Оборотни без погон. О ликантропии серьезно

Вот все тут пишут, пишут херню всякую – про конспирологию  ЖКХ, связи Путина с прописанным майя концом света, про высоких эльфов как прародителей человечества… И хоть бы улыбнулись над своей писаниной: где автор, а где эльфы.  Но все так серьезно, аж скулы сводит. Ну ладно, раз пляски вокруг непознанного до сих пор имеют такую популярность среди местного читающего населения – я сейчас тоже временно сделаю постное лицо и кое-что изложу в тему. Прошу настроиться и внимать без хихиканья. Способны? Тогда начнем. 

 …Среди странных и таинственных поверий, прошедших через века до наших дней, едва ли не самым распространенным и упорным является миф о способности некоторых людей превращаться в зверя. Оборотни  встречаются в исторических хрониках и сказаниях практически всех стран Европы, в России и Азии, в Африке, обеих Америках и Австралии. Во многих странах оборотень имеет собственное название: вервольф в Германии, лу гарру во Франции, верман или волколак в Трансильвании, полтеник в Болгарии и т.д.  Уже из этих названий понятно, что чаще всего превращения оборотня связывают с волком; хотя вот среди народов Сибири, к примеру, больше бытует представление о медведях и тиграх, а чукотские оборотни - террыкы - скорее напоминают по описаниям реликтовых гуманоидов или, проще говоря, "снежного человека". Очевидно, что формирование народного мнения по этому поводу исторически складывалось под воздействием страха зверя, представлявшего самую большую опасность в той или иной местности - но суть, в общем-то, даже не в этом. Гораздо интереснее само явление. Есть ли оборотни на самом деле, а если нет, то на чем же основаны мифы?
  Великий медик средневековья Парацельс полагал, что трансформация человека в зверя вполне возможна - ибо допускал существование такой концентрации человеческой воли и воображения, которая способна изменить даже внешнюю реальность. В 1583 году об этом же писал Жан Спонде: "Если снадобье из трав или власть дьявола, или то и другое вместе взятое, в состоянии так управлять человеческой душой и разумом - то стоит ли
удивляться тому, что это же можно делать и с его телом?.."
Тем не менее утверждения средневековых авторитетов можно счесть и просто логической абстракцией - дело в том, что при множестве сообщений об оборотнях из самых разных веков, при сотнях судебных процессов и свидетельств очевидцев, не существует ни одного более менее подтвержденного сообщения о наблюдении  физиологического п р о ц е с с а  превращения оборотня из человека в зверя. Того самого процесса, который так изобретательно и в подробностях любят представлять режиссеры фильмов ужасов - его-то как раз и не видали даже в самый "разгул" оборотней по Европе. Более того, существуют сведения обратные:  во времена инквизиции неоднократно неделями наблюдали за людьми, обвиненными в оборотничестве - и при том, что зачастую обвиняемый всем своим поведением доказывал, что он как бы  волк, в зверя он все-таки не превращался... 
   Современные физиологические данные возможность такого превращения отрицают категорически – ну в самом деле, даже процесс регенерации хвоста у ящерицы протекает не один час, как уж тут можно серьезно представить себе полную молекулярную перестройку человеческого организма за десять-двадцать минут? 
    Но... это все-таки еще не основание считать оборотничество глупым мифом. Слишком много сведений, слишком схожи между собой случаи в самых разных местах земного шара...
   Первые документальные сообщения об оборотнях восходят аж ко второму веку нашей эры и принадлежат римскому медику и писателю Марселлу Сидетскому. Он рассказывал о некой странной и страшной болезни, поражавшей ранее целые села.Люди, заболевшие л и к а н т р о п и е й (так назвали этот неприятный феномен) испытывали необычное безумие - считали себя дикими зверями, выли и кусались, вполне могли разорвать и сожрать попавшуюся жертву, хоть бы даже и человека...Возможно, речь у Марселла шла о какой-то древней форме вирусного менингита, но жертве-то, в общем, какая разница - представляет себя оборотнем нападающий или он действительно таковым является?
  В пользу того, что феномен оборотня имеет под собой естественное объяснение, говорит еще интересный нюанс поверий: в отличие от вампиров, упырей и прочей нежити, для борьбы с которыми требуются особые способы и освященное церковью оружие, оборотень отродьем сатаны традиционно не считался, а рассматривался именно как человек, своей волей или по несчастью возымевший привычку оборачиваться в зверя. Впрочем, менее опасен от этого не был и в XV-XVII веках в Европе развернулась прямо-таки война против оборотней, которых наряду с ведьмами,колдунами и прочими нечестивцами изничтожали сотнями. "Оборотни" в долгу не оставались и наводили ужас на население леденящими душу нападениями - причем тут-то уж ничего волшебного зачастую и не было, а была лишь противоестественная людская потребность совместиться с тем, чего боишься и что вызывает омерзение. То есть всенепременно существовали (а судя по сообщениям прессы, и нынче существуют) в разных странах секты, организации и отдельные мракобесы, находившие особо приятным вести себя как заправские изверги-оборотни... Об извращенной психологии человека в другой раз, а важно то, что подобные психи весьма укрепили в условиях средневековой истерии веру в оборотней - и, что характерно, обрекли на муки и смерть многих ни в чем не повинных вервольфов, волколаков и верманов... 
  Кого-кого обрекли?! – переспросите вы. Кого прочли, я не оговорился. Потому что - да, оборотни действительно существовали. В людском сознании, которое, как известно, крепче любой реальности. А много ль ему, замученному страшной реальностью, голодом, страхом перед святой инквизицией и вторжением пьяного соседа-барона, надо? 
  Науке известны примеры редкой гипнотической власти отдельных людей над животными. Сами знаете, бывает такое. Так вот: для темного французского или германского крестьянина старый лесник, запросто гладящий покорно скулящего волка - опасный оборотень.  Исцарапанный деревенский дурачок, слоняющийся по ночам в лесу и воющий на луну - оборотень. Младенец, родившийся на беду свою с атавизмом в виде волосатой мордашки или хвостика - оборотень безусловно! Стоит вспомнить и прискорбный обычай средневековой Европы, когда от голода и безысходности детей, которых не могли прокормить, отводили в лес и бросали там - было, было, читайте об этом хоть у того же Шарля Перро… А ведь не все дети погибали: истории известно больше ста случаев, когда брошенных малышей выкармливали волки, лисы, даже олени. Можно уверенно предположить, что незарегистрированных случаев было куда больше. Но что собой представляет лесной выкормыш? Изодранный, издающий нечленораздельные звуки дебил, передвигающийся на четвереньках, со спутанными никогда не стриженными волосами, с повадками зверя, воспитавшего его - да чем не оборотень? Встретишь такого ночью в лесу, ничего другого и в голову-то не придет...
  Отдельно надо сказать еще об одной категории невинных страдальцев феномена оборотня. В 1963 году вышла в свет научная работа доктора Л.Иллиса " О порфирии и этимологии оборотней" - одно из наиболее интересных исследований явления. Основывается оно на предположении, что оборотничество – это крайняя форма достаточно редкой сейчас, но, вполне возможно, более распространенной в прошлом наследственной болезни под названием "порфирия". Это - генные изменения в организме, приводящие к везикулярной эритеме. Говоря проще, кожа человека становится чрезвычайно чувствительной, воспаляясь даже от солнечного света; постепенно разрушаются хрящи носа и ушей, веки, деформируются пальцы, зубы приобретают красноватый оттенок, часто болезни сопутствуют психические отклонения, припадки истерии и ярости. Естественно, несчастный больной старается передвигаться только по ночам, не бреется и не стрижется из-за невыносимых мук, причиняемых коже, - а его изуродованный внешний вид создает у случайного встречного полное впечатление, что перед ним - оборотень... Доктор Иллис утверждает, что он исследовал порфирию во многих странах и единственное место на Земле, где эта болезнь не встречается - остров Цейлон. И Цейлон же - единственная местность, где никаких упоминаний об оборотнях нет даже в древних сказках! Случайное совпадение?
  Надо сказать, немалую лепту в европейские "оборотнические" суеверия внесли и сами волки. Это сейчас Европа по большей части представляет собой весьма ухоженную местность, где в лесах проложены асфальтовые тропки и стоят урны для мусора. В былые же времена во Франции, например, провинция Овернь была не менее глухим медвежьим (волчьим, вернее) углом, чем какой-нибудь Минусинск в России. И истории с животным миром там приключались достаточно зловещие. Самой потрясающей из документированных, пожалуй, можно считать эпопею 1764-1766 годов по отлову уникального волка, получившего в истории название Зверь из Жеводана. Да вы, наверное, даже фильм об этом видели, да? «Братство волка», кажется, красивый и глупый, как все фильмы «по мотивам». На самом же деле кошмарное чудовище, которое не могли изловить лучшие охотники, тотальные облавы местных жителей и отряды королевских драгун, за два года сожрало в Оверни более шестидесяти человек и покалечило еще с полсотни...
В конце концов Зверя все же удалось убить, оказался он действительно волком - правда, необъяснимо крупных размеров, чуть не вдвое больше обычного, - но осталось множество вопросов, на которые уже, видимо, никогда не будет ответа. Например, совершенно непонятное пристрастие к нападению именно на людей. Волки ведь, в общем-то, никогда не являются людоедами по жизни и если уж нападают на человека, то в случае голодной нужды. А Зверь из Жеводана, как утверждают документы, предпочитал напасть на пастуха, пасшего стадо - и совершенно не трогал овец. Другая странность - необычный для волка способ нападения. Зверь вставал на задние лапы и толкал жертву передними, сбивая ее с ног. Наконец, невероятная, прямо-таки разумная изворотливость чудовища, позволявшая ему долго уходить безнаказанно от любой погони, за два года у многих оставила впечатление, что в этой истории что-то здорово не так... 
Столь же загадочным, несмотря ни на что, остается по сей день и сам феномен оборотня и если вы, прочитав вышесказанное, решили, что вам уже все ясно - сильно ошибаетесь. Разбираясь глубже, приходишь к убеждению, что картина далеко не ясна даже самым дотошным исследователям, а скорее, больше как-то подгоняется под возможные объяснения. Потому что нечего сказать, например, по поводу неоднократно зарегистрированных случаев внезапного увечья или смерти некоторых людей "со странностями", когда в округе ранили или убивали волка (Украина, Трансильвания, Германия). Наука может лишь сослаться на некие фанатические проявления тотемизма - первобытной религии, основанной на родстве людей и зверей… Но тут ведь еще тоже  никто толком не разбирался, с какой радости, в общем-то, людям считать своим родственником вовсе не страшного ворона (индейцы Аляски) или совсем не благородного вида и поведения гиену (африканские племена)? Нет ли здесь некой неизвестной ментальной связи, которая в отдельных случаях действительно может объединить человека и зверя, находящихся далеко друг от друга, одним чувством, болью, влечением? 
  А еще непонятно, чем (кроме известной крамаровской реплики «брехня-я-я»)  объяснять невероятные случаи вроде зарегистрированного в хрониках Оверни, когда отрубленная лапа убитой на охоте волчицы превратилась в охотничьем мешке в кисть женской руки... Непонятно, как действует на склонных к оборотничеству луна, которая почему-то неизменно присутствует во всех поверьях; с чего в селах России так уверены, что если
сжечь одежду оборотня, то он навсегда останется зверем; чем так страшна для оборотня именно серебряная пуля, которая якобы убивает его, даже чуть задев?  Не знаю. Не нашел ответов... Легче просто решить для себя, что всего этого нет и быть не может, и уж во всяком случае лично меня не касается.
Но перед глазами все еще встает иногда полузабытая картинка из раннего детства: закатное небо над лесистой полониной, жуткий свист, странно сгорбленная лохматая фигура, мелькающая вдали в высоких травах, выстрел и сердитые слова деда: " Мабуть, знову верволки грають, ну их к бису..."


Рецензии
Интересный экскурс! В Новогоднюю неделю хочется всем чудес и некоторые согласны даже на страшные чудеса. Кстати с Новым годом! Бабушка мне рассказывала про одну жительницу их села, которая могла в коня превращаться! Однажды она так запугала одного мужика, что тот вынужден был слегой отмахиваться и ударил "коню"по ноге. На следующий день оная бабка конкретно хромала. Там много таких историй было, место глухое, мне конкретных людей показывали с которыми всякие чудеса происходили, имеются даже заключения врачей о том, что реально был человек безнадежно болен например, а потом чудесно исцелел. Место глухое повторюсь, древнее поселение славян, церковь в 17году краснопузые сломали вот и раздолье для нечисти. Для меня это не фантастика и не байки, это с детства реальные случаи из жизни. На Западе да это уже древние мифы, а у нас с нашими глухими просторами и глухими умами сказка рядом живет. Хошь бабу Ягу увидеть или Лешего-далеко ходить не надо. Конечно не на Тверской их искать надо,а много дальше,но все же у нас в пределах страны.Только их ли надо искать? Тут человек должен сам выбор сделать.

Андрей Коршунов 2   02.01.2013 09:18     Заявить о нарушении
Насчет выбора - это правильно... Десять раз стоит подумать, прежде чем лезть во всю эту непознанность, тем более напролом. Весьма чреватое занятие. А завтра вот, кстати, ночка будет как раз для таких дел)))
Да Бог с ними, впрочем, с этим делами - с Новым годом, с Рождеством Христовым!

Константин Присяжнюк   05.01.2013 23:48   Заявить о нарушении
Рождественское чудо - это жизнь,
Любови час и Божее рождение,
И чистый ореол в лучах звезды,
И ангела в ночи прикосновенье.
Пускай хранит Господь вас от невзгод,
И щедрые дарит благословения,
Учение Христа зовет вперед
На добрые дела и на свершения.
С праздником Константин!

Андрей Коршунов 2   06.01.2013 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.