Галопом по европам. Глава 3. Финляндия и Швеция

Часть 1. Граница на замке, а ключ у сторожа в кармане

   Началось всё с опоздания. Нет, не с моего. Я, подгоняемая и напутствуемая своим малахольным семейством, примчалась на пол-часа раньше и пришлось сидеть в зале ожидания Витебского вокзала. Автобус отходил не от "Октябрьской", как в прошлый раз, а от Загородного. Вобщем, автобус опоздал. Если учесть, что в тот вечер на "Петровском" играли "Зенит" с "Динамо", то объяснение опозданию напрашивалось само собой.
 Так что вместо заявленных 23-30 он объявился почти в полночь. Пока расселись, пока отметились... Вобщем, поехали. Гид, скажу сразу - была замечательная. Очень добросовестная, образованная интеллигентная тётка. НО меня её голос просто убаюкивал))) Я под её рассказы засыпала. Вот и в этот раз она принялась что-то вещать... и я "выпала из контекста"... и проснулась уже на границе. На нашей. Заспанный погранец проверил у нас наличие загранпаспортов и мы проехали вперёд ещё метров 200 - к таможенному терминалу. Где стали наглухо. Перед нами было ещё то ли 10, то ли 11 автобусов. Это не считая легковушек, фур и так далее, стоявших в отдельной очереди. А что вы хотели? Майские - народ дружно ломанулся в соседнюю Финляндию "погулять-развеяться". Маленькая и гордая страна тихо ахнула... Но было уже поздно. А вот дальше было не смешно. На границе мы простояли часов 8. То-есть - всю ночь. Да, удалось поспать. Но! В автобусе была жуткая духота. Вентиляция, как оказалось, работала только во время движения. В мозгу тут же возникли кадры из какого-то старого фильма про войну - потопленная фашистами подлодка и в ней задыхаются наши подводники... Вот именно на них мы и походили в тот момент. А ведь предупреждали на работе! Насчёт очередей на границе. НО! В моём случае всё, как всегда, упиралось в проклятые деньги! Я искала самый бюджетный вариант. А самый бюджетный вариант был как раз такой - на автобусе до Турку, а дальше - на пароме. И обратно так же.
     Наконец, когда уже совсем рассвело, мы прошли границу, затарились в "дьюти-фри" и понеслись в сторону Хельсинки. По совести сказать, - мы там должны были быть, самое позднее - в 8 утра. Прибыли почти в 12. По финскому времени. Оно отстаёт от нашего на 1 час. Кстати. Если кто поедет из Питера в Хельсинки через Выборг и, соответственно, Торфяновку-Валимаа, то между Хаминой и Хельсинки будет заправка системы АВС. Не останавливайтесь там в туалет! Он там ужасен! Лучше в Хамине на той же АВС остановитесь. Или уже до Хельсинки терпите.Ну, или в "Шайбе" в 5 км. от границы на финской стороне.
 
   В Хельсинки пребывание, естественно, сократили до минимума. Гид спросила, кто останется на обзорную, а кто пойдёт гулять самостоятельно. Я, естественно, пошла сама - город я уже знала более-менее. Центр, во всяком случае. И набралось нас таких пол-автобуса. Я первым делом на вокзал двинула - в "Форекс" - деньги поменять. А там интересная выставка, посвящённая Финским Железным дорогам.В этот раз, без снега, финская столица выглядела куда симпатичнее. Но и количество всяких бомжей, побирушек и прочих маргинального вида личностей тоже увеличилось. На Эспланаде они сидели через каждые 100 метров. Кто просто просил подаяние, кто играл на музыкальных инструментах. А наглые какие! Чуть ли не за руки хватают! Я таких наглых побирушек у нас в Питере видела только в одном месте - у Смоленского кладбища.
 
     Поменяв деньги, я двинула дальше, в сторону Эспланады.
 Один такой мигрант, судя по всему, выходец из Южной Европы, сидел на Эспланаде недалеко от моего любимого магазинчика сувениров и играл на аккордеоне что-то смутно похожее на "Тёмную ночь". Перед ним стояла, прислонённая к чехлу от инструмента, куда он собирал деньги, большая фотография формата А4, на которой было запечатлено его весьма многочисленное семейство. Я притормозила и он тут же показал мне, чтобы я бросила ему денежку. Я бросила несколько центов.Там же, на набережной, я зашла в ещё один сувенирный магазинчик - там было полным-полно мумми-троллей! Магазинчик так и назывался "Мумми-Тролли". Вообще по всей Скандинавии - во всяком случае - в Финляндии и Швеции - самые бренды - это мумми-тролли и викинги.
 
   Поелику из-за стояния на границе наше пребывание в Хельсинки сократилось, то на Сеурасаари - в музей деревянного зодчества, я не попала. Зато во всю оторвалась в Стокгольме, на Скансене. Но об этом позже. Вообще же, пусть и беглым взглядом глядя, но поняла я одну мысль. Причём давно уже. Ни мы не хуже, ни они не лучше нас. В каждой избушке свои погремушки и у каждого свои тараканы в башке.
   
   Перед тем, как отпустить нас в Хельсинки гуляти, гидесса строго-настрого наказала нам не опаздывать.
- Ждём не более 15 минут! - сказала она нам на прощание.
 В итоге они сами опоздали на 10 минут. А дальше мы погнали в Турку, где опять же должна была быть обзорная экскурсия и погрузка на паром в Стокгольм.
 
   Турку был основан шведами в 12 веке во время Первого Крестового похода на "язычников-финнов". Всего походов было три. И шведское название Турку - Або. А точнее - Обо. Потому что название пишется через такую шведскую букву - "А" с кружочком наверху. И она читается как [O]. Попутно с основанием города-крепости шведы рьяно крестили язычников-сумь - предков нынешних финнов в католичество. И Кафедральный собор в Турку был изначально построен как католический, но после Реформации стал лютеранским.
 Турку мне понравился гораздо больше, чем Хельсинки и я бы с удовольствием в следующий свой приезд осталась бы тут на пару дней. Город так и остался шведским по духу и по языку.
   Не смотря на весь христианский лоск скандинавы сохранили в своих душах двоеверие так же, как и мы, русские и с удовольствием празднуют Вальпургиеву ночь, которая как раз пришлась на время нашей поездки. У них это, считай, государственный праздник. А ещё - нам разрешили войти внутрь собора. Я знала, что там будет всё другое, но что настолько другое... особенно поразили женщины-священники. Дело в том, что апостол Павел запрещал женщинам служить и учить.
    Турку - первый город на территории Финляндии. Вообще - все финские города основаны шведами. До шведского завоевания у финнов не было городов. Итак, я уже сказала, что Крестовых походов на финнов было три. В первом были основаны Або(Турку) и Выборг. Во втором - Провоо(Борго).
Что же до отношений между двумя нациями, до сих пор живущими в Финляндии, то они больше напоминают отношения русских и украинцев - не устают друг про дружку анекдоты сочинять. Или, вернее, поляков и украинцев. Поляки считают наших "небратьев" чем-то вроде папуасов, которым они принесли "цивилизацию".
 
   Кроме Кафедрального собора вторым заметным зданием в Турку являлся замок в пяти минутах езды от порта. Но в замок мы не попали. был понедельник, а это - международный выходной во всех музеях. так что пришлось ограничиться прогулкой вокруг замковых стен. Но я обязательно приеду сюда ещё раз.
   
    В Стокгольм нам предстояло плыть на "Селии-Европе". Большинство пассажиров составляли, как нам показалось, - финские и шведские мамаши с детьми. Надо сказать, у скандинавов абсолютно другой подход к воспитанию детей. Такое впечатление, что они своих отпрысков вообще не воспитывают и детки творят, что хотят, абсолютно не обращая внимания на взрослых. Типо - "растят свободных личностей". Только "свобода" эта, прямо скажем, граничит с откровенной вседозволенностью. Наши мамани, глядя на распоясавшихся чад, уже давно бы призвали их к порядку. А то и по попе бы шлёпнули... И в школах, во всяком случае - в шведских - оценки не ставят класса до 8-го. Я не знаю, хорошо это, или плохо, но когда умного никак не отличают от дурака...
   
   Наконец мы погрузились и поплыли. На всех паромах "Селии" есть традиция - каждого пассажира при вступлении на борт фотографируют. Потом фото можно выкупить за 10 евро. Я подумала - ну нафиг! 10 евро у меня не лишние, так что пускай сами на мою рожу любуются за такие деньги.

     Я немного погуляла по парому, поснимала закат с палубы, навестила "Дьютик", но бессонная ночь на границе и напряжённый день с переездами дали знать и я, приняв душ, завалилась "в люлю". А вот мои соседи по каюте до 4 часов ещё на дискотеке зажигали! Двужильные, однако.


Рецензии