Вечная симфония

Вечная симфония или внутренняя эстетика.

Как поэтична красота средней полосы России и других живописных уголков мира; как она поэтична, потому что наружна и зрима. Красота Эрец Исраэль глубинна, как все, что связано с духовным миром. Чтобы восторгаться молчанием холма, нужно проникнуть в это молчание. Мидраш рассказывает, что когда Авраам пошел приносить Ицхака в жертву, то увидев издалека Храмовую гору, он увидел на ней облако Божественного присутствия. Тогда он спросил Ицхака, видит ли тот что-нибудь на горе, - оказалось, что Ицхак видел  то,что видел  его  отец.   Затем Авраам обратился к сопровождавшим  их  рабу  Элиэзеру и Ишмаэлю, но оказалось, что те ничего не видят. Тогда Авраам сказал: осел (на иврите «хамор» – тот же корень, который обозначает «материальность») ничего не видит, и вы ничего не видите, так оставайтесь с ослом, (то есть погруженными в мир материи, которая не дает вам увидеть духовное).
Я много просил у Все-вышнего, чтобы Он  мне помог увидеть красоту земли, о которой мечтал Моше. Однажды я шел по пустыне, читая псалмы Давида, чтобы подобно песне, вырывающейся из сердца, была услышана музыка, скрытая в Этой земле.
Тому, кто хочет увидеть, непременно дадут услышать, тот, кто хочет услышать когда-нибудь сможет видеть, подобно тому, как евреи видели голос Б-га у подножия горы Синай. 
 Величие Иерусалима и гор Циона не увидишь взглядом туриста, не рассмотришь в глазок фотоаппарата. Это величие можно увидеть сердцем, форма которого напоминает глаз.
В точности такое же явление происходит в связи с Торой. Этот феномен может быть назван внутренней эстетикой.
Внешний стиль Торы очень скромен и сдержан. Тора – ось мироздания и подобно оси она представляет собой среднюю линию, имеющую связь со всем существующим и одновременно удаленную от любых крайностей. (основано на идеях Маараля). Тора – это единственная книга в мире, которая охватывает такое большое количество различных областей знания, зачастую  совершенно  несовместимых.
 Физика и мистика, медицина и искусство, мораль и история, философия и зоология, астрономия и юриспруденция, поэзия и сельское хозяйство. Знания из всех этих областей и многих, многих других гармонично вливаются в единое и цельное полотно текста Торы.
Тора – это единственная книга в мире, которую с интересом и удовольствием читают и перечитывают дети, подростки и старцы, люди с ограниченным интеллектом и мудрейшие из мудрых.
Тора – это единственная книга в мире, которая отражает недостатки всех своих персонажей, при этом сохраняя тон глубокого почтения к праотцам еврейского народа, и никогда не отказывается отметить положительное у тех,  кого мы называем злодеями.  
Несложно увидеть внутреннее сходство между Торой и землей Израиля, которая также  на стыке всех крайностей мира, соединяя Африку и Азию,   совмещая  на  своей  крохотной  территории  различные климатические пояса, подобно огромной  державе.  И  в этом – проявление глубочайшей идеи о цельности, присущей духовному миру, где сливаются и примиряются все противоположности. Тора и земля Израиля – мир духовный и мир материальный, но этот материальный по свойствам уподоблен духовному, ибо как по-другому вечное и неограниченное может проявить себя там, где властвует время?.. Сосуд должен соответствовать тому, что его наполняет, то есть свойства материи должны приблизиться к свойствам духовного, и в этом смысл сходства между Торой и землей Израиля. Ось духовного мира и ось  материального соприкасаются между собой в сердце еврея, создавая таинственную, но непостижимую для внешнего мира гармонию. 
Эвель и Яаков, Каин и Эсав, Исраэль и Шет, или …Авраам и Аарон, Ицхак и Мирьям, Исраэль и Моше… Можно найти слова, чтобы объяснить общность и соответствие этих образов, но если сердце глухо – все слова будут бессильны.
Семь свечей меноры наполняли Храм светом, эти семь свечей соответствуют семи отверстиям в голове человека, если они чисты – душа наполнена светом и уподоблена Храму(рабби Нахман).
Книга Шемот и книга Бемидбар… Первая, в подробном изложении, охватывает период в 22 месяца (10 месяцев египетских казней (Раши) и 12 месцев до начала служения в переносном Храме), соответствующие 22 буквам еврейского алфавита, и рассказывает про строительство Храма, уподобленного нашему миру, который Творец создал с помощью 22 букв алфавита.
Книга Бемидбар охватывает период хождения по пустыне сроком в 39 лет и рассказывает про создание еврейского народа, уподобленного Храму, при строительстве которого были использованы 39 видов работ. И располагались колена Израиля вокруг переносного Храма - по три с каждой стороны, соответствуя жертвеннику для воскурений, меноре, столу хлебов и ковчегу завета. И в этом – сущность колен и их задачи, их настоящее и будущее.
Колена Реувена, Шимона и Гада, уподобленные меноре,- на юге. Дети Рахель, колена Эфраима, Менаше и Беньямина, уподобленные Святая Святых, и находящемуся в ней ковчегу завета, - на Западе. Колена Йеуды, Звулуна и Иссахара и, соответствующий им золотой жертвенник для воскурений благовоний,- на востоке. И, наконец, колена Дана, Ашера и Нафтали подобно столу хлебов ,- на севере.
В чем смысл этого таинства? Что скрывается за этим скромным описанием расположения колен.
Юг – это стихия огня, силы всецело устремленной ввысь, разрушающей все материальное. Сущность юга (на иврите «дром») наиболее точно отражается в образе пустыни («мидбар»). Из букв слова «пустыня» можно образовать выражение «на юге».
Пустыня – есть сокрытие всего материального и воплощение духовного, об этом свидетельствует безжизненность пустыни,  когда в мертвой тишине «кричит» каждая песчинка. Слово пустыня на иврите может быть прочитано, как медабер «говорящий». Именно в южной части Храма была расположена менора, огонь свечей которой уподоблен духовному началу, не приемлющему ничего материального, устремленному из глубин души к Творцу вселенной.
Таков Реувен, под знаменем которого шли колено Шимона и Гада. Рeувен – первенец Яакова, мощный поток духовной энергии, неожиданно ворвавшийся в этот мир, и до конца не сумевший раскрыться. Это он принес с поля цветок (дудаим), напоминавший по форме человека, который Леа передала Рахель. Этот цветок, символизирующий потенциал Реувена, дал возможность родиться Иосефу, в котором в полной мере раскрылись духовные силы Яакова. Иосефу, достигшему цельности и совершенства, способному объединить и примирить всех братьев, преобразить и обновить  материальный мир, символом которого является Египет. Под знаменем сына Иосефа - Эфраима, на западе располагались колена Менаше и Беньямина. Запад – подобие бездны, бездны наших желаний, скрывающих солнечный свет, лучи которого перемещаются с востока на запад, ибо свет дается лишь тем, кто не может без света. Муки  Йосефа – это  поиск  единства,  это сила  неведомого  притяженья,  соединяющего  небо с землею,  время с пространством.  В  западной  части  Храма -  место  Святая  Святых,  где  начинается  творение  мира,  ибо  там  камень  основы – первая  точка  и первый  миг  в  мироздании.  Точка  начала – есть точка разрыва, но в этой же точке – соединенье, она  всегда  рядом, но ее не достичь.
На Запад обращён  Йеуда, колено, которого располагалось вместе с коленами Звулона и Иссахара  с  востока  от Храма. Йеуда, словно воздух, соединивший в себе воду с огнем. Между огнем меноры и хлебом, основанном на воде, в Храме находился жертвенник для воскурения благовоний, аромат которых устремлялся к Святая Святых на запад. Аромат благовоний подобен дыханию Торы, которым наполнены уста Йеуды и его потомков, уста Давида, воспевшего, как никто другой Царя всех земных царей. И еще… Аромат благовоний – это дух покаяния, превращающий материальность в то, что нематериально, восстанавливающий связь между нами и миром духовным. Йосеф устойчив в своей праведности, а Йеуду называют бааль-тшува, ибо он способен признать  вину, раскаяться и исправить грех. Жизнь Йеуды – это вечное движение, движение к Йосефу, подобно аромату благовоний, влекомых к Святая Святых. С востока начинается движение солнца на запад, и, подобно ему, освещая весь мир, движутся все, кто сумел  раскаяться. Именно, туда, на восток, отправился Адам, когда был изгнан из сада Эденского. Именно,  там, с востока от Эдена, поселился Каин после убийства Эвеля. Именно на востоке Моше отделил три города, чтобы бежать убийце, который убил неумышленно. (Раши к Берешит 4;16).
Таков – восток, но совершенно иной север – стихия  воды, которая необходима для произрастания хлеба и полностью противоположна стихии огня. На иврите «север» - цафон, от слова цафун, что означает «скрытый», ибо изобилие материальности, характерное для севера, усложняет восприятие духовного мира.
Конечно, все сказанное о свойствах сторон света, в первую очередь относится к земле Израиля и, именно там наиболее ярко проявляется. Потому что эта земля, тесно связанная с еврейским народом, также уподоблена Храму, или Храм уподоблен ей. С другой стороны, являясь особенной в географическом отношении, она отражает свойства всего мира.
С северной стороны располагались колена Дана, Ашера и Нафтали, детей наложниц Яакова. Все переходы в пустыне начинались с восточной стороны, затем – юг, после которого начинал движение запад и последними трогались в путь колена Дана, Ашера и Нафтали. И в этом – смысл и цель движения евреев на протяжении всей их истории.
Рожденные во тьме, подобно пробуждению природы (восток), затем вобравшие все – мощь духовного начала (юг), они идут, построив Храм, где говорит Господь с Моше (запад),  идут на север, чтобы овладеть обещанной землей, и там раскрыть сокрытое и возвестить о Царстве Б-га.
Чтобы в конце времен Дан, названный Яковом «змеей на дороге» (Берешит 49; 17) преобразился в молодого льва, каким его увидел Моше (Дварим 33;22), в того молодого льва, каким был Йеуда, согласно благословению Якова (Берешит 49;9). Нафтали, также идущий с северной стороны, по словам Моше (Дварим 33;23) должен овладеть югом, что вновь означает – раскрытие духовной силы огня, напрямую соединяющей с Бесконечным.
В то же время и Яков и Моше очень сходны в благословении, данном Йосефу, которого оба они называют «устраненным от братьев своих». Устраненность Йосефа – это устраненность Святая Святых Храма, где воедино слиты «небеса и все, что над ними» и «бездна и все, что под ней» (строчки из благословлений Йосефа).
Движение евреев с востока на север,  – это движение не только в пространстве,  проявляющем себя в четырех сторонах света. Это движение –  также во времени, которое раскрывает себя в четырех временах года. Нельзя не обратить внимание на внутреннюю связь между временами года и сторонами света. Время – это изменение света, пространство – его границы. Времена года ограничены сторонами света и соответствуют им, ибо сосуд соответствует его содержимому. Таким образом, лето является сущностью юга, тогда как север есть воплощенье зимы. На востоке восходит солнце, подобно тому, как весною расцветает природа и более длинным становится солнечный день. Осень – это время сбора последнего урожая, который напоминает о смысле жизни, это -  зрелость и мудрость, в которой соединяются все времена, воплощаясь в  пространство, где находится Святая Святых мирозданья и Храма. Ибо осени соответствует запад.
Когда в пустыне колена трогались в путь, движение начинал Йеуда на востоке. С востока движется аромат воскурений. Весною Создатель вывел нас из Египта, и так Он, Благословенный сказал Моше: «месяц этот для вас – глава месяцев, первый он для вас (среди) месяцев года» (Шмот 12:2).
За весною приходит лето, в котором была дарована Тора. А в Храме на юге горит свет меноры, уподобленный свету Торы, которая писалась черным огнем на белом. Вторыми на юге трогались в путь колена под знаменем Реувена, первенца Исраэля. А вслед за ними начинали движение колена детей Рахели, стан которых располагался на западе,  уподобенный осени. Осенью, в День Искупления, первосвященник входил в Святая Святых, чтобы предстать перед Б-гом за весь еврейский народ.
В определенной точке мира - Святая Святых простанства, и точно так же – в определенной точке года существует Святая Святых времен. В Этот день, в Этом месте первосвященник соединял время с пространством, или… освобождался от них. И тогда Всевышний прощал свой народ подобно тому, как  когда-то братьев прощал Йосеф, потомки которого располагались с западной стороны Храма. 
А после Дня Искупления наступает праздник Суккот, когда евреи переселяются в шалаши, оставив на время свои дома. Тому, кто раскаялся, не нужны крепкие стены, ибо нет надежней защиты, чем связь с Вездесущим. Шаткое и непрочное с виду сооружение заменяет на время дом. Этот хрупкий шалаш, через крышу которого видны звезды, является подобием Храма, соединяющего небо с землей. А весь народ становится царством священников, служителей Б-га. И невидимый свет наполняет весь мир.
…Движение евреев в пустыне замыкали колена наложниц, располагавшиеся с северной стороны Храма. Движение есть изменение. Цель изменения – проникновение света; свет проникает в сердце, и в мире меняется климат, и тогда север – уже не север, и зима не похожа на зиму. 
Итак, по три колена согласно сторонам света, по три колена в соответствии с каждым временим года… Но ведь в каждом времени года ровно столько же месяцев, значит, каждый месяц подобен колену. Каждый месяц – это знак зодиака, вместе все они управляют природой. Но еврейский народ - над природой, ибо цельность его и единство не уступают ни в чем природе.
Можно детализировать до бесконечности эту внутреннюю гармонию и никогда ее не исчерпать. Потому что ось мироздания не соприкасается с границами, для которых свойственна завершенность.
Ось, соединяющая все противоположности мира, - это цельность, где нет изъянов, создающих пустоты и бездны. А потому она неисчерпаемый источник, изливающий радость и мудрость, вечный двигатель, приводящий в движение мир, неиссякаемая симфония, исполняемая вечными музыкантами, каждый из которых – композитор и дирижер и, обязательно, покорный исполнитель.
(Основано на «Пиркей де рабби Элиэзер», на идеях Маараля, и рава Мунка «Мир молитвы»)

Оду  ЛА-ШЕМ  ки  тов,  ки  ле-олам  хасдо!!!


Рецензии