Пейзаж в романе и пейзаж в кармане. реплика

   ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ И ПЕЙЗАЖ В КАРМАНЕ

             (реплика) 

    С незапамятных времён в литературе, точно так же как в живописи, был самостоятельный пейзаж – от нескольких строк до размаха в полнеба. И всегда на фоне пейзажа – даже при отсутствии такового – проступает душа художника.  Достоевский, например, вообще не замечал пейзажа – один голимый камень Петербурга. Шукшин всегда писал с оглядкой на кинематограф – оператор снимет. Зато у Шолохова пейзаж выступает как один из ярких и самобытных  героев.
Никакой пейзаж нам с потолка не падает – не надо обманываться понятием «вдохновение», которое древние люди относили к области легкого помешательства. Любой пейзаж рисуется всем естеством поэта или прозаика. Пейзаж в стихах Есенина – кипящая стихия. Пейзаж    у Пастернака – прохладный, добротно  сколоченный.
Взгляд на пейзаж находится в прямой зависимости от устройства глаза художника. Пейзаж можно увидеть, как видит его Треплев у Чехова – бутылочное стекло блеснуло лунной ночью на плотине, вот и вся любовь к природе. А можно разрисовать пейзаж на полстраницы и на страницу – как это делали Гоголь, Шолохов, Тургенев, Толстой. На восприятие пейзажа – кроме устройства глаза – влияет глубина и широта чисто физического дыхания автора. Так, например, чахотка Чехова диктовала рваное, короткое дыхание текста. А богатырское здоровье Шолохова позволяло размахнуться –  широко и далёко...
    Что же касаемо до современных авторов, тут мы видим не просто уход от пейзажа – паническое бегство. Надо ли говорить о прозаиках, если даже поэты, увенчанные Нобелевской премией, выдают нам такие перлы: «Бессеребряной сталью мерцало крыло, приближаясь к луне. И чучмека в папахе рвало и текло это под ноги мне». («Мне» - это Бродскому). И вот такая блевотина всё шире и шире растекается нынче по страницам нашей литературы. И это у многих уже не вызывает брезгливости – принюхались. А если у автора встретится многокрасочное описание пейзажа – ну его к черту,  пропустим, как пропускали в школе подобные страницы. 
Душа человека очерствеет – мы скоро совсем закатаем её, упакуем в бетон и асфальт. Вот почему нам становится скучно смотреть или читать спокойные пейзажи. У нас уже потребность в том, чтобы природа вставала на дыбы – взрывалась и горела. И это, к сожалению, относится к пейзажам не только литературным, но и музыкальным, живописным.
    Если раньше был пейзаж в романе – цветистый, вольный, то теперь это какой-то «пейзаж в кармане», что-то вроде нюхательного табака: достал, понюхал и чихнул на это дело…
    И далеко не каждый современный автор находит в себе мужество и силы заниматься «не популярным» пейзажем.  И только редкий читатель сегодня может по достоинству это оценить.

 


Рецензии
Ох, как все это верно!

Андрей Вдовин   03.08.2013 20:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.