Правдивая история о Святополке. Эпизод 109

5 мая 2012 года

Немного предыстории:

Отношения с Болеславом Предславы складывались непросто.

Отдельной главой в жизни княжны Предславы стали ее отношения с польским королем Болеславом Храбрым. Исследователи выдвигали разные причины, почему Болеслав в 1018 году так обошелся с Предславой. Звучали политические причины, например, желание Болеслава оскорбить Ярослава, сделав наложницей его любимую сестру, однако большинство историков сходятся в том, что поведение Болеслава объясняется личными причинами — некоторое время назад король уже сватался к княжне, но получил отказ.

Титмар Мерзебургский, описывая это, говорит, что Предслава отказалась отвечать на предложение Болеслава, потому что он стал «толст и склонен к прелюбодейству» (цитаты из Титмара помещает в своей работе Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2–3. С. 193, 195, 197–198). У польского хрониста Мартина Галлуса Карамзин находит сведения, что Предслава была исключительно умна, благовоспитанна и хороша собой, потому Болеслав и стал свататься к ней (Карамзин. С. 198).

Современные историки пытались определить дату, когда Болеслав мог свататься к Предславе. Исходя из сведений В.Н. Татищева (основанных на хрониках Титмара и Галла Анонима) о прибытии в 1014 году в Киев польского, чешского и венгерского посольств, делают вывод, что именно тогда Болеслав мог прислать послов к княжне ( Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2–3. С. 193, 195, 197–198.). Другой точки зрения придерживался историк-славист В.Д. Королюк, который считал, что польский король мог свататься к Предславе не ранее 1017 года, после смерти своей жены Эмнильды. Возможно, он мог свататься к Предславе во время того самого похода 1018 года, но, получив отказ, взял ее силой. Историк А.В. Назаренко говорит, что в источниках нет точной даты смерти Эмнильды, поэтому пишет, что сватовство могло состояться между 1013 и 1018 годами.

Интересным выглядит заявление Титмара, согласно которому в Киеве была сыграна свадьба Болеслава и Предславы, однако это едва ли может быть правдой, так как хронист упоминает, что свадьба состоялась в Софийском соборе, который в то время еще не был построен. Есть версия о том, что Болеслав захотел вернуть Предславу домой, обменяв ее на захваченную в плен дочь (он вел с Ярославом переписку об обмене пленными), но Ярослав отказал, не желая усиливать позиции Святополка.

Жизнь плеснула на горячую сковородку своего синильного яда:

Над Киевом, матерью городов Русских пролетает вражеский самолет и сбрасывает подарок – дырявые алюминиевые ложки, на которых написано: «Иван, возвращайся домой. Я скоро приду». Теперь союзники уже «дома».

Народ с цветами и флагами вышел встречать победителей. Народ в расписных вышиванках. На подносах хлеб-соль. Искать спасения самому от этого «цирка». Упорство. Упрямство. Твердолобость. Не имея никаких шансов. Закрепиться хотя бы за один чердак. Временщики. Халифы на час- одно появление которых вызывает омерзение, от которого чешется кожа до красноты и ссадин.

Вот они какие, победители! Которых оккупантов обезумевший люд и городская знать встречали как своих. Вывесили оба флага. Болеслав свой и флаг Святополка. Как союзники. Стали демонстрировать -такая дружба взасос, что не разлей вода. Два сапога пара! Что между ними мышь не проскочит. Должны были символизировать между собой такое единение, единодушие, единогласие такую крепкую спайку, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что у  них могут быть какие- то расхождения и различия во взглядах.

Учитывая исключительный статус Анастаса в руководстве церковью, есть возможность предположить, что именно его имеет ввиду Титмар Мерзебургский, упоминающий о некоем киевском "архиепископе" в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени архиепископ встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу Мудрому (впрочем, есть версия, что имеется в виду митрополит Иоанн Киевский, хотя последний стал Киевским митрополитом уже после смерти Святополка, в 1019 году).


Рецензии