Манси махум. Мир, вызванный гагарами

/*Все переводы мансийского мифа о сотворении мира показались мне ущербными чуть менее, чем полностью, посему было принято решение последовать старому доброму совету - "Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам". Здесь представлена небольшая статья, содержащая удобоваримый (на мой, разумеется, взгляд) перевод-пересказ этого самого мифа и небольшие заметочки о самом народе Манси махум. ТЧК. */

Давно это было.

На Севере русском племя жило, называло они себя вогуны или манси махум - народ манси. Охотой, оленеводством промышляли манси, земледелием да скотоводством. Рыбу ловили - острогами, сетями, ручьи перегораживали запрудами... Волшебные вещи делали они из бесценного сибирского кедра - резная посуда, корневатики - корзинки-плетушки из плетеного кедрового корня, мебель, на которой были парящие орлы, и казалось, что видно, как ветер играет их перьями, мифические ящеры да медведи... Жили манси в небольших, но уютных берестяных чумах, покрытых у оленеводов оленьими шкурами, традиционных русских избах и срубных домах, зачастую с земляной крышей.

Поклонялись манси духам-покровителям да предкам, почитали медведей, устраивая яны пике - "большие пляски" - медвежьи праздники. И были на праздниках этих ритуальные танцы да пение, обряды захоронения костей медведя, призванные возродить его, как мать-медведица завещала, яркие представления с тряпичными куклами, трапезы да спортивные состязания. Весь народ принимал участие, от мала до велика радовались люди, да славили духа Медведя.

И вот...

Рассказывали шаманы - Сибирь эту необъятную, да и мир этот Светлый муж-отец создал. Но лишь вода да туман были вначале, ни земли сухой, ни деревьев раскидистых, ни жизни. И вот однажды сын Светлого мужа-отца, обходя в который раз в воде мир, окутанный густым туманом, задумался - а не смог бы он создать такой холм тундровый, чтобы тот смог его выдержать. Задумался он, а затем плюнул в туман. И появился холм тундровый, где и стал Светлый мальчик ночи коротать, да время проводить.

Но все чаще и чаще мимо холма проносился черный кто-то, раскачивался да копьем тряс. Чертом оказался этот кто-то, он то погружался глубже в воду, то вновь всплывал и улетал, подхваченный диким ветром. И вот потерял терпение Светлый мальчик, достал он из кармана двух дочерей своих - гагар с игольчатыми клювами - и попросил что-нибудь сделать. Бросились гагары на черта, раздирать его стали на части, да и убили. И вновь задумался Светлый мальчик - хотел он дать земле подняться, если бы отец его не рассердился. И страшно ему было и интересно.

Да и не страшно вовсе.

Сказал он гагарам - "Дочери мои с игольчатыми клювами, нырните на спор, кто достанет землю живую, кто мир живой достанет, а кто вызовет мертвый мир". И нырнули они. Долго плутали под водой гагары, а Светлый мальчик их на холме ждал, долгие ночи коротая. Год прошел, два прошло... И вот, на исходе седьмого года, вынырнула первая гагара и поведала, как проснулась в мертвом мире. Вскоре всплыла и вторая гагара, отряхнулась она, и там, где отряхнула она свои крылья, каменистая земля появилась. Улыбнулся тогда Светлый мальчик и пошел к отцу, рассказать, что птица его мертвый мир из-под воды вызвала.

Выслушал его Светлый отец-муж и сказал, что мертвый мир он давно задумал, а если бы не задумал его - не было бы места для подрастающих мальчиков и девочек. Так не хватило бы им места под сенью раскидистых деревьев, не нашли бы они еды и питья, друг дружку стали бы они резать, да пожирать.

Снова задумался Светлый мальчик. Плюнул он на землю мертвую, слюна высыхать стала, твердеть и вот, превратилась в волосатого червя, змею волосатую, а когда с неба шел дождь и капли воды попадали на ее дрожащее от сильного ветра тело, змея росла. От талой воды, от дождевой воды росла змея, росла и выросла она размером с человека да и стала человеком. И жить начал тот человек. Бродить по миру, охотиться. Пищу да питье себе добывать.

И вот однажды повстречалась ему женщина Ерш. Поведала она ему, что земля черная раскололась на две части, и из трещины родилась она, и что сам человек появился на свет из слюны Светлого мальчика. Обняла его женщина Ерш, рванула на себя, прижалась всем телом.

Поженились они.

Но трудно жилось им - юркой была женщина Ерш, ловкой, грациозной, а тело мужчины было покрыто корой древесной, неповоротливым был он, медлительным. И вот сказала ему однажды женщина Ерш, чтобы пошел он в лес да отыскал дерево трехлистное, маленькое, величиной с пуговицу. Послушал свою женщину человек, отправился в лес. Нашел нужное дерево и видит - на нем три ягоды растут. Тут же съел он две из них, а третью домой принес. Как только съел он те две ягоды - кора, которая сковывала его тело, отпадать начала, а стоило ему последнюю съесть - так и вовсе отпала. И так хорошо ему стало - тело ловкое, сильное, быстрое. Засмеялся человек. Улыбнулась женщина Ерш.

Долго жили они вместе. Говорят, от них и пошел народ мансийский, да и вообще все люди на Земле.

И вот, даже сейчас, когда часть народа манси приняла православие и славит Иисуса, в деревнях да поселках небольших все еще живет традиционный шаманизм, и почитаются традиции предков. А развитая мифология их да богатый фольклор и обряды передаются от поколения к поколению. Живы медвежьи праздники. Живы вековые устои.

Вот так и живут манси - по заветам Светлого мужа-отца, духа матери-медведицы и предков.

04.05.2012


Рецензии