Медведь

Печёрские медведи, по заключению учёных, самые агрессивные из всех других. Это объясняется тем, что зима в тех краях самая длинная. В берлоге все лапы отсосёшь, весны дожидаючись. Описаны случаи как ранней весной, когда снег уже сходит, а трава ещё не зазеленела, медведи и на людей бросались. Не считая, конечно, тех случаев, если самим человеком нападение не спровоцировано: либо раненый был неудачливым охотником, либо это из берлоги рано выгнанный шатун.

Летом же, когда буйно зеленеет и цветёт печёрская тайга, медведь не опасен. Однако ружья и патроны с пулей мы с собой прихватили. Как-то спокойнее так.

В первый раз с медведем мы встретились в верховьях Подчерема перед прохождением болота с экзотическим названием Чимба. Хотя уже до этого много свежих следов медвежьих видели.

А дело было так. Сделали мы днёвку в старом полуразрушенном бараке геологов, построенном ещё в двадцатые годы. В прохладной комнате, где ни комаров, ни оводов надоевших нет, отсыпались мы за всю прошедшую неделю. Закрытые окна нам сумерки создавали, то есть имитация ночи в какой-то степени. Проснулся я и с удивлением смотрю на Славку, который на стенку лезет и что-то внимательно у потолка рассматривает. Оказалось, что потолок и стены оклеены старыми газетами тридцатых годов. Мы с интересом последовали Славкиному примеру.

Вскоре, почувствовав голод, Лёнька, Мерзляков и я отправились к перекату за хариусами. Стоим по колено в воде и удочки закидываем. На овода берёт, и неплохо. Только вот складывать пойманную рыбу некуда. Я за голенище сапога приспособился было класть. Вдруг сзади шум. А там, выше по течению Боря Мерзляков стоял. Лёня – ниже меня на таком же расстоянии. Оборачиваюсь и вижу: Боря с ножом в зубах, в руках удочка и несколько хариусов зажаты, по воде бежать старается, мычит и глазами назад показывает. Когда приблизился, нож в руки взял, хоть и хариуса одного выпустил. И рассказывает:

- Рыбачу, а сзади шум какой-то. Смотрю, а там медведь тоже в воде стоит, правда, без удочки. Рванулся я к вам, а медведь вон за те кусты ушёл! – и показывает на кусты, которые нас от дома отделяли.

Мы, конечно, струсили дальше рыбачить. Ружья-то в доме остались. Боком, боком - и к дому. Ружья в руки, и с опаской назад к реке, вроде как рыбачить дальше. А медведь рядом за кустами чавкает и не уходит. Стрелять мы не решились, коль он такой смирный, но рыбачить дальше интерес пропал. Косолапый мишка ещё долго рядом околачивался: кряхтел, пыхтел, но к нам никакого интереса не проявлял.

За перевалом, в верховьях Щугора, я ещё раз с медведем столкнулся. Река ещё мелкая была, силы не набрала. Мы по очереди шли по берегу пешком. Я с ружьём как-то далеко вперёд ушёл. Наших не видно и не слышно. Вдруг забеспокоился я: вроде как не один в этом месте. Повертелся туда, сюда - никого. Зарядил на всякий случай патрон с картечью. Смотрю, рядом дерево с корнями вывороченное лежит. А корневище вместе с землёй бугорок метра в два высотой образует. «Сверху-то может лучше обзор»,- подумал я. И с разбегу на этот холмик-то и взлетел. И тут же из-под него медведь со всех ног к лесу кинулся. Только треск стоит. Открыл я рот от изумления, а про ружьё даже и не вспомнил в тот момент. Медведь-то, наверное, из любопытства за мной следил, спрятавшись за корень. А я, видно, почувствовал этот взгляд, и кинулся как раз на него. Ну и дал же он стрекача. А у меня потом только коленки задрожали.


Рецензии