Потребность личности в духовной самореализации

                Долгополова О.Е.,      
эколог-гидробиолог,
с интересом к философии и синергетике               
               

Потребность  личности в духовной самореализации
или
 потребность  личности в наиболее полном развитии и                самореализации своих сущностных духовных способностей                в свободной созидательной на общее благо деятельности               


Выбор заявленной темы обусловлен собственной  духовной потребностью и стремлением к целостному познанию мира, ценностных  сущностных структур действительности, себя и своего активного смысла в жизни. Представлен системный структурный подход к  эволюции. Акцент сделан на потребности, необходимости и возможности личностного выбора и личностного роста.
 
            «Жизнь человека есть смерть, и над превращением  смерти  в жизнь бьются люди. Кому это удаётся, умирает, успев сделаться человеком,               
                кому нет –  живёт, так и не родившись»
Мильдон В.7               
                               
             «Личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо,                в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим                соединены с высшим, сверхличным и сверхчеловеческим бытием»
                Бердяев Н.А.2

«Мир  подлинно существует в необъективированном субьекте»
                Бердяев Н.А.3

«Как животный мир тяготеет к разуму,так человечество тяготеет к бессмертию»
Из письма Вл. Соловьёва Льву Толстому

«Апокалипсис – это радикальный антропоцентризм. Мир кончится не из-за исчерпанности в нём физической энергии. Человек прикончит мир, а не энтропия»
Кураев А., христианский журналист7               

                «Мы все связаны воедино,
                Мы все сплавлены, соединимы,
                Тонкой хрустальной невидимой нитью,
                Легко ранимой, вечно хранимой,
                Восстановимой …
                Вы и я.
                Мы - люди планеты
                Земля!»
Громыко Т. М.,  художник11               

 Мир находится в глобальном системном кризисе. Тупиковость регрессивного экспансивного пути развития, который реализовало человечество, стремясь к безудержному самоутверждению и к росту своего благосостояния, руководствуясь бездушным рационализмом,  теперь очевидна. Природные ресурсы вычерпываются с пугающей скоростью. Человек, противопоставив себя природе как самостоятельная сила, нарушил природное равновесие, выпал из бесконечного гармоничного единства мира.
 Современный мир нивелирует и выхолащивает индивидуальность. В связи с отчуждённой человеческой деятельностью, вызванной разделением труда, противоположной свободному сознательному проявлению его сущностных способностей, служащей лишь средством к существованию, человек выступает не как целостный, а как «частичный». Человек раздроблен. Существует проблема цельности духа, самобытного существования. 
Эрих Фромм называл этот мир обществом тотального отчуждения, породившим рыночный тип человеческого характера, который лишён внутренних культурных ориентиров. Цитата для иллюстрации:« Люди с рыночным характером, - отмечал учёный, - не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, а точнее, для функционирования в соответствии с логикой «метамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют, - а судить об этом позволяет степень их продвижения по бюрократической лестнице»12.
Извечно стремление, потребность  вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного бытия.  Вне искренней устремлённости                - к целостности бытия - к Полноте и гармонии, к базисным культурным ценностям, к  воссоединению – согласованному взаимодействию с единым мировым целым,  к восстановлению своих личных и коллективных корней, к гуманному отношению к природе и следованию ей, к познанию сущности вещей, к определению своей особой роли, своего смысла в мире как едином вселенском макрокосме  происходит деградация человека, его обезличивание и растворение в рутине повседневности – обыденщине. «Быть духовно настроенным, значит жить в мире». «Жить – значит творить на общее благо».   К осознанному отношению к окружающему миру как всеединству призывал известный нам основатель духовного направления – отеизма Бакланов Владимир Дмитриевич. При духовном кризисе у обезличенного существа проявляется острейшее ощущение неправильности, бессмысленности, недостойности своего бытия. Даже на дне падения человек смутно чувствует свою причастность высшему, как бы ни был он принижен в социальной жизни. Репрессия духовного потенциала у людей происходит уже в силу самого их принуждения к соблюдению любых обременений.
В русской литературе Гоголь и Гончаров выявили экзистенциальную проблему человека в национальном контексте. Так, на предложение Штольца Обломов проницательно замечает: «Ты зовёшь меня поменять мою жизнь, которой я и сам недоволен, на другую. А она какова?!...Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек (…). Скука, скука, скука!.. Где ж тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?».
           Дух, человек, душа, сущность, духовность, духовная потребность, вера, религия… - следует определиться со значениями этих слов.
Для меня представляет интерес системный синергетический подход к эволюции человека и мира.  Синергетика или теории самоорганизации -  это методология, расширенная на область культуры, описывает спонтанное  возникновение и поддержание пространственной и временной упорядоченности в развивающихся системах (т. е. открытых, неустойчивых, нелинейных, иерархических),  философски говоря – это научное движение о становящемся Бытии и самом Становлении10. 
Согласно синергетическому  мировидению, которого придерживаюсь,  самоорганизация как  спонтанное структурирование (иначе говоря, упорядочивание, синтез информации) в условиях притока энергии, вещества и (или) информации извне, в результате взаимодействий в системе, свойственна всем уровням организации бытия. Поскольку  энтропия мира стремится к максимуму  хаоса (энтропия – мера хаоса: неопределённости, внутренней неупорядоченности, необратимого рассеивания энергии), общим условием существования и развития систем является сохранение устойчивости в процессе концентрации рассеянной энергии и информации. Относительно устойчивые системы эволюционируют. Хаос при этом даёт определённую степень свободы, изменчивости,  возможность самоорганизации, что является полезным и служит адаптации.    Т.е. процессом становления  бытия, его эволюцией управляет самопроизвольный рост энтропии (хаоса). 

Примеры: ВСЁ приходит в мир путём самоорганизации и самоусложнения: возникновение элементарных частиц, синтез всё более сложных атомных ядер; объединение атомов в молекулы, самоорганизация макромолекул; 
в т. ч. - возникновение живого (как первичный абиогенный синтез РНК);  многоклеточности.
Специфика живых систем (от организма до экосистемы) в большей степени организованности с низким уровнем энтропии,  в наилучшей адаптированности к окружающей среде (противодействуя деструктивному внешнему влиянию способны перестраивать свою структуру).
Частные примеры биологической самосборки:
-агрегация амёб вокруг центра притяжения;
-сверчки. стрекочущих в унисон;
-синхронизация электрич. импульсов клеток сердца; нейронных сетей;
-коллективное поведения насекомых, птиц, рыб6.
 
При выходе из хаоса (беспредельной неупорядоченной массы, из которой возникло всё существующее) первичной формой его локализации  - основой основ всех способов становления бытия в мире,  выступило самоорганизующееся  энерго-информационное поле  – универсальное бесконечное многомерное Единое  Поле причинно-следственной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия, Динамическое недифференцированное  функциональное Целое, развивающаяся система, всеобъемлющий континуум (непрерывное), полнота всех потенций,  среда с активной реакцией на внешнее возмущение, способная к трансляции образовавшейся локальной неоднородности (т.е.организованности-структуры) поля в общий порядок по принципу голограммы (всё связано со всем, всё во всём),  т. н. бескачественная развивающаяся материя - субстанция. Такая нелинейная система в своём поведении  сочетает Причинную обусловленность (детерминированность) и случайность. «Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» (Ницше, 2001, с. 303).
Далее динамическая основополагающая система перешла в состояние относительного порядка - гомеостаза (функционирование без отклонений от нормы за счёт обратных связей: близко- и дальнодействия) - относительно устойчивое, саморегулирующееся состояние становления  бытия, дифференцирования,  позволяющее ей следовать к своей цели – к максимально устойчивому состоянию - к притягивающей доминанте в системе - относительно стабильной сущностной дискретной структуре (иначе говоря -инварианту, стандарту, программе, закону).
Сущностная структура есть особенность организации:
 Характерные законы взаимодействия элементов, причинно-следственные взаимоотношения, СОХРАНЯЮЩИЕСЯ ПРИ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЯХ СИСТЕМЫ,
или характерное соотношение  доминантных (преобладающих) элементов в системе –    доминантное ядро, содержащее информацию.
Достижение внутренней структурной целостности - сущности означает зрелость динамической системы, её относительную упорядоченность, качественность и завершенность. Сущность, содержит в себе все основные свойства своих конкретных реализаций (воплощений-вариантов-форм). Конкретный мир выступает как мир потенциально бесконечных, но конечно оформленных вещей – пространственно-временных преходящих относительных форм проявления сущности – инвариант (постоянная) в частной системе координат (сохранение в пространстве и изменение во времени). Причём сущностные структуры гибнут без постоянной практической реализации.
 Сущностными структурами, содержащими информацию и способными себя тиражировать (с лучшими и худшими способностями), иначе говоря, распространять, воспроизводить в различных конкретных формах, являются, например, кроме гена, единицы культурного наследия – мемы, в т.ч. религиозные (по Р. Докинзу4), а также архетипы, праязыки.
Итак, мир представляется как единство в многообразии, как высокоструктурированная цельность, пронизанная всевозможными связями, стремящаяся к абсолютной организации – полноте реализации всей возможной неопределённости.
         Законы природы (космоса) –  сущность абсолютного бытия – формообразующее регулирующее абсолютное Начало -   соответствует, на мой взгляд, существующему в культуре понятию духа. По Максу Шелеру: «Только в движении этого могучего урагана, который есть мир, порядок форм бытия и ценностей может согласоваться с фактически действующими силами, и наоборот, последние могут уподобиться ему. И в ходе этого развития может произойти постепенное обращение изначального отношения, согласно которому высшие формы бытия суть самые слабые, а низшие – самые сильные. Иначе говоря, взаимное проникновение изначально бессильного духа и изначально демонического, т. е. слепого…порыва, благодаря   становящейся идеации и одухотворению томлений… и одновременное обретение мощи, т.е. животворение духа – есть цель и предел конечного бытия и процесса»9.   
Конкретная форма самореализации – процесс проявления своей  сущности,  определяющей характер взаимоотношений с миром и окружением, как представляется, соответствует понятию душа.
Человек с его универсальным творческим потенциалом –              особый способ бытия. Это, как известно, «целостная, (т.е. состоявшаяся – м.) биопсихосоциальная система, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами» 13.               
Существуют модификации понятия «человек» - личность, индивидуальность.
Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Личность есть динамичная  относительно устойчивая целостная система, сущностное основание её – социально значимые качества, выраженные в индивидуальных способностях её сознания и деятельности.
 Становлению социальной структуры личности  послужила нравственность - система взаимоотношений: ценностно-нормативная регуляция и саморегуляция сознания и поведения человека в процессе становления социума и человека как социального существа и поддерживающая состояние порядка «в текущей общественной системе».
    Одна из форм нравственности(культуры) – религия, поддерживает состояние  порядка в общественной системе с помощью религиозной веры ( веры в бога или богов). Ценностно-нормативными регуляторами сознания и поведения верующего являются заповеди, духовное совершенствование себя по образу и подобию Бога.
 Вера, по своей природе, фундаментальное свойство самоорганизующегося сознания человека, первичная сила, нацеливающая человека на  самомобилизацию своего жизненного потенциала.
 Власть имущие могут эксплуатировать религию  и манипулировать ею в своих целях, мобилизуя людей в нужном направлении.
Духовность – искреннее стремление человека к абсолютному сущностному бытию. 
Индивидуальность, как модификация понятия «человек» выступает через свободу самовыражения как  сущностное самобытиё (духовно-душевно-телесное существо) -  как индивидуальная форма конкретной самореализации единой социальной сущности личности.
 Индивидуальность – открытая система,  соборна, не исключает себя из мира, но вбирает, вмещает в себя этот мир как «микрокосм» - голограмма с максимумом систематизированной информации, благодаря чему получает участие в действительном как целом.
Целью и пределом процесса  индивидуального самостановления (индивидуации) личности является достижение целостности своих  аутентичных (подлинных) проявлений и неповторимости путём интеграции сознанием содержаний личного и коллективного бессознательного.
Сознание расширяется и обогащается  в процессе становления целостного  свободного разума, объединяющего рассудок  и духовность. Действительно строго логически, без духовных способностей к целостному (интуитивному) схватыванию сущности явлений, прирастить истинное знание невозможно. Поэтому дискурсивное мышление, как известно, имеет инструментальное значение, а духовность - определяющее. Истинно новое и творческое начало способно родиться только из взаимосвязи сознания и бессознательного, поскольку новое приходит из бессознательного, и именно в индивидуальном сознании оно приобретает форму.   
Полностью состоявшаяся индивидуальность («вполне человек» по терминологии Дюбенка Ю.Л.5) – преодолевший при самовозрастании свою ограниченность, неповторимый, достигший целостности и порядка внутреннего бытия, освободившись от эгоизма, самостоятельно мыслящий с целостным сознанием,  способный на самодетерминацию и рефлексию, творчески активный, нашедший и осознавший  свой центр  - своё истинное высшее трансцендентное «Я» , т.е. духовно зрелый человек,  проявляющий свой дух в мире в свободной созидательной деятельности на общее благо. Такая созидающая и творческая индивидуальность, реализуя свой духовный потенциал, самоактуализируется, «создав, что-то всеобщее», на надвременном уровне бытия, интегрируется в универсальном Едином как уникальная – «вписывается в бесконечность». Состоявшаяся индивидуальность выступает как неделимая  сущностная структурная Единица,  сохраняющая основные свойства целого, средоточие единства универсального и уникального  - творческий дискрет, квант – отдельное духовно-душевно-телесное существо. Через единичное самобытиё –                индивидуальность - осуществляется желанное всеединство и цельность жизни личности, общества и человечества, восхождение к надвременному – причащение к Универсуму. Функциональная роль индивидуальности, определяющая её  значимость и ответственность, в свободной творческой созидательной на благо мира, антиэнтропийной (упорядочивающей) деятельности планетарного и космического масштаба.          
Развитие личности обусловлено, как известно, уровнем потребностей, лежащих в основе мотиваций её поведения. Духовная жажда и идеальная сущностная неискоренимая, хотя и не всегда осознаваемая, духовная потребность каждого человека воплощать в себе высшие способности, принадлежащие его сущности,  вне зависимости от меняющихся жизненных контекстов побуждают человека совершить свободный осознанный выбор целенаправленного развития своего качества – к полностью состоявшейся индивидуальности. Сделавший жизненный выбор,  становится на Путь самостановления самобытного полноценного существования. Это личностный путь, основанный на собственном духовном опыте постижения истины. Устремлённость и нацеленность на индивидуальную самореализацию, т.е.  на  внутреннее возрастание личности к своей целостности, восхождение к абсолютной полноте бытия, ставшей доминантой – самомобилизация духовного и жизненного потенциала, абсолютная верность себе и своей цели  отличает такую личность.
Эволюционирующее мировое сообщество вступает в эпоху ноосферного развития (другое название – устойчивое развитие). Под устойчивым развитием в экологии понимается такое экономическое развитие, которое не приводит к деградации природной среды (биогеоценозы функционируют без существенных отклонений от нормы). Определяющими развитие ноосферы факторами становятся многообразие, диалог, взаимодополняемость, кооперация. Ноосферное развитие не мыслится без целенаправленной работы человека по развитию своего качества.
Наше общество,  к сожалению, граждански недостаточно зрелое, в основном, аморфная масса, «безымянная безличность», живущее по навязанным стереотипам и мнениям. В обществе распространены отчуждение, цинизм, пренебрежение к правам и интересам других людей, окружающей среде. Развернувшаяся в нашей стране массовая индивидуализация социума побуждает каждого встать на свой Путь. Актуален лозунг:  « «Выбери себя, стань и останься самим собой». Возросла роль субъекта, а социум деградирует. Задача гармонизации индивидуального с общественным – становления зрелого гражданского общества, созидания человечного общества выдвигается на первый план. В силу сложившихся национальных особенностей и неполноценности общественных институтов, способных вести необходимую деятельность по защите интересов личности и социума, роль власти и государства остаётся преобладающей, поэтому существует острая необходимость социального и индивидуального развития, усилий по сопротивлению обезличиванию. 
Русский культурный тип, отличающийся, как известно, душевностью  молодого народа (поэтому особенностями русского национального характера являются «всемирная отзывчивость», впечатлительность, непосредственность, мессионизм, максимализм, готовность к самопожертвованию) описан поэтом Волошиным:
                Мы нерадивы, мы нечистоплотны,
                Невежественны и ущемлены…
                ……………………………………
                Зато в нас есть бродило духа – совесть
                И наш великий покаянный дар,
                Оплавивший Толстых и Достоевских,
                И  Иоанна Грозного. В нас нет
                Достоинства простого гражданина,
                Но каждый, кто перекипел в котле
                Российской государственности, - рядом
                С любым из европейцев – человек. 1
Наша опасность заключена в вековой привычке перекладывать чуждое бремя власти на другого, уходить в ложную невинность безответственности.
Призываю к активной жизненной и гражданской позиции, к участию в общественных движениях с гуманистическими целями, к самоорганизации социально ответственных  граждан.
 В настоящий нестабильный переходный период выхода из хаоса - становления глобальной системы при выборе пути в Будущее значимость поведения и осознание ответственности за судьбу планеты каждым человеком существенно возрастает. Критерием прогресса  общества  становится «рост человека, продвижение вверх». Самосовершенствование каждого человека, самоактуализация своего духовного потенциала становятся не только извечным стремлением, потребностью человека., но и востребованными обществом. Актуальны общечеловеческие ценности, глобальное мировоззрение, экологическая и планетарная этика. Основополагающими общечеловеческими ценностями, консолидирующими человечество для стабилизации положения и единого движения в спасительную сторону, ведущими к целенаправленному становлению единства и целостности всечеловеческого бытия, должны выступить как идеал «духовность и  материальное самоограничение».
Призвание, назначение каждого человека – вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного существования.         


-----------------------------------------------------
1Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Ж. Новый мир. №9,   1988, с. 235
2 Бердяев Н. А. Самопознание. –Л., 1991, с. 359 
3 Бердяев Н. А. Самопознание. –Л., 1991, с. 277
4 Докинз Р. Бог как 5 Дюбенок Ю. Л. Духовный капитал. Самосозидание вполне человека
http://sites.gogle.com/site/svobodnyfilosof/home
6 Исаева В. В. Синергетика для биологов: вводный курс: учебное пособие; Ин-т биологии моря ДВО РАН; Дальневосточный гос.ун-т. – М.: Наука, 2005.-158с.
7 Кураев А. Христианство на пределе истории.
8 Мильдон В. Русские люди. Ж. Век XX и мир. № 1, 1995, с. 75
9Михаэль Габель. Человек – движение к божественному? - Историко-философский ежегодник/ Ин-т философии  РАН. – М.: Наука, 2005.-с.218
10Новое в синергетике. – М.: Наука, 2002-. Информатика: неограниченные   возможности и возможные ограничения. Ноавя реальность, новые проблемы, новое поколение.-2007, с.330
11Татьяна Громыко. Художественный альбом, 2004.
12  Фромм Э. Бегство от свободы. –М., 1990, с. 154
13 Философия: учебник/под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2009. –928 с. 










               


Рецензии
Мир и Свет!
Весьма ценные размышления. Однако позволю себе заметить: они обладают порой излишней текучестью, то есть термины слишком свободно (особенно в нашей не слишком свободной стране:))) ) перетекают друг в друга, что ведёт, в свой черёд, к семантическому смешению, и может вовсе повлечь значительную элиминацию смысла.
Со своей приватной позиции рейтинг-йога вижу серьёзный промах во фразе:" Вера, по своей природе, фундаментальное свойство самоорганизующегося сознания человека, первичная сила, нацеливающая человека на самомобилизацию своего жизненного потенциала."--- Об эклектичности и, во всяком случае, нефундаментальности веры (веры) я буду неутомимо писать, покуда не сдохну, и уже писал в рассказе "Своевольное сверхоружие Кроманьонца" и, конечно. в работе с названием "Горняя рейтинг-йога".
В целом рецензия положительная. Автору дальнейших успехов и озарений! С искренним уважением,

Леонид Платонов   09.08.2012 09:39     Заявить о нарушении