Сказка-мудрость Как старик правду искал

03.05.12

Осерчал как-то старик на старуху за то, что она дощечки его дубовые на  сарайку приладила. Так ведь  и разрешения не поспрошала вовсе!
- Мало ли, для какого дела я эти дощечки берег! - напустился старик на старуху. - Додумалась, тоже мне! Да ладно бы на дело ценное пустила, а то дыру бесполезную заделала! Ты бы еще их в печку сложила вместо дров!   
- А надо было, и сложила бы! - ответила старуха. - У тебя эти дощечки лежали ненужными три года, и еще бы столько же пролежали. А у меня от них хоть какая-никакая польза есть!
Еще больше разгневался старик на старуху:
- Вот ведь не права, да и не признается даже!
А старуха плечом пожимает, да тихонько отвечает:
- Бесполезна твоя правота. Моя правда хотя бы к делу пришлась, а твоя правда лежала мертвым грузом, да и стухла совсем.
Стукнул тогда старик кулаком по столу и говорит:
- Пойдем к соседу сходим, пусть он нас рассудит!
А старуха на то только вздохнула, да и ответила:
- Тебе надо — ты и иди...

Прибежал рассерженный старик к соседу Василию, а тот водопровод чинит. Завидел Василий старика, да спрашивает:
- Доброго здравия, товарищ! Как дела ваши со старухою?
- Да на мою старуху напала проруха! - занялся старик. - Взяла, да мои дощечки прибереженные на сарайку, не поспрошав, приладила!
- Вот тебе и на! - засмеялся сосед.
- Так ведь не права, да и не признается вовсе! - жалуется старик.
- Без спроса взяла... то правда твоя! - говорит сосед. - А вот что на дело доброе пустила — то ее правда, не отнять!
- Да как же так-то? - схватился за голову старик. - А кто ж тогда прав-то?
- Да не знаю я... У меня вон водопровод течет — вот правда, так правда!

Почесал старик затылок, да понес свой нерешенный вопрос дальше. Решил на базар сходить, да там у кого-нибудь правды спросить.
Смотрит старик, а на базаре какой-то мужик пса своего продает. Да хороший пес, большой, красивый. Пока старик пса того разглядывал, мужик его в разговор и затянул:
- Покупай пса, старик! Пес добротный. Послушный. Вовек бы сам не продал, покуда нужда не пришла.
- Да не нужен мне пес... - вздохнул старик. - Мы со старухой сегодня и сами, как два пса разлаялись. Представляешь, взяла, не поспрошав, мои дощечки прибереженные, да на сарайку приладила!
- Вот это да! - ухмыльнулся мужичок.
- Так ведь не права, да и не признается вовсе! - жалуется старик.
- С одной стороны, старуха, конечно, не права, раз чужое взяла... - говорит мужик. - С другой стороны, она дело полезное сделала, а значит и ты не прав.
- Да как же так-то? - схватился за голову старик. - А кто ж тогда прав-то?
- Да не знаю я... У меня вон нужда пришла, что даже пса продавать приходится — вот правда, так правда!

Почесал старик затылок, да понес свой нерешенный вопрос дальше. Шел-шел, да умаялся. Решил под деревом сесть отдохнуть.
Сидит старик под деревом, а кажется ему, будто дерево с ним разговор какой зачинает. Думал старик-думал, да решил у дерева правды поспрошать. Никто не может их со старухой рассудить, авось дерево рассудит.
- Представляешь, - занялся старик, - старуха то мои дощечки прибереженные, не поспрошав, на сарайку приладила! Разве может она этим быть права?
А дерево в ответ на ветру покачивается, да молчит.
- Молчишь? Значит не права она! Потому что я прав! Так ведь?
А дерево снова в ответ на ветру покачивается, да молчит.
- Молчишь? Так что, получается, и я не прав?
А дерево одно, что на ветру покачивается, да молчит.
- Так кто ж тогда прав-то? Не уж то и ты не знаешь?
А дерево все по-прежнему на ветру покачивается, да молчит.

Думал старик, думал, да понял, что дерево-то мудрее всех оказалось, мудрее старика и мудрее старухи.
Если бы правда была — ее бы можно было найти! А раз правды не найти — значит и нет ее вовсе! А молчание всегда правдивее всякой правды...
 


Рецензии