Биографические записки. Глава 24

Итак,Александр Васильевич--заштатный инвалид второй группы по общему заболеванию.Не по ИБС,а именно по общему заболеванию.Лишнее свидетельство о наплевательском отношении нашего здравоохранения к охраняемым.Пенсия--8300 рублей + надбавки за инвалидность 600+за отказ от лекарств 1600.Итого
получается 10500 деревянных---за 40 лет добросовестной каторги,да-да,я так считаю.Видел и знаю ,кто работал,а кто ходил на работу.Так я воспитан,что не мог относиться кое-как к выполняемой работе.Отсюда
изношенные нервы,инфаркт,и прочие болячки.Таков был Ю.Н.Петров,В.Н.Олин--начальник формовочного цеха,1959 года рождения,перенёсший два инсульта и инфаркт,но пока живой,слава Богу.Мы думали--горы свернём,но были свёрнуты сами.И не в последнюю очередь политической обстановкой в стране.Сердца у нас слишком ранимые--не пережили разрухи…
     Из армии я пришёл в 1969 году, 3 июля был уже дома.В Москве мы расстались  с ребятами , ехавшими
вместе с Дальнего Востока, кроме тех,кому,как и мне ,нужно было на поезд Москва--Орёл.И уже в поезде простились окончательно: на станции Чернь вышел  парень из деревни Бежин Луг,той самой,описанной у
Тургенева,во Мценске вышел я,братья Золкины и Володя Деулин поехали до Орла.Из них только он один прислал мне письмо и фотку в гражданском,остальные канули в Лету.Хотя ,как и при всех расставаниях,
обещали писать друг другу.
     Во Мценске я не поехал сразу домой,дождался открытия военкомата,встал на учёт--и только потом напра-
вился на автовокзал.В полдень я был в Тельчье,попутного транспорта в наши дебри не было,и я пешочком
направился в Касьяново--считалось двенадцать километров всего-то.У Калинеево мне встретился Колька Хвостов.Поздоровались,поболтали ни о чём,разошлись--перед армией у меня были напряжённые отношения с братьями Хвостовыми,с младшим,Витькой я даже дрался.Причину уже не помню--самая пустяковая,
скорее всего,но память осталась .Больше мы не встречались.
    Погода была изумительная:стоял безоблачный тёплый июльский день,солнце щедро поливало всё земное
своими лучами, еле заметный ветерок шевелил придорожные кусты,высоко в небе ,что предвещало хорошую погоду,кружились жаворонки,ласточки. Сердце вырывалось из груди от восторга--я дома! Я дома!
Ещё чуть-чуть,вот уже Калинеево позади,вот и барский сад касьяновский,вот мои любимые липовые аллеи,
что окружали со всех сторон барский сад,вот мощёная ещё помещиками дорога в аллее,вот и моя школа,
цветы в её палисаде--всё как при мне,словно это вчера наша ботаничка Мария Яковлевна с девчатами
заботливо разбила клумбы,постригла кусты жасмина…Всё,я дома…Вот оно,милое сердцу Касьяново…
Боже!Дай мне времени,сил и таланта описать родную деревеньку,её не раз исхоженные холмы,леса,пруды,
её неизьяснимую притягательную силу и прелесть.Так,наверное,любят своих родителей,своих братьев и сестёр,так боготворят любимую женщину.Так я любил и люблю своё Касьяново,каждый его уголок…И так
же ненавижу и до самой смерти не прощу разрушителей,власть негодяев,сотворивших святотатство…
    Пришёл я домой часа в два-три дня.На дворе только бабушка Марфа--увидела,в слёзы.У женщин так--
провожают--слёзы,встречают--тоже.Потом собрались все:Юрка,мама,отец.Вечером отметили встречу,посидели,кажется,кого-то приглашали деревенских.Генка был в армии,в мае призвали.
    Отдохнув с неделю,я запросился к невесте,в Орехово-Зуево.Все годы службы Нина писала письма,
писала,что любит и ждёт--и я поехал…Орехово-Зуево показалось мне большой деревней--в основном одно-
двухэтажные дома,расхлябанные дороги.Спросив,как добраться до улицы Бирюкова,я сел в автобус,который
провёз меня по всему городу.Выйдя на улице,нашёл дом и очень долго ,почти до самого вечера стоял на углу,не решаясь войти.Была даже мысль дёрнуть назад.Но в конце концов осмелился и позвонил.Дома оказалась одна Нина,её мать была на работе.Она тоже смутилась,но не выгнала.Это ободрило.Вечером пришла
её мать,мы посидели,поговорили--я сказал,что хочу навестить брата во Владимире.Нина согласилась меня
сопровождать.На следующий день мы с ней на электричке отправились во Владимир--там в танковой
учебке начинал службу Гена,средний наш брат.Мы сняли квартиру на одну ночь,так как Генку отпустили только назавтра,и то на несколько часов.Встретились,поговорили о службе,он рассказал,что в учебке встретил моего друга Колю Доброва.Странно вяжутся судьбы людские--через какое-то время  мой друг стал
Генкиным сватом-- его дочь Ирина вышла замуж за Генкиного старшего,Лёшку.И сейчас у них уже двое ребятишек,мальчик и девочка.Это спустя три с лишним десятка лет.А Коля ,друг мой ,не порадовался внучатам,умер от цирроза печени.Опять я опередил события…
    А теперь события опередили меня…26 мая 2011 года в полдень примерно умерла мама, милая моя
Ольга Павловна… Так жалко--не выразить словами.Ушёл последний Бородинский столп,пристань,к которой я в любое время мог пристать.Старшим в клане остался я,значит,очередь теперь за мной.Если не считать
Галины,сестры по матери.По возрасту она старше,но по состоянию здоровья  старше ,всё-таки,я.Сейчас,
после похорон мамы,я не в состоянии описывать то,что наметил,поэтому прервусь на какое-то время,если Бог мне его даст.Мать умерла,по словам Генки,тихо и без мучений.Накануне,буквально за неделю-полторы,
она прислала мне перевод(не первый раз уже мама со своей пенсии участницы войны помогала нам материально!),звонила,говорила о неплохом самочувствии.А 26-го встала,как всегда ,позавтракала.Генка с женой
ушли на работу--уехали во Мценск по делам Валиной бухгалтерии.Вернулись в 12 в интернат,где оба работали.Там им сказали,что буквально полчаса назад мать звонила Вале,ничего не сказала.Генка с Валей пришли домой--мать лежала на кровати,рядом книга,которую она читала…Генка пощупал пульс,приложил к губам зеркало--ничего.Да,один глаз был открыт.Генка вызвал « скорую»  ,которой только осталось констатировать смерть. Руки мамы были ещё тёплые…Поневоле возопишь: «Господи!Где Ты?»Неужели человек рождён только для скорбей?!Бедная моя мать…Так и не увидела меня,так и не вырвался я и не приехал к ней,хотя смутно чувствовал--что-то надвигается нехорошее…Несмотря на оптимистические мамины звонки.
Вечно буду укорять себя за то,что не был рядом,не услышал последние её слова.Видно,позвонить мне у мамы уже не было сил…Так же,по рассказам мамы,внезапно умер и отец,Только ночью.Позвал маму,что-то
пытался сказать, торопясь,говорил,говорил,но мама ничего не поняла.Отец вдруг весь покрылся потом,
словно его облили,и отошёл…Было это в ночь на 20 июня 1999 года.До семидесяти пяти лет отец не дожил
четырёх месяцев.Мама же умерла на 88-м  году.Царствие небесное им обоим,самым дорогим людям…
     После такого писать о себе уже  не хочется…Понимаешь--человек--это свечка,на которую только дунь,
и она погасла.Как же краток наш день!Ещё вчера гонял пацан босиком по дорожной пыли,мама ругалась :
«Цыпки заведутся!»А сегодня уже трижды дед,болит всё,что может болеть,и нет мамы,которая всё бы поняла,помогла советом,посочувствовала…Неужели же все люди таковы--что имеем ,не храним,потерявши--плачем?Ну кто или что мешало мне относиться к родителям более внимательно,более ласково?Почему
сейчас мне так хочется обнять и приласкать маму,отца,погибшего брата Юрку?До спазмов в горле так
жаль,что ничего этого уже не сделать.Никогда не сделать…Ведь я же любил всех их,любил бабушек и дедов своих,любил дядей и тёток,а теперь остались мы ,два брата и сестра,да множество двоюродных братьев и сестёр,которые,быть может,уже и не встретятся  никогда…Раньше,когда я был пацаном,такого не было.Вся родня,невзирая на степень родства ,зналась друг с другом,навещали друг друга.Теперь же с родными братом и сестрой встретиться проблематично…По разным причинам.И по состоянию здоровья,но больше по материальным--нет лишних денег,чтобы проехать каких-то 400 километров и купить подарки…
Более того--я не знаю,смогу ли навестить  родные могилы…Рассчитывать могу только на своих детей,
дочь и сына,Лену и Ромку.У них есть свои машины,оба водят,только времени нет ни у кого…У Лены
ответственная работа, трёхлетняя дочка.Именно из-за этой работы она долго не рожала,осчастливила нас с
Ниной к сорока годам.Муж её ,научный сотрудник Института физических проблем,занят этими проблемами
постоянно,почти без  выходных.С девчонкой помогает его мать,ездит в Москву и Нина,когда свахе не можется.Лишь изредка Елена привозит внучку к нам,когда несколько выходных дней подряд…Теперь
Дарья,московская наша внучка,ходит в детский сад,но забот у дочери  не очень-то убавилось…
Относительный отдых у неё только в отпуске,у нас на даче.
  Сын Роман сам уже дважды отец,у него дочки,четырнадцатилетняя почти Саша,трёхлетняя Сонечка.
Он,как и Елена,окончил МИИТ с отличной специализацией--«Мосты и тоннели»,но работал по профилю очень мало--в те времена зарплату ждали месяцами,а у него уже была дочка.Как и вся страна,они с женою переключились на торговлю.Торговали обувью,посудой--и заработали себе на двухкомнатную квартиру,
автомашину.Конечно,и мы все помогали,и квартиры тогда ещё имели божеские цены. Квартиры продавал наш ДСК,а не голодные девелоперы,вздувшие цены  на порядок,и этим погубившие завод.
Теперь Роман,как и большинство орехово-зуевцев,работает в Москве на инженерных должностях,но не по специальности.Чтобы содержать семью,он работает в  двух организациях,дома почти не бывает.Детей его
фактически воспитывает жена Марина,педагог по образованию,воспитательница детского садика,её мама-
пенсионерка и мы с Ниной.
    На похороны мамы мы ездили всей семьёй,кроме внучек.Поездом.Утром во Мценске нас встретил Лёша,
 
Генкин сын, и в восемь утра мы уже стояли у гроба…Предварительно я наелся успокаивающих снадобий,
стоял  и смотрел на милое лицо так,словно происходящее меня не касалось.Женщины плакали.Лицо мамы было почти таким,каким я видел его последний раз,когда они с Геной приезжали к нам в Орехово на его
машине,то есть,год назад.Мы снимались на видеокамеру у нас на даче,и  никто из нас даже мысли не допускал,что это последние наши съёмки--так стабильно бодро выглядела мать.Лишь только после её отъезда в
душе у меня что-то тревожно зашевелилось,но подумалось,что это обычная грусть расставания,как это было со мною всегда,когда я ,уезжая,прощался с родными.Мама и тогда жаловалась на появляющуюся у неё временами аритмию,но была подвижна,оптимистична,даже подбадривала нас,повторяя своё : «Ничего со мной не случится до самой смерти..»И оказалась права--ничего с нею не случилось,кроме…смерти. И я снова и снова корю себя за то,что не оказался с нею в тот момент,когда её сердечко в очередной раз дало сбой.
Кажется мне,что я смог бы помочь маме,смог бы  запустить её остановившееся сердце.Но не судьба…
Похоронили мать на деревнском кладбище за селом,рядом с мужем,сыном и внуком…
В нашей семейной ячейке  потери начались с Юрия,младшего нашего брата.Он моложе меня почти на десять лет.Я  жил в Орехово-Зуево, у нас уже было двое детей,когда Юрка ,окончив восемь классов нашей
Касьяновской школы,не захотел учиться в Тельчье,как мы с Генкой,а приехал ко мне и успешно сдал экзамены в наш строительный техникум.Весь первый курс он жил у нас,а на втором ушёл в общежитие при техникуме--тесновато всё же было в нашей двухкомнатной квартире,да и парень захотел самостоятельности.
Нас он навещал  в выходные.Когда его не было--я бежал в общежитие,узнать,не случилось ли худого…
Сам в те годы учился в институте,по аналогичным предметам помогал  брату.Получив диплом техника-строителя,Юра попросил направление на родину,и уехал во Мценск.Оттуда--в армию.Служил в авиации.
В учебке побывал на Дальнем Востоке,в Спасске,откуда его направили на авиабазу в Чернигов,где он и дослужил свои два года.Точно так же,как и я,почти сразу после армии женился на девушке,только окончившей тельченскую десятилетку.Валя,так её звали,как и жену Геннадия,оказалась очень хорошей женой,именно той,что нужна была нашему непоседливому брату.Родители наши к тому времени жили уже в Тельчье,
а родители Вали оказались их соседями.Они жили в своём доме буквально через дорогу.Соседство,видимо,
и сыграло роль в быстром знакомстве и скорой свадьбе…Юрик устроился на работу в одно из мценских СМУ мастером,жил у родителей,ездил во Мценск на автобусе.Валя жила пока у своих,потом тоже перешла к нашим родителям,частенько навещая своих.Её старшая сестра Галина устроила Валю в Дом быта,в швейный цех ученицей .Там Валентина училась шить шапки.
Мценск в те годы довольно бурно строился.Там возвели целый микрорайон многоэтажек,и в одной из них Юре  выделили двухкомнатную квартиру.К этому времени он уже был прорабом,готовился стать отцом!Родители с обеих сторон только радовались и ,конечно,помогали.Ребята переселились в квартиру,и Валя подарила Юрке сына.Назвали в честь меня,чтобы,как сказала мама,восполнить моё отсутствие…Молодые
родители жили-поживали,маленикий тёзка мой рос очень шустрым ребёнком,как и его отец,и тут Юрка захотел купить машину.Нашли довольно приличную «копейку»,Юрка распотрошил тестя с тёщей,мать с отцом--машина была куплена.Мама мне потом рассказывала,что отец был против машины,говорил Юрке :
«Ты себе гроб покупаешь.»Но потом смирился.Слова его,однако же,оказались пророческими…
5 мая 1985 года Юрка и трое его мастеров что-то отмечали .Они делали какую-то реконструкцию на Мценском спиртзаводе,отмечали то ли окончание,то ли просто выходной.Отмечали долго,до самого вечера.
А вечером в изрядном подпитии сели в Юркину машину и неизвестно,зачем,поехали в Тельчье.Скорее всего,это была Юркина идея--навестить родителей…Примерно за год-два до этого была проложена вполне приличная автотрасса Мценск--Болхов,до Тельчье можно было доехать минут за пятнадцать.Под  парами Юра
разогнался  километров до 130  в час…И на довольно безобидном пологом правом повороте проехал  …
прямо.Дальше--кювет,удар,несколько оборотов--и всё.Юра,по заключению врачей,умер почти мгновенно.
От удара о руль внутри  оторвалось всё в грудной клетке.Трое ребят сидели на заднем сиденьи,все остались живы,лишь один из них отделался переломом бедра.Это случилось в одиннадцать вечера.Изо мценского ГАИ родным позвонили часов в восемь наутро.Около десяти мне на работу позвонила жена.В тот же день мы вчетвером поехали на похороны…Так на чужом для нас кладбище в Тельчье появилась первая  могила
касьяновского клана Бородиных.Первая,потому что когда умерла бабушка Марфа Сергеевна,переехавшая в
Тельчье с  моими родителями,её по традиции похоронили рядом с дедом,в Хвощёво.И теперь мы туда добираемся лишь на вездеходе племянника Алексея,сына Генки.Это километров пятнадцать   в сторону от всех дорог,в глушь,сегодняшнюю глушь…Мы--внуки,я и Гена.Будут ли навещать могилы родичей правнуки--
этого я утверждать  не могу…
  Летом 1999 года рядом с младшим своим сыном лёг отец,Василий Михайлович.Снова мы приезжали всей семьёй.Стояла удушающая жара.Гроб с телом отца несли на руках. Остановились на краю села,возле
братской могилы  солдат,погибших,освобождая  эти края в 43-м.Женщина,председатель местного совета ветеранов войны,сказала несколько слов об отце как о бывшем фронтовике,как о бывшем члене их общества,
как о бывшем работнике совхоза…Странно и неприятно это было слушать:о бывшем…За долгие годы  я
хоронил многих людей:соратников по работе,товаришей по дому,ореховских родственников жены.Говорил сам,слушал других,но когда слушал об отце--было не по себе.Скорее всего,эта процедура не требует лишних слов,даже хвалебных --здесь уместно только слово священника…Теперь это доступно,и слава Богу.  Это
вносит относительное умиротворение в душу скорбящего…А ведь в старинные времена всё это было в порядке вещей.Отнюдь не глупыми людьми были наши предки.Тёщу мою Елизавету Федотовну  отпевали
в  единственном действующем тогда,в 1982 году,в Орехово-Зуево храме.Маму  в прошлом,2011 году,
священники отпевали дома у брата,где она скончалась.А в текущем,2012 году в Тельчье начались службы
в восстановленном храме,и самое деятельное участие в приближении этого события  принимала сестра  моя
Галина.Это  то немногое,благодаря чему у меня затеплилась надежда на перемены ,если и не на материальные,то хотя бы на духовные…

Храм в селе Тельчье.Фото--Е.Борисов.2012г.


Рецензии
Александр! случайно забрела на Вашу страничку - и оказалось, встретила родную душу. Я родом из Брянска. Училась в 1965-1969 годах в Орловском пединституте. Кстати, на одном потоке с Зюгановым. Где сейчас он, а где мы?
Пишите хорошо, слог лёгкий. Вам всяческих благ и здоровья.Елена

Лена Пчёлкина   04.09.2012 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо,Елена.Если прочтёте ещё несколько глав,то узнаете,что и мне знакомы стены Орловского пединститута,примерно в те же годы.Но педагогом я не стал,по разным причинам.Земляка же своего не знаю и знать не хочу.Тоже по вполне определённым причинам,которые по мере сил излагаю в своих записках.Спасибо ещё раз за добрые пожелания.Естественно,и Вам хочу пожелать всяческих успехов и процветания.С уважением--Александр.

Александр Бородин   06.09.2012 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.