Попутчики

Одноактная пьеса

Девушка.
Парень.
Пожилая женщина.
Голос шофера.

80-е годы ХХ века. Остановка на трассе. Каменная будка. Ветреный зимний вечер. Слышен звук остановившейся невдалеке машины.

Голос шофера. Теперь автобуса ждите. А мне в райцентр,
в другую сторону.

Машина уезжает. Возле будки появляются пожилая женщина и девушка.

Женщина (всматриваясь вдаль). Вот беда! Опоздали на автобус! А он последний сегодня. Придется голосовать.

Ждут, поеживаясь от холода и ветра.
Вскоре на попутке подъезжает парень. Подходит нетвердой походкой.

Парень. Автобус скоро будет?
Женщина. Да он пять минут, как ушел. Ты теперь не уедешь, лучше вернись.
Парень. Я не уеду? А вы уедете?
Женщина. Автобусы уже не ходят, а попутки мужчин не берут.
Парень. Это почему же?
Женщина. Поздно. Боятся брать. Кто вас, мужиков, знает! Может, кого ограбили, еще ножом пырнете. Да и пьяни всякой развелось... (Красноречиво смотрит на парня. Слышится гул машины. Женщина голосует. Машина не останавливается.) Да чтоб тебя! (Девушке.) Теперь из-за этого алкаша и нас не возьмут!
Парень. Да я-то в чем виноват?!
Женщина. В чем виноват?! Иди проспись лучше! Завтра поедешь!
Парень. Что же мне теперь по пурге четыре километра идти?
Женщина.  Твоя забота... (Всматривается вдаль. Парню.) Прячься за будку! Да пошевеливайся, чего раздумываешь?

Парень пожимает плечами, прячется. Голосуют. Грузовик останавливается. Женщина и девушка бегут к нему.

Голос шофера. Одно место!

Грузовик отъезжает. Девушка возвращается. Она замерзла и нервничает. Парень выходит из-за будки. Насмешливо наблюдает за ней.

Он. Вы меня не бойтесь! Я Вас не съем.
Она. Я и не боюсь. Очень надо.
Он. Боитесь. Я же вижу, как Вы вся дрожите.
Она. Это от холода.
Он. Зайдите в будку. Может, не так продувать будет.

Девушка заходит в будку  и тут же выходит.

Она. Здесь еще хуже обдувает.
Он (весело.) Тогда предлагаю другой вариант: давайте обнимемся и будем согревать друг друга.
Она. Больше ничего?
Он (разводит руками.) Больше ничего. Машина!

Девушка голосует, но безуспешно.

Она. Да что это за напасть такая? Как же выбраться отсюда?
Он. А, может, вместе вернемся? Утром поедете.
Она. Никуда я не пойду. Мне сегодня надо вернуться. Родители ждут. И на работу завтра.
Он. Ездили к кому-то?
Она. К бабушке... Машина! (Парню, умоляюще.) Прошу Вас, спрячьтесь!    (Парень  нехотя  прячется.   Машина  не останавливается.)  Занято!
Он (выходит). Занято? Ничего. Успеете уехать. (Помолчали.)
Может, познакомимся?
Она. Ни к чему.
Он.  Вы замужем?
Она. Вам какая разница?
Он. (усмехаясь). Да мне, собственно, все равно. Пусть вас хоть пять мужей ждут. И куча детей.
Она.  Именно так. (С усмешкой.) А Вы женаты?
Он. Почему Вас это интересует?
Она. Просто так. Взаимная любезность.
Он. Безусловно, женат. Но я успел меньше, чем Вы. У меня три жены и трое детей. Законных.
Она (с иронией). А незаконных сколько?
Он (подумав). Девять.
Она. Почему не десять? Надо, чтобы было юбилейное число. Вы уж постарайтесь.
Он. Вы предлагаете свои услуги? Я не возражаю. Очень даже буду рад. Вот тут и будка такая  уютная. Пойдемте! (Тянет ее.)
Она (бьет его по лицу). Сумасшедший!
Он (держится за щеку). Сами же предложили!
Она. Что я Вам предлагала?!
Он. Пошутить нельзя.
Она. Хороши шуточки! (Погодя.) Уходите, машина едет!

Парень прячется. Машина проезжает.

Он (выходя). Ну что?
Она. Занято! (Чуть не плача.) Что мне делать?! Мои там инфаркт получат!
Он. Эта занята, так следующая будет свободна. Переживать нечего, доберетесь.
Она. Ну, а Вы как?
Он (смотрит на нее с насмешливым удивлением). Какое Вам до меня дело? Кто я Вам – родственник или друг сердца, чтобы переживать за меня?
Она. Никто!
Он. То-то же. Сначала бьете, а потом – куда там! – жалостью прониклись.
Она. Нужны Вы мне больно, чтоб еще жалеть Вас!
Он. Вот-вот. Лучше себя пожалейте. Одна с незнакомым мужчиной в незнакомой местности. Поздним вечером. Вот – окоченела вся. Вас жалеть нужно, а не меня.
Она (отвернулась от него). В Вашей жалости не нуждаюсь!
Он. Ох-ох-ох! ( Тоже демонстративно отворачивается. Помолчали. Достает сигарету, закуривает.) Согреться не желаете?
Она (оборачиваясь, с вызовом). Что?!
Он. Я говорю: сигаретку не желаете? Согревает.
Она. Спасибо, не надо.
Он. Это хорошо. Не уважаю таких.
Она. Каких?
Он. Пьющих, курящих. Вы, вроде, не такая.
Она. А Вы, вроде, такой.
Он. Я же мужчина. А мужчина, если он в своем уме, тоже злоупотреблять не будет.
Она. Вы, значит, в своем уме?
Он. Пока не жалуюсь.
Она. Я бы не сказала!
Он. А, Вы о том? Извините. Я же сказал, что пошутил.
Она. Не от большого ума!
Он (рассердившись). Послушай! Давай без обиняков. Ты мне нравишься. Не будь ты такой ершистой, я бы тебе назавтра встречу назначил. Так ведь не придешь?
Она. Во-первых, конечно, не приду. Во-вторых, я не давала повода говорить мне “ты”. А, в-третьих, мы пока еще отсюда не выбрались, и неизвестно еще, выберемся ли.
Он. А вот не уйду я никуда, и простоим мы здесь (подчеркнуто) с   В а м и  до утра.
Она. Вот будет хорошо! Спасибо Вам скажу!
Он. Пожалуйста. Вот скажи-те мне, почему Вы такая колючая и неприступная?
Она. А Вы всегда приступом берете?
Он. Что значит “приступом”? Конечно, хочется заговорить с красивой девушкой, но почему-то тебя сразу заподозрят в самых гнусных намерениях. Вот и Вы туда же.
Она. А вот скажи-те Вы мне, почему молодых людей только красивая оболочка интересует, больше ничего?
Он. Как же узнаешь человека, не познакомившись, не поговорив? А Вы и знакомиться не хотите.
Она. Не хочу. Не уважаю пьяниц.
Он. Это я-то пьяница?! (Смеется.) На свадьбе я был. У друга. Вместе служили. Может, слышали свадьбу? Песни пели.
Она. Слышала. (Улыбается.) Хорошо пели.
Он. Жаль, что Вас там не было! Вот бы и узнали друг друга лучше. А тут – каждую минуту ждешь машину... И все – прости, прощай! Так что дайте мне свой телефон, а то потом не успеете. (Она молчит.) Что ж вы молчите? Дадите телефон?
Она. Я вот за своих волнуюсь, как они там, а у Вас одно на
уме – телефон! Вы за своих не переживаете, которые Вас ждут? За своих девять... двенадцать жен?
Он (смеется. Посерьезнев). Меня мать ждет. Тоже обещал сегодня вернуться. Тоже завтра на работу.
Она. И как же Вы добираться будете?
Он. Как? Не знаю. Пешком пойду.
Она. Далеко Вам?
Он. До города.
Она. Смеетесь? Куда же пешком?
Он. А Вы что предлагаете?
Она. Не знаю. Лучше уж вернуться к другу. А матери и сообщить никак нельзя?
Он. Телефона нет. Да и откуда?
Она. Вот дела!..
Он. (натянуто смеется). Но Вы обо мне не думайте. Так или иначе чем-то да кончится. (Слышен звук приближающейся машины.) Так ты дашь мне свой телефон? (Она молчит. Он, обидевшись.) Не хочешь? Ладно, как знаешь... Тогда прощай! (Уходит.)

Девушка голосует. Грузовик тормозит. Девушка бежит к нему, но потом замедляет шаг, останавливается.

Голос шофера. Да где Вы там? Долго ждать?
Девушка. Поезжайте. Извините, что остановила.
Голос шофера. Чего ж голосовала?! (Захлопнулась дверца.)

Грузовик отъезжает.

Он (выходит). Ты осталась? Почему ты осталась? (Она молчит.) Подумайте, какие жалостливые нашлись! Уезжай! Я не хочу, чтобы твои из-за меня инфаркт получили! Не хо-чу! Слышишь? Уезжай! (Она молчит.) Иначе я за себя не ручаюсь!
Она. Что ты хочешь этим сказать?
Он. Ты ведь сама осталась.
Она. Да, осталась! Я просто не смогла... Сама не пойму... Не смогла и все.
Он. Сможешь!
Она. Ты ведь в таком же положении, что и я...
Он. И что теперь?
Она. Не знаю. (Подумав.) Может быть, мне удастся уговорить кого-нибудь взять тебя тоже.
Он. Они даже не останавливаются, завидев мужчину!
Она. А ты спрячься. Если остановятся, скажу, что тебе тоже очень нужно уехать. Я все объясню.
Он. Не смеши!
Она. Но попытаться надо. (Гул машины.) Прячься! (Он безнадежно махнул рукой. Прячется. Она останавливает машину.) Прошу вас! Я здесь не одна. Вы возьмете еще одного пассажира?
Голос шофера. Мужчину?
Девушка. Да...
Голос шофера (не давая ей закончить). Не возьму. Вас могу взять.
Девушка. Но ему очень нужно! Его мать ждет! Вы понимаете, она волнуется...
Голос шофера. Моя жена тоже волнуется, чтобы со мной ничего не случилось. Верить первому встречному? Мало ли что он вам тут наплел... Будете садиться? (Девушка качает головой.) Смотрите, не пожалейте.

Машина отъезжает. Девушка стоит поеживаясь. Парень выходит.

Он. Убедилась? Сядешь на следующую машину, и без фокусов. Благодетельница!
Она. За что ты на меня злишься?
Он. Сама знаешь.
Она. Ну вот еще, буду я первому встречному телефон давать!
Он (посмеиваясь). А провести тут ночь с первым встречным не боишься? Не вздумай больше за меня просить! Только время теряешь. (Гул машины.) Уезжай! (Прячется.)

Девушка не идет голосовать. Парень выходит.

Почему она не остановилась?
Она. Занята была.
Он. Неправда! Я видел. Не занята. Ты не голосовала? Почему ты не голосовала? Ну? Отвечай! (Трясет ее за плечи.)
Она. Не кричи на меня! (Вырывается.) И не трогай!
Он. Буду кричать! Буду! И трогать буду!

Тяжелый шум фургона. Парень направляется за будку. девушка удерживает его за рукав.

Она. Не ходи!

Фургон проезжает. Парень молча смотрит на девушку. Та заплакала. Парень подошел к ней, обнял.

Он (вытирает ей слезы). Не плачь. Слезы замерзнут. (Она заплакала еще сильнее.) Не плачь. Все будет хорошо. Не плачь. (Целует ей лицо.)
Она. Что ты делаешь?
Он. Хочу согреть.
Она. Не надо.
Он (берет ее руки в варежках). Руки тоже замерзли? Да? (Целует руки).
Она. Не надо.
Он. Сунь их в мои карманы. Они глубокие и теплые. (Она, всхлипывая, покорно сует руки в его карманы. Он сильнее прижимает ее к себе.) Если до утра так простоим, я счастлив буду.
Она. В ледышки превратимся.
Он. В одну ледышку. Заметь, в одну. Разве это плохо?
Она. Тебе надоело жить?
Он. Если жить, то с тобой. А если нет, так лучше с тобой замерзнуть.
Она (помолчав). Мы же друг друга совсем не знаем.
Он. Я тебя знаю. Ты не смогла бросить человека. Одного. Здесь. Ты не смогла.
Она. Этого мало.
Он. Этого достаточно.
Она. Ну, так я тебя совсем не знаю.
Он. Я хороший. Правда. (Она улыбается сквозь слезы.) Так что телефон ты мне дай, не забудь.
Она. Может, и не пригодится.  Утром тут найдут две статуи.
Он. Не говори глупостей! (Крепче обнимает ее.)
Она. А ты мне рот не закрывай! Что хочу, то и буду говорить.
Он. Горло застудишь.
Она. Смотри, какой заботливый! Ты и вправду такой заботливый или очки набираешь?
Он (гневно). Еще слово...
Она. Ты мне угрожать будешь? Отпусти сейчас же! Отпусти! (Парень крепко ее держит.) Наглец! (Он губами закрывает ей рот.)

Через некоторое время слышен гул остановившейся машины. Он и она стоят неподвижно.

Голос шофера. Эй! Господа влюбленные! Может, соизволите поторопиться?

Он и она выходят из оцепенения, бегут к машине.

Он (радостно). А мне говорили: попутки мужчин не берут!
Голос шофера. Мужчин не берем. А молодую пару отчего ж не взять?

Он и она переглядываются, садятся, уезжают.


Рецензии
Света, прочла впервые в жизни одноактную пьесу своей современницы да теперь ещё и хорошо знакомой мне приятельницы по литературным сайтам.
Избранность к драматургии всегда мне любопытна в писателе, так как сама я вряд ли когда буду этим заниматься - нужен для этого особый взгляд на вещи.
Вести такой долгий разговор двоих да чтобы держать читателя в напряжении - у Вас это здОрово получается. И такой финал бесподобный - так и хочется улыбаться и сижу с этой улыбкой на лице...
Напрашивается вывод: надо верить хорошему в людях. А нынешняя жизнь всё-таки заставляет с бОльшим недоверием относиться друг к другу, увы.
Вижу и главную идею: просто делай добро, и оно притянет к тебе совершенно незнакомых людей, готовых поступить также красиво и по-доброму.

Но мне, как дилетанту в этом вопросе, хотелось бы спросить о некоторых деталях:
1.Догадываюсь, но не совсем понимаю, зачем понадобилась женщина в платке, если ей отведено так мало места?
2. Почему надо пояснить, что она в платке и почему нет каких-то намёков на одежду других двух героев?

И ещё спрошу: исполнялась ли Эта Ваша пьеса на театре, как говорили в прошлом ( или уже в позапрошлом ) веке?

Кира Костецкая   04.05.2012 13:57     Заявить о нарушении
По какому-то ряду ассоциаций мне вспомнилась пьеса А.Вампилова " Свидание":
http://www.vampilov.net.ru/ll-sb-bk-217-p/0/

Кира Костецкая   04.05.2012 13:51   Заявить о нарушении
Большое спасибо за ссылку, Кира! Да, очень интересное выходит сопоставление.
Отвечаю на Ваши вопросы. 1. Женщина нужна для того, чтобы показать другое отношение к людям. Ей не хватило человеколюбия, чтобы, скажем, дать первой уехать девушке, чтобы не оставлять ее наедине с "алкашом".
2. Насчет платка Вы правы. Платок сниму.
3. Нет, в театре не шла. Вообще-то я человек застенчивый. В театры не предлагала, в журнал "Театр" не посылала. Шла эта пьеса у нас на областном радио (я там внештатно сотрудничала) они прочли эту пьесочку в моей книжке и поставили. Правда, мне показалось, что неудачно.
Мне кажется, что и в нынешней жизни лучше относиться к людям с доверием. Если они его не оправдывают, это уже их проблема. Но если отнестись с недоверием к человеку, который его не заслуживает, то это хуже, чем наоборот.
С неизменным доверием,
Света.

Светлана Зайцева-Глибицкая   05.05.2012 01:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Света. Нет, платок оставьте. Это ведь тоже характеристика человека и очень говорящая.
Эх, как хочется доверять людям, как хочется...
Но жизнь так обжигала...
Но пьеса у Вас живая, с живыми характерами, с остроумным диалогом.
Так Вы и Вампилова успели прочесть по мой сноске?

Кира Костецкая   05.05.2012 07:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Кира, за добрые слова.
Да, замечательную вещь Вампилова прочла по Вашей ссылке. Благо, она
небольшая. И с утра не надо было рано вставать.:)
Платок я всё-таки убрала. Я знаю женщин, носящих платки, совершенно замечательных.
Вы правы, жизнь обжигает неоднократно. Что поделать!
Хотелось бы пожелать, чтобы в дальнейшем Вам везло на людей!
С неизменной симпатией,
Света.

Светлана Зайцева-Глибицкая   05.05.2012 15:34   Заявить о нарушении