Символика чисел в романе Ф. М. Достоевского Идиот

Опубликовано в: Национальная идентичность и гендерный дискурс в литературе XIX-XX вв.: Материалы международных исследований / Отв. ред. Е.Н. Эртнер, А.А. Медведев. Тюмень: Печатник, 2009. с. 32-36.


СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» (кн. Мышкин и Настасья Филипповна)


Наука о Достоевском развивается по своей внутренней логике. Это развитие связано с притяжениями внимания исследователей к тому или иному тексту писателя. В последние годы таким центром притяжения стал роман «Идиот». Все возрастающее число работ посвящено именно этому «самому загадочному» из романов Достоевского. Интерес к роману не случаен, так как сейчас актуален вопрос о том, может ли «положи¬тельно прекрасный» человек устроить «рай на земле»? Этот вопрос заставляет пристально вглядываться в структуру романа в поисках интерпретации, адекватной авторскому замыслу, который все больше утрачивает первоначальную очевидность и беспроблемность своей основной интенции [Касаткина 2001: 5].

С точки зрения числовой символики роман «Идиот» еще не был предметом изучения. В этом аспекте рассматривались романы «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»: Е.В. Ветловская [Ветловская 1971], С.В. Белов [Белов 1984], В.Н. Топоров, Л. Даунер.

Представления о священных свойствах числа и числовых отношениях возникли в глубокой древности. С тех пор те или иные конкретные – отмеченные особым смыслом, знаменательные, символические – числа являются существенным, порою важнейшим элементом мировой культуры – архаической, античной, средневековой и Новой. О великом значении числа в мировой цивилизации писал Т. Манн в романе «Иосиф и его братья»: «Он узнал чудо и тайну числа, число шестьдесят, число двенадцать, число семь, число четыре, число три, божественность меры и до чего все на свете было согласно и сообразно, так что приходилось только удивляться и благоговеть перед этой великой гармонией».
 
В архаичных традициях числа могли использоваться в ситуациях, которым придавалось сакральное, «космизирующее» значение. Тем самым числа становились образом мира и отсюда – средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций. По мнению В. Н. Топорова, мифопоэтическая роль числа в явном или неявном виде показательнее всего выступает в тех культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа. Согласно ему, все объекты (особенно сакрально значимые) связаны друг с другом определённой системой иерархических отношений, которая обычно легко переформулируется и в плане творения («как это возникло») [Топоров 2000: 629].

В Древнем Китае классификационная функция числа была четко определена в мифопоэтической традиции, несмотря на то, что целый период существовали нумерологические спекуляции, которые фактически не были связаны с архаичной числовой семантикой. Чжай-Шень (1187-1230) утверждал, что следование числу даёт человеку понимание вещей и их начал, числа и вещи же неразрывно связаны друг с другом и образуют континуум, не имеющий начала и конца [Топоров 2000: 629].

Системы священных чисел, сложившиеся в древнегреческой, древнееврейской и других древних культурах присредиземноморья, были частью усвоены, частью переосмыслены и в целом получили новое мистико-символическое содержание в учении христиан [Кириллин 2000: 17]. Функцию цифр выполняли и буквы алфавита, использованного в III-II веке до нашей эры при создании списков книг Ветхого Завета, – буквы так называемого еврейского квадратного письма [Кириллин 2000: 19].
 
При первом же знакомстве с Мышкиным читатель узнает его возраст: «...молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи…» [Достоевский 1973: 6]. Этот возраст не только физический, но и духовный: «26/27» означают метания между хорошим и плохим, т. к. «26» в сумме образует «8» (по Пифагору, символ гармонии, число божественного правосудия), а «27» в сумме образует «9» – символ низшей, физической, природы человека [Шейнина 2001: 356]. Эта числовая символика подчеркивает двойственность образа главного героя.
 
В купе поезда Мышкин, отвечая на вопрос Парфёна Рогожина, рассказывает о своей четырехгодичной жизни и лечении в Швейцарии: «Отвечая, он объявил, между прочим, что действительно долго не был в России, с лишком четыре года, что отправлен был по болезни, по какой-то странной нервной болезни, вроде падучей или Виттовой пляски, каких-то дрожаний и судорог» (6). В эзотерике число «четыре» – число очищения, чистоты и страдания, так как страдание – единственное средство очищения [Рошаль 2003: 32]. Страдая от болезни князь, очищается. Это подтверждается и тем, что «4» – число ограничения в физическом плане, а князь все четыре года жил, словно заключенный, в одной деревушке, никуда не выезжая.

Во время первой встречи князя с Епанчиными у них возникает беседа, при этом Лизавета Прокофьевна характеризует князя: «А князь найдется, потому что князь чрезвычайно умен и умнее тебя по крайней мере в десять раз, а может, и в двенадцать» (49). «12» – одно из ключевых сакральных чисел в мировой культуре. В христианской традиции – 12 апостолов, 12 врат и камней в основании Нового Иерусалима, 12 дней празднования Рождества (святки). «12» соотносилось с образом народа Божия (12 колен Израиля и 12 апостолов), – с образом человечества, обновленного благовестием о спасении в Сыне Господнем (Церковь) [Кириллин 2000: 30]. В еврейской традиции число «12» также имеет важное значение: 12 плодов Древа Жизни, 12 драгоценных камней в нагруднике Аарона. В исламе – 12 имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня [Рошаль 2003: 45]. Таким образом, в данном контексте число «12» выражает духовное совершенство князя Мышкина. Символика числа «12» присутствует и других эпизодах романа: «Насчет жизни в тюрьме можно и не согласиться, – сказал князь, – я слышал один рассказ человека, который просидел в тюрьме лет двенадцать; это был один из больных у моего профессора и лечился» (51); «Был уже двенадцатый час» (169).

Настасье Филипповне – «двадцать пять лет» (26). Семерка, образуемая в сумме датой ее рождения, – совершенство, уверенность, безопасность, покой, обилие, восстановление целостности мира, синтез, а также девственность и число Великой Матери. Теологи называют число «7» «истинно святым числом»(1), так как число «7» – это соединение числа «3», символизирующего божественное совершенство (догмат о Святой Троице)(2), и числа «4», числа мирового порядка; следовательно, само число «7» является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением [Белов 1984: 96].
 
Повествуя о жизни Настасьи Филипповны до приезда в Петербург, автор замечает: «Ровно через четыре года это воспитание кончилось» (35). Это время соотносимо с лечением заграницей Мышкина (страдание, очищение, замкнутость). В средневековом христианстве четверка считалась символом мира и материальных вещей и знаменовала собой статическую целостность, идеально устойчивую структуру [Кириллин 2000: 30]. В пифагорействе четверка означает совершенство, гармоничную пропорцию, справедливость, землю. Но это еще и число ограничения в физическом плане (подавленность, закрытость, заточение). Четырехчленную вертикальную структуру семантически (мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты) можно противопоставить горизонтальной структуре, связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения («на все четыре стороны») [Белов 1984: 52]: «Князь стремглав бросился к подъезду, где все рассаживались на четырех тройках с колокольчиками» (148). Символика числа связана со стремлением Настасьи Филипповны избавиться от положения содержанки и любовницы.

Обратившись к князю Мышкину на дне своего рождения, Настасья Филипповна восклицает: «Я десять лет в тюрьме просидела, теперь мое счастье!» (143). Христиане признавали за десяткой значение совершенного числа, причем сокровенно выражающего единство Божественного и материального начал [Кириллин 2000: 31]. «10» – это число завершения путешествий и возвращения в исходную точку. После 10 лет, которые Настасья Филипповна жила под присмотром, она смогла обрести свободу.

Рассматривая роман «Идиот» в контексте числовой символики, прежде всего в русле христианской традиции, мы обнаруживаем, что главные герои романа имеют свой набор числовых символов, которые глубже раскрывают и освещают их образы. Символика числа у Достоевского является средством психологического анализа, с помощью которого раскрываются глубины внутреннего мира героя, его метафизика.

Примечания

(1) Магическое число «7» характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев – братьев (ср. «Семь братьев», «Семь Симеонов» и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке и т. п. [Топоров 2000: 630]. Семерка была связана с учением о свойствах Духа Святого (7 дарований Духа) и с христианской этикой (7 добродетелей и 7 смертных грехов), потому знаменовала собой высшую степень познания Божественной тайны и достижения духовного совершенства (7 таинств, 7 ступеней премудрости, 7 недель великого поста); ее использовали в качестве символа вечного покоя и отдохновения, которые наступят вместе с концом мира [Кириллин 2000: 29].

(2) «3» открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число. «Тройка» считалась числом Божественной Троицы, тринитарная сущность которой отображена в триадности вещественного мира (небо, земля, вода и т. д.), а также – числом человеческой души. «3» – не только образ абсолютного совершенства, превосходства, но и основная константа мифопоэтического макрокосма и социальной организации [Топоров 2000: 630]. Тройка символизировала все духовное и потому оказалась причастной ко многим таинствам, что констатировал Августин Блаженный [Кириллин 2000: 28].

Литература

1. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1984. 235 с.
2. Ветловская В.Е. Символика чисел в «Братьях Карамазовых» // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. М., 1971. Т. XXVI. С. 139-141.
3. Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1973. Т.8. Далее ссылки даются по этому изданию в тексте с указанием в скобках страницы цитирования.
4. Касаткина Т.А. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых. М., 2001. С. 60.
5. Кириллин В.М. Символика чисел в литературе Древней Руси (ХI-ХVII вв.). СПб., 2000. 320 с.
6. Рошаль В.М. Полная энциклопедия символов. М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2003. С. 52
7. Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М., 2000. Т. 2. С. 629-631.
8. Трессидер Д. Словарь символов. М., 2001. С. 415-416.
9. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.


Рецензии
Уважаемый Александр, читая произведения Достоевского, я никогда не думал о том, что и этой (казалось бы) малости – числам, он уделяет внимание и помогает внимательному читателю заглянуть в символику чисел. Спасибо за Ваш анализ.

Геннадий Дик   20.01.2013 18:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.