое и микробиологическое загрязнение вод (Байкальский ЦБК, от поселений на берегах, через р.Селенгу и другие реки, от водного транспорта, с дальним переносом), а также сохранение биоразнообразия. Основную массу загрязняющих веществ сбрасывает Байкальский ЦБК, масштабы и география загрязнения озера Байкал в районе комбината остались на уровне 80-90-х годов прошлого века, система комплексного мониторинга состояния экосистемы бассейна озера         неуклонно сокращается с 1991года [8].
Проблема загрязнения поверхностных вод актуальна и важна прежде всего в бассейне Ангары, занимающей второе место в стране по объёму сброса сточных вод. Наиболее опасно загрязнение тяжелыми металлами, прежде всего ртутью, нефтепродуктами, фенолами, для ряда объектов –  другими органическими соединениями, в т.ч. диоксинами, а также по микробиологическим и гидробиологическим показателям. Из интервью с Валентином Распутиным «Окончательное убийство Ангары»: «Погубили землю, погубили воду, сейчас осталось немного леса, через очень короткое время вырубят и эти жалкие остатки. Рыбу ловить и есть нельзя – она отравлена. Воду пить тоже нельзя, для питья она не годится. Всё то, что когда-то было Ангарой и красивейшими местами вокруг неё, отравлено, погублено, уничтожено. И то, что стало погубленным оказалось губительно для человека; природа убивает людей – это месть за то, что мы, люди, с ней сделали…»   [9].
В настоящий нестабильный переходный период выхода из социального хаоса и нравственной дезинтеграции - становления глобальной системы при выборе пути в будущее значимость поведения и осознание ответственности за судьбу планеты каждым человеком существенно возрастает. «В этой зыбкой, динамичной среде цивилизация должна удержать свои начала, обретя новую кожу, либо раствориться в стихии нового порядка вещей. Перейдя из мира, совершившего чудовищные ошибки, но стремившегося вознести цену человеку, к многолюдному обществу, где жизнь будет цениться дешевле, чем в невольничьих империях древности, она просто не будет стоить ничего» [10]. Самоактуализация потенциала человека и общества оказывается объективной необходимостью. Основополагающими общечеловеческими ценностями, консолидирующими человечество для стабилизации положения и единого движения в спасительную сторону, ведущими к целенаправленному становлению единства и целостности всечеловеческого бытия, должны выступить как идеал «духовность и материальное самоограничение».Подлинность существования человека сейчас определяется СЛУЖЕНИЕМ ОБЩЕМУ БЛАГУ.

               
[1]  Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства.-В 2-х т. Т. 1. – М., Искусство, 1994, - с. 74-76               
[2] Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Избр. произв. В 3-х т. Т. 1. – М., Политиздат, 1985, с. 3 Социально-историческими исследованиями занимались многие философы  (Платон,  Кант,  Вл. Соловьёв и др.)
 [3] Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира. (Московкая школа геоэкономических и социальных исследований; Вып2) - М., Вост. лит., 2002,  с.28               
[4] Антропологические идеи в русской и мировой литературе. М.,1999               
[5] Дюбенок Ю. Л. Духовный капитал Самосозидание вполне человека. Ч.1 Начало. О выборе: быть вполне человеком или частным, частичным человеком.  http://sites.google.com/site/svobodnyfilosof/home
[6] “Вестник РФО», 2010, 4, с. 87. Прохоров М. М.  «Несколько соображений о марксистской философии и современности»   
[7] Лосев А.  Владимир Соловьёв и его время.  М., Прогресс, 1990, - с. 322-323
[8] ГД Министерства природных ресурсов и экологии РФ « О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2008 году».  М., 2009
[9] Из интервью И. Алексеевой с В. Распутиным. – Г. Копейка, №43(296) 1.11.2006               
[10] Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира. ( Московкая школа геоэкономических и социальных исследований; Вып2) - М., Вост. лит., 2002,  с.14


Рецензии
Уважаемая Ольга! Спасибо за то, что, при общей философской направленности Вашего произведения, Вы не забыли и о конкретных проблемах сбережения Байкала.
Необходимо всем нам настойчиво искать решения через создание и популяризацию работоспособных методик самосовершенствования.

Леонид Платонов   16.08.2012 11:43     Заявить о нарушении