Бишка и Поисковая экспедиция

    Однажды теплым летним вечером Бишка был в гостях у своего друга, полосатого тигренка Тигга. Зверята сидели в пещере тигренка и пили свежий березовый сок, который принес им Косматый Тигр, папа Тигга – убежденный вегетарианец. Когда-то давно из-за своих убеждений папа Тигга был вынужден даже покинуть Хищный лес и перебраться в Солнечный. Конечно, в любом другом месте тигр не смог бы обойтись без мяса, ведь тигры – хищники, но Солнечный лес на то и Солнечный. Здесь еще и не такое возможно!
   Вечернее солнце заглядывало в пещеру, раскидывая по всем ее углам розовые отблески, которые рисовали на стенах причудливые узоры.
   Зверята молчали.
- О чем ты думаешь? – неожиданно спросил Тигг.
   Бишка ответил не сразу. Он отодвинул копытцем берестяную плошку с соком, пробормотал что-то и только потом сказал:
- О разных вещах, но больше всего я думаю о папе. Я очень соскучился. Он вместе со стадом ушел в длительный переход уже так давно. Где он? Где мой брат Йохо? Ведь они ушли вместе...
- Вернутся, - попытался успокоить друга Тигг. – Мне-то хорошо: и мама, и папа круглый год дома. Не то, что у тебя. Но я тебя понимаю. Однако наберись терпения, должны же они когда-нибудь вернуться домой!
   Бишка вздохнул:
- Понимаешь, я очень волнуюсь. Несколько дней назад прилетала Сорока. Она рассказала, что лосиное стадо возвращается. Мне кажется, что они давно должны были бы быть здесь… но их нет… Может, что-то случилось?!
- Если бы я был на твоем месте, - проворчал Тигг, - то, не раздумывая, отправился бы на поиски.
   Глаза Бишки оживленно заблестели, но тут же погасли:
- Я ведь не знаю, где находится стадо, мне их не найти… И мама тоже беспокоится.
- Поиски для того и существуют, чтобы находить то, что неизвестно где находится, - глубокомысленно заявил тигренок.
- Значит, я отправлюсь на поиски! – решил Бишка. – Надеюсь, мама меня отпустит. Она вообще-то все мне разрешает.
- Я пойду с тобой, - сказал Тигг, – вдвоем веселее. Мне-то точно разрешат, папа всегда говорит, что самостоятельность важнее всего.
- Тигги, ты настоящий друг, - сказал лосенок, - а теперь бежим скорее ко мне!
   Когда друзья прибежали на Большую поляну, Красавица Лосиха готовила ужин. Выслушав планы Бишки и Тигга, она немного удивилась:
- Сынок, стоит ли? Ты ведь не знаешь, где стадо. Как ты собираешься его искать?
- Ничего, - невозмутимо ответил Бишка, - порасспрашиваю лесных жителей, кто-нибудь, наверняка, видел лосей. Большое стадо трудно не заметить.
- Бишка, я буду беспокоиться о тебе! – строго сказала лосиха.
- Не надо, мама, я не пропаду, - попытался успокоить ее лосенок.
- Он не пропадет, - подтвердил Тигг. – Тетя Лосиха, отпустите Бишку. Я обещаю, все будет хорошо!
- Ну, если ты обещаешь, - вздохнула лосиха. – Ладно, я согласна. Идите, ищите. Только будьте осторожны и поскорее возвращайтесь.
- Спасибо, мамулечка, - обрадовался Бишка.
   На следующее утро друзья отправились в путь.
- Давай зайдем за Стрелочкой, - предложил Бишка. – Вдвоем хорошо, а втроем еще лучше, еще веселее будет.
   Тигг согласился, и они пошли к домику белочки. Стрелочку зверята застали играющей перед домом.
- Привет! – поздоровался Бишка. – Мы с Тигги идем искать моего папу. Ты пойдешь с нами?
- Конечно, пойду, - тут же отозвалась Стрелочка. – Только у мамы отпрошусь, - и она скрылась в доме. Появившись вновь через несколько минут, она весело объявила: - Теперь идемте! Жаль, что наш друг заяц Убегайка не сможет пойти с нами. Он гостит сейчас у бабушки.
- Ничего, нам и втроем скучно не будет, - заверил ее Тигг.
   И трое друзей бодро зашагали вперед по тропинке.
- Наш Солнечный лес такой красивый, - сказала Стрелочка, оглядываясь по сторонам.
- Да, - согласился с ней Тигг, - у нас красиво в любое время года.
   Солнечный лес, действительно, очень красив. Здесь растут самые разные хвойные и лиственные деревья. Летом в лесу господствуют все оттенки зеленого цвета. Шелестят на ветру светлые листочки берез, отражаются в прозрачной воде Быстрой речки темно-зеленые осины и клены, орешник протягивает вверх к солнцу свои разлапистые ветки. Из густых зарослей темных кустов застенчиво выглядывают нежно-зеленого цвета молодые елочки. Старые сосны и изумрудно-зеленые ели с одобрением смотрят на них, чуть шелестя иголками. Они обсуждают с серебристыми тополями будущую жизнь зеленой детворы.
   Еще есть в лесу одна очень старая Береза. Она многое пережила за свой долгий век. Однажды в эту березу попала молния и расщепила ствол почти до половины. Одна часть ствола нагнулась к земле, образуя навес, а вторая закрутилась причудливой спиралью. Благодаря какому-то чуду Береза выжила и зеленеет по сей день.
   А какие цветы красуются на полянах Солнечного леса! Больше всего здесь синих колокольчиков, которые нежно перезваниваются в вечерней тишине, блестят на солнце голубые глазки незабудок, иногда попадается желтый львиный зев. По берегам Быстрой речки весной распускаются оранжевые купальницы и фиолетово-сиреневые фиалки, а на воде Небольшого-но-очень-глубокого пруда живет красавица Белая лилия, похожая на прекрасную звезду, покинувшую небо.
   А небо над лесом высокое-высокое, и в нем летают бесчисленные птицы.
- Куда мы направимся? – спросил Бишка, когда они прошагали уже довольно приличное расстояние.
- Хороший вопрос, - согласился Тигг. – К тому же нам просто необходимо знать, какие опасности могут поджидать нас на пути. Здесь недалеко живет мой друг, совенок Совик. Он может нам помочь, потому что часто летает по лесу, многое видит и слышит.
- Тогда давайте пойдем к нему! – воскликнул Бишка. – Может быть, он знает что-то о папе и обо всем стаде?
   Как друзья решили, так и сделали. Вскоре они подошли к дому совенка – самому  высокому дереву во всем Солнечном лесу. Тигг аккуратно постучал лапой по стволу:
- Совик, просыпайся! Мы пришли за советом.
   Из дупла показалась взлохмаченная голова совенка.
- Привет, это я, Тигг, - сказал тигренок. – Вылезай! Тут мои друзья – Бишка и Стрелочка.
- Привет! – сказал Совик и вылез из дупла на ветку. – Всем привет! Рад вас видеть. Говорите, что пришли за советом?
- Да, - подтвердил Бишка, - я ищу своего папу и хочу знать, где он. Ты можешь чем-нибудь помочь?
- Не знаю, - Совик задумался. - Может быть.
- И еще, - добавила Стрелочка, - мы должны иметь представление об опасностях, которые нам встретятся.
- В том, что они встретятся, я не сомневаюсь, - проворчал Тигг.
   Совик встрепенулся.
- Кажется, я придумал, - сказал он. – Сейчас у меня гостит мой дядя. Он прилетел из Леса Синих гор и что-то такое рассказывал про стадо лосей. Только я не помню, что именно.
- Так зови скорее своего дядю, - нетерпеливо рыкнул тигренок.
- Подождите немного, мне надо его разбудить, - невозмутимо ответил совенок.
   Совик скрылся в дупле, и друзья услышали его голос:
- Дядя Филя! Дядя Филя! Просыпайтесь! Мне надо с вами поговорить! Дядя Филя!!!
   Тут раздалось какое-то бормотание, и через минуту из дупла высунулся большой и лохматый филин. Посмотрев на зверят, он проухал:
- Это вы, молодежь, мне спать мешаете?
- Извините нас, пожалуйста, - попросила Стрелочка. – Но нам очень-очень нужно поговорить с Вами.
- Вы не видели моего папу, Большерогого Лося? - спросил Бишка.
- Ладно, так и быть, - филин выбрался из дупла. Чем смогу – помогу. Большерогого Лося, говоришь? Я видел какое-то стадо за Синими горами, когда пролетал там неделю назад.
- Ура!!! – закричали в один голос зверята. – Это они! Мы отправляемся туда!
- Не спешите радоваться, - остановил их дядя Филя. – Я знаю, что в Лесу Синих гор живет страшный Волк. Он съедает всех, кого встретит на своем пути!
- Мы что-нибудь придумаем, - уверенно сказала Стрелочка, вспомнив о том, как они прогнали из Солнечного леса коварную и злую Лису.
- Конечно, придумаем, - подхватили Бишка и Тигг.
- Дело ваше, - ухнул филин, - но, боюсь, таким маленьким зверятам, как вы, сложно будет справиться с этим Волком.
- Спасибо Вам, дядя Филя, - сказали зверята. – И тебе, Совик, спасибо. Спасибо за все! Не волнуйтесь за нас, все будет хорошо!
- Всегда рад помочь, - ухнул совенок и, немного помолчав, добавил: - Вы все-таки поосторожнее там!
- А я опять спать пойду, - заявил дядя Филя и скрылся в дупле.
   Еще раз попрощавшись с Совиком и поблагодарив его, друзья зашагали к Синим горам.
   Лес Синих гор совсем не похож на Солнечный лес. Деревья здесь стоят молчаливые и задумчивые. В лесу так тихо, что можно услышать, как падают еловые и сосновые иглы, а в воздухе витает что-то непонятное и тревожное.
   Когда зверята вошли под сень угрюмых деревьев, то как-то сразу примолкли. Это получилась само по себе.
- Мне здесь не нравится! – заявила Стрелочка.
- Мне тоже, - согласился с ней Тигг.
- И я чувствую себя не в своей тарелке, - сказал Бишка. – Но нам нужно идти вперед. Я должен найти папу. Вы ведь со мной?
- Конечно! – ответили ему друзья хором.
   Так, разговаривая, они подошли к большой пещере. Перед входом валялись перья птиц, клубки шерсти, а кое-где и кости. Увидев все это, Стрелочка мелко задрожала и спросила:
- Случайно, не здесь ли живет Страшный Волк?
   Не успела она договорить, как в глубине пещеры послышался леденящий душу вой, и через несколько секунд из нее выскочил огромный волчище, который, казалось, был даже больше папы Тигга – Косматого Тигра. Он был таким страшным, что друзья, не раздумывая, бросились бежать. Волк за ними.
- Я больше не могу бежать! – задыхаясь, прокричала Стрелочка. – Я сейчас упаду!
- Прыгай скорее ко мне на спину, - посоветовал Бишка.
   Когда белочка выполнила совет, Бишка и Тигг побежали еще быстрее. Через несколько минут они выскочили к краю большого оврага. Тигренок, не задумываясь, прыгнул.
- Я боюсь! – воскликнула Стрелочка. – Я упаду!
- Нет времени на страхи, - решительно сказал Бишка. – Волк – страшнее! Держись крепче, прыгаем!
   И они прыгнули, а волк остался на другой стороне оврага. Он побоялся перескочить. Сердито щелкнув зубами, волчище пробормотал:
- Все равно я вас съем! Никуда не денетесь!
- А это мы еще посмотрим! – крикнули ему зверята и побежали вглубь леса.
- Уф! Еле спаслись, - проворчал Тигг. – Если бы не овраг, худо бы нам пришлось.
- Да, - подхватила Стрелочка, - и как же нам перебраться через горы, не угодив в пасть к этому волку?
- Ничего, придумаем что-нибудь, - заверил друзей Бишка. – Мы должны напугать волка, как напугали когда-то Лису. Помнишь, Стрелочка?
- Помню, - ответила белка, - но как мы его напугаем? Волк все-таки не Лиса. Волк намного страшнее! И злее!
- Надо подумать! – устало сказал лосенок.
   И друзья стали думать. Они думали целый день до самого вечера и все следующее утро. Придумали много чего интересного, но ничего подходящего к случаю.
- Придумал! – неожиданно крикнул Тигг - так неожиданно, что Бишка и Стрелочка вздрогнули - и бросился в чащу.
- Куда это он? - спросила белочка.
- Не знаю, - удивленно ответил лосенок.
   Через несколько минут Тигг вернулся. Он тащил в зубах старое ржавое ружье. Сначала лосенок и белка взирали на него с изумлением, а потом запрыгали от восторга.
   Тигг положил ружье на землю и хмыкнул:
- Я вижу, что вы все поняли. Кого больше всего боится волк? Конечно, охотника! Если кто-нибудь из нас изобразит охотника, то мы сможем напугать злодея.
   Стрелочка немного подумала и сказала:
- Охотником буду я, потому что только я умею ходить на задних лапах. Но мне нужна шапка, чтобы волк не узнал меня.
- Будет тебе шапка, - пообещал Бишка. – Бежим в деревню!
   Когда друзья прибежали на деревенский луг, то увидели там мальчика-пастушонка, пасшего овец. На голове у мальчика была серая шапка.
- Как раз то, что надо, - прошептала Стрелочка.
- Хорошо, что мальчик спит, - сказал Бишка. – Я смогу подкрасться и снять с него шапку.
- Но это ведь нехорошо! – возмутилась белочка.
- Зато его овцам потом не будет угрожать Страшный Волк, - возразил лосенок. – К тому же, мы можем отдать потом шапку птицам, а они отнесут ее обратно хозяину.
- Ты прав, так и сделаем, – успокоилась Стрелочка. - Давай, действуй!
   Бишка тихонько подошел к спящему мальчику и взялся зубами за край его шапки. Пастушок пошевелился во сне, и друзья со всех ног бросились в лес.
- Получилось! – выдохнул Бишка, кладя свою добычу на траву. – Вечером узнаем, что у нас получится дальше…
   Друзья дожидались темноты. Стрелочка примерила свой костюм, немного походила на задних лапах, потренировалась правильно держать ружье и осталась довольна.
- По-моему, похоже, - сказала она.
   Стемнело, и Бишка сказал:
- Теперь в путь!
   Зверята подошли к жилищу волка, и Стрелочка прошептала:
- Спрячьтесь, он не должен вас видеть.
   Бишка и Тигг спрятались среди камней, а белочка храбро подошла к пещере и запрыгнула на один из валунов у входа, чтобы казаться повыше.
   В это время волчище проснулся и решил отправиться на ночную охоту. Он потянулся, вылез из пещеры и вдруг увидел Стрелочку.
- Лапы вверх! – испуганно, но твердо крикнула она. – Стрелять буду!
   Спросонья волк не разглядел, кто перед ним. Он и впрямь поверил, что это охотник. Волчище не сообразил, что охотник не стал бы ни о чем предупреждать зверя, да ему и некогда было разбираться. И волк со всех лап бросился бежать.
   Стрелочка облегченно вздохнула. Ей было очень страшно, но она сделала все, что могла.
- Теперь путь свободен! – сказал Тигг. – Стрелочка, ты молодец!
- Ты очень храбрая, - поддержал его Бишка.
   И все трое пошли по извилистой тропинке, ведущей в Синие горы.
   Синие горы. Это величественные гиганты кажутся страшными и волшебными одновременно. Они так высоки, что многие облака останавливаются на их склонах, а меж хребтов ночует озорной ветер. Горы недаром получили свое название. Вечером, в то время, когда солнце еще не скрылось за горизонтом, а на небе уже появились первые звезды, в то время, когда над землей расстилается туман, окутывая все вокруг – в такое время горы кажутся ослепительно-синими, а на их остроконечных вершинах блестит снег.
   Зверята шли целый день, а к вечеру увидели небольшую поляну. Трава на ней была сильно объедена.
- Это бывшая стоянка лосей, - определил Бишка. – Скоро я увижу папу!
   На следующее утро на одном из горных склонов друзья увидели стойбище зимовщиков. Бишка знал от папы, что это люди, которые издавна живут в окрестностях Синих гор вдали от населенных мест и иногда разводят лосей, чтобы использовать их для своих хозяйственных нужд. Некоторые лоси даже не против поработать у зимовщиков, ведь те кормят их и оберегают от непогоды, но лосиное стадо, возглавляемое Большерогим Лосем, слишком любит свободу, чтобы согласиться служить человеку. Жаль только, что люди не понимают язык лосей, из-за чего порой возникают неприятные ситуации.
- Надо бы подобраться к ним поближе и разузнать о них все, - сказал Бишка, который чувствовал, что люди и звери в очередной раз не смогли понять друг друга.
- Зачем? – спросила Стрелочка.
- Не знаю, вдруг понадобится, - ответил лосенок, встревожено принюхиваясь к запахам, доносившимся из стойбища.
   На ночь Бишка, Стрелочка и Тигг устроились в небольшой пещере. Тигренок и белка сразу уснули, а лосенок о чем-то задумался. Среди ночи лунный свет заслонила чья-то тень, и в пещеру просунулась голова с большими рогами. Бишка еще не успел испугаться, как узнал своего брата Йохо. Тот вошел в пещеру, и Бишка разбудил своих друзей.
- Что случилось? – спросил Тигг.
- Это Йохо, мой брат, - радостно пояснил лосенок. – Йохо, что произошло? Где папа? Почему вы не возвращаетесь домой? И как ты оказался здесь?
- Я пришел рассказать вам обо всем, - ответил молодой лось.
- Но как ты нас нашел? – удивился Бишка.
- Я встретил филина Филю, - сказал Йохо. - Он рассказал, что маленький лосенок со своими друзьями отправился в Синие горы искать своего папу, Большерогого Лося. Я понял, что это ты и поспешил разыскать вас. Дело в том, что папа и почти все стадо попали к зимовщикам. Лосей держат в загоне. Люди хотят, чтобы мы работали на них, а мы никак не можем объяснить им, что не хотим этого делать.
- Ой, какой ужас! – воскликнул Бишка. – Я так и знал, что надо обследовать стойбище зимовщиков. Йохо, а ты-то как оказался на свободе?
- Я схитрил, - пояснил Йохо. – Я притворился, будто очень болен, и люди отпустили меня в лес. Они испугались, что в стаде начнется эпидемия из-за больного лося.
- Ясно. И что же нам теперь делать? – Бишка с надеждой посмотрел на брата.
- Бишка, тут вся надежда на тебя и твоих друзей, - ответил тот. - Загон, в котором держат лосей, огорожен двумя заборами. В первом на калитке есть засов, и я бы мог его открыть, если бы не внешняя изгородь. В ней калитка вообще не закрывается, но проход такой узкий, что я не могу туда протиснуться. Я пробовал. У меня не получается, а ты, наверное, сможешь. Если бы удалось открыть загон, то опрокинуть внешнюю изгородь не составило бы труда. Она совсем хлипкая, в отличие от внутренней!
- Я попробую, - сказал Бишка и, повернувшись к Тиггу и Стрелочке, спросил: - Вы мне поможете?
- Не задавай глупых вопросов, - возмущенно ответили те хором.
   Утром друзья пробрались к стойбищу. Спрятавшись в кустах, они осматривали загон. Он был очень большим, и его охраняли два зимовщика. Около них бегал серый длинноухий осел.
- Мы должны как-то перехитрить охранников, - сказал Йохо. – Надо отогнать их от загона.
- Кажется, я знаю, что делать, - промурлыкал Тигг, ухмыльнувшись в усы.
   Йохо кивнул, Тигг тихонько подобрался поближе к изгороди и громко рявкнул. Длинноухий осел испуганно затрубил и бросился в сарай, служивший складом.
- Эй! Куда! – крикнул один из зимовщиков.
- Держи его! – подхватил другой. – Он же там все перебьет!
   Оба человека бросились за ослом.
- Скорее! – крикнул Йохо. – Бишка, открывай загон!
   Протиснувшись в узкий проход, лосенок подбежал к калитке и, поднявшись на задние ноги, стал одним копытцем стучать по засову. Засов не поддавался.
- Не получается, - в панике крикнул Бишка.
- Ну, попробуй еще, - растерянно просил Йохо. - Скорее!
- Зимовщики возвращаются, - ахнула Стрелочка.
   В этот момента калитка, наконец, открылась.
- Бегите! Бегите отсюда! – крикнул Бишка лосям, а сам побежал прочь.
   Дружно ударив по внешней изгороди, большие лоси опрокинули забор и устремились в горы.
- Бишка! Бишка! Люди совсем близко! – позвала Стрелочка.
- Я здесь! – отозвался лосенок.
- Лоси убежали! – крикнул зимовщик. – В погоню!
- Я вам сейчас такую погоню устрою! – рявкнул Тигг, выскакивая навстречу.
- Тигр?! – испуганно воскликнул зимовщик и, не оглядываясь, бросился прочь. - Тигр!!! Помогите!
- Уносим ноги, - сказал Тигг друзьям. – Нас они поймать не должны.
   И зверята вместе с Йохо, что есть духу, помчались вслед за лосиным стадом. В глубине гор все остановились. И тут Бишка увидел папу.
- Папа! – радостно воскликнул он. Наконец-то я тебя нашел!
   Отец и сын были счастливы снова видеть друг друга.
- Я не мог вернуться домой, - виновато сказал Большерогий Лось. – Мама, наверное, беспокоится?
- Да, - вздохнул Бишка, но тут же просиял, - но теперь все хорошо, и мы можем возвращаться!
   Большерогий Лось повернулся к Стрелочке и Тиггу:
- Спасибо вам, что выручили нас. Если бы Йохо не нашел вас, мы всю оставшуюся жизнь провели бы в неволе.

*  *  *
   До Солнечного леса добрались почти без приключений, если не считать того, что то один, то другой лось все время терялись. Но это обычное дело для большого стада, тем более что всех нашли.
   Дома друзей с нетерпением ждали мамы и, конечно, друзья, которые уже успели соскучиться по отважным путешественникам: барсук Маша, медвежонок Топтыжка, заяц Убегайка и собачка Розочка. Все были очень довольны, что снова собрались вместе.
- Бишка, - сказала Розочка лосенку, - у нас тут знаешь, что было?! В соседнем лесу поселился Волк! Все сначала испугались, что опять будет как с Лисой, но он никого не обижает… Представляешь?
- Да, - подхватил Убегайка. – Он теперь добрый, помогает всем!
- И представь себе, стал вегетарианцем! – добавил Топтыжка. – Косматый Тигр учит его теперь всем премудростям, которые знает сам.
   Маша же, посмотрев на отважную троицу, застенчиво сказала:
- Мне кажется, здесь не обошлось без наших хороших знакомых.
- Здорово мы его напугали, - хихикнула Стрелочка.
   В Солнечном лесу вновь воцарились мир и покой.
 


Рецензии