Зинаиде Можейко к ее первому юбилею

Выступление на симпозиуме*) в ее честь

Дорогие можейкофилы и зинолюбы, позвольте считать наш собрание фольклористов симпозиумом – в исконном, древнегреческом понимании смысла этого слова. Впрочем, по-другому считать нам никто и не позволит. Итак, сообщаю тему своего научного доклада:

«ВЛИЯНИЕ РЕНЕСАНСНОЙ ФИГУРЫ З.Я.МОЖЕЙКО НА  ВОЗРОЖДЕНИЕ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Удивительно, что до сих пор не подытожено значение деятельности нашей Зинаиды на таком уровне, чтобы даже физик-нелирик понял. Этот доклад – первая попытка, первый грошик в копилку моржеведения и зинаидознавства.

Так что же она сделала такого, что об этом все говорят?

Во-первых: она выяснила, что не только на календарь нужно поглядывать, когда поешь календарные песни, но еще и в свою метрику. Потому что не всякий возраст песне к лицу. По-научному это у нее называется «возрастная циклизация песенного репертуара».

Во-вторых: она доказала, что песни в народе (я цитирую) «пяюцца абы-калi, але нiколi – абы як». Этим, кстати, народная песня отличается от профессиональной. Так что когда раскопаешь многовековые пласты, отведешь в сторону накипь современных влияний – увидишь чистую криницу, вызывающую жажду не только у композиторов.

В-третьих: она подошла к фольклору как к полезному ископаемому, которое нужно отыскивать и откапывать. И накопала столько, что смогла составить карту полезных ископаемых из прошлого белорусской культуры.

К сожалению, научная честность даже в юбилейном докладе не позволяет мне обойти недостатки этих карт. Они же безнадежно устарели! И З.Я. непосредственно в этом виновата. Зачем же было наши белорусские песни вывозить в фильмах и грампластинках за границы республики? Теперь вот карты белорусских напевов придется составлять заново, охватывая весь мир за пределами Беларуси.

Во всем этом есть еще один подтекст, который, не знаю даже, стоит ли озвучивать… А, ладно! Правду ведь не скроешь. Да и отношение к ренесансной фигуре она (правда) имеет непосредственное. Зачем тебе, Зинаида, всемирная слава? Серьезному творцу она ведь ни к чему. “Быть знаменитым – некрасиво”, сказал Б.Пастернак, отказываясь от Нобелевской премии. Но не так, к сожалению, смотрит на это наша юбилярка. И вот что в результате получается: одно неудобство и недоразумение.

В самом деле, вот вам разговор двух участников Международной фольклорной конференции в Белграде:
-- Послушай, Энрико, что я только что узнал: оказывается, в Беларуси есть своя Академия наук!
-- Темный ты человек, Джонни. Там же сама Можейка работает.
-- Что ты говоришь? Так она там, конечно, президент?
-- Точно не знаю. Скорее всего, рядовой академик. Она, по ее книгах-статьях судя, больше любит работать, чем руководить.
-- А кто же там президент?
-- Какой-то физик. Фамилия незнакомая, не запомнилась.

Комментарии, как говорят, излишни.

В заключение своего доклада вношу предложение: пусть сама юбилярша споет нам щедровку от имени всех нас, которых она сегодня собирается накормить и напоить!
Еще 2 слова, прежде чем поблагодарить вас за внимание. Передаю нашей юбилярше, как говорится, при свидетелях, ее персональные биоритмы, рассчитанные на 2 года вперед. Там красными звездочками отмечены дни, особенно пригодные для успешной защиты докторской диссекртации. Пусть, Зиночка, твои физические, эмоциональные и интеллектуальные ритмы чаще встречаются в положительной фазе! Прошу сказанное считать тостом и единоустно за это выпить!

(1984, перевод с белорусского).


Рецензии