Апостол иаков младший алфеев

   Среди двенадцати учеников Иисуса Христа было двое по имени Иаков.
   Имя "Иаков", как и "Иуда", была очень распространенным в еврейской среде. И чтобы подчеркнуть отличия между их носителями, к имени добавлялось имя отца или прозвище, которое человеку давали домашние или окружающие.
   Так, Иакова Алфеева нередко называли "меньшим", чтобы  его не "путали" с Иаковом Зеведеевым, братом Иоанна.
   Однако, что касается путаницы, она все равно возникала. Правда, уже спустя многие сотни лет.Постоянно возникал вопрос, кого с кем идентифицировать, поскольку и среди родственников Христа, как по линии Иосифа-плотника, так и матери, были Иаковы, Симоны, Иуды. А сведения о них весьма скупые, если вообще имеются.
   И как следствие,- одни исследователи считают, что апостола Иакова Алфеева ни в коем случае нельзя "путать" с Иаковом, "братом" Господа, который был епископом Иерусалимской церкви, другие, наоборот, уверены, что это один и тот же человек.
   Представляется, что есть больше оснований склоняться ко второму утверждению. Вполне вероятно, что Алфей и Клеопа - одно и то же лицо. В Библии, как в Старом, так и в Новом Завете, нередки случаи, когда одного и того же персонажа в разных местах называют по-разному. Неточности могли быть вызваны как ошибками переписчиков, так и переводчиков.
   Что касается Иакова Алфеева, то он, судя по всему, был сыном Марии, сестры (как полагают, двоюродной) Матери Иисуса. Она присутствовала при распятии Христа, и ее  называют матерью Иакова и Осии (в частности, Марк) или Марией Клеоповой (Иоанн).
   Факт присутствия Марии Клеоповой при совершении казни Иисуса говорит не только о родственной, но и духовной близости ее и ее семьи с Христом. Это подтверждается и тем, что воскресший Христос является Клеопе, который с товарищем возвращается из Иерусалима после трагического события в свое селение Эммаус. Те поняли, что примкнувший к ним по дороге путник был именно Христос, когда тот во время трапезы преломил хлеб. И тогда они поспешно возвращаются в Иерусалим, чтобы сообщить благую весть Его ученикам.
   Надо ли говорить, как этот факт повлиял и на семью Клеопы. Вполне вероятно, что именно после этого события Иаков (если это действительно был Алфеев - Клеопов) стал особенно ревностно проповедовать учение Христа.
   Считается, что деяния Христа и его учеников главным образом связаны с Галилеей. Тем более, что и первые Его ученики из этих мест. Однако Иудея в Его планах имела не меньшее, а по мере продвижения к  трагическому концу, пожалуй, даже и большее значение. Что и неудивительно. Ведь в Иерусалимский Храм стекались иудеи, жившие и далеко за пределами этой местности. И где, как не в Храме, должно было звучать Его Слово, чтобы оно разнеслось, как можно дальше на просторах Римской империи?
   Поэтому и свою деятельность Апостолы поначалу сосредоточили именно в Иудее, а в Иерусалиме создали церковь. В ней высшим авторитетом был Петр, но он был уже не молод, и постепенно на первую роль выдвинулся Иаков, "брат Господень", который стал епископом Иерусалимской церкви.
   О встречах с ним не раз вспоминал апостол Павел, как в "Деяниях", так и в своих апостольских Посланиях. Но, коротко, они сводятся к тому, одобрял или нет его деятельность Иаков. О том, что представлял собой епископ, какое впечатление производил,- Павел не говорит. Что естественно:не положено обсуждать церковное "начальство", тем более принадлежащее в прошлом к непосредственным ученикам Христа, которые пользовались у христиан особым авторитетом, на который нельзя посягать.
   Характеристику епископу Иакову дал древний историк Егезипп. "Брат Господень Иаков получил управление Церковью вместе с апостолами. Все - от времен Господа и дальше - называли его Праведным, имя Иаков носили ведь многие. Он был святой от чрева матери, не пил ни вина, ни пива, не вкушал мясной пищи, бритва не касалась его головы, он не умащивался елеем и не ходил в баню".
   Егезипп жил во втором веке, в конце которого, как полагают, и скончался. Ясно, что "портрет" Иакова он написал в соответствии с теми представлениями, каким должен быть святой и ревностный в вере человек, которые все больше укоренялись в христианстве. Такой человек должен пренебрегать всем земным, не заботиться о теле, которое лишь временный дом для человека, а жить исключительно духовными интересами, неустанно думая и молясь о Боге.
   Однако Иаков был иудеем, который, веруя в Христа, не отрицал закон Моисея, ведь и Учитель говорил, что Он пришел не для того, чтобы от него отказаться, но чтобы - улучшить его. И будучи священником, не мог входить в Храм, не омывшись в микве, иначе он считался бы нечистым.
   В "демоническом" образе Иакова, изображенном Егезиппом, просматриваются и черты, присущие пророкам Илии и Иоанна Крестителя, "возраставшего в пустыне". И, подобно Иоанну, окончил свою жизнь, согласно преданию, трагически:его якобы сбросили с крыши (?) Храма иудеи, которые были возмущены его проповедями христианского учения среди иудеев.
   И действительно, главной заботой Иакова была забота о духовном здоровье именно иудеев.Это явствует и из его Соборного послания. Он единственный среди других авторов Посланий, кто обратился "к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии".
   Что же тревожило и огорчало Иакова? Распри в еврейских общинах, социальная несправедливость, жажда наживы, тщеславие, вера, не подкрепленная делами. "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва".
   Оба Иакова - старший и младший - были достойными учениками Христа. И единственными, кто принял смерть в Иерусалиме и здесь был похоронен.
   


Рецензии