Юрий Назаров

Грани и кадры

Убедителен во всем. С одной стороны, идеальный тип человека из толпы, с другой - ярко индивидуален. Ненарочитая простота при сильном интеллекте, исключительная самоотдача с глубинной порядочностью. Всё это вопиет даже чисто внешне. Способен ваять образы на контрасте, на стыке добра и зла, как тот же чекист-оборотень  Шлёнов («Трактир на Пятницкий»).

Помню, одно время заладили: зритель запомнил Ю. Назарова как папашу «Маленькой Веры». Эвон, какие вывелись у нас умельцы ярлыки подшивать - в меру собственной памяти и, простите, ума.

А что, разве до «Папаверина» его беглого политкаторжанина Губина из «Земли Санникова» не запомнили? Или Великого князя в «Андрее Рублеве» Тарковского не знали (за 23 года до «М. Веры», между прочим)?

Или, быть может, «Кавказского пленника» Жилина не удосужились посмотреть?

А ыли ещё «Не ставьте лешему капканы», «Прощание славянки» - и все до нашумевшего фильма В. Пичула.

Отдельная песня – главные роли Юрия Назарова в ни на что не похожей кино-реальности режиссера Николая Гусарова: «Покушение на ГОЭЛРО» (1986), «Команда 33» (1987), «Лошади в океане» (1989), «Молодой человек из хорошей семьи» (1989), «Кошмар в сумасшедшем доме» (1990), «Казачья быль» (1999).

Юрий Владимирович поздновато получил «народного». Понятно. Человек он беспокойный, неравнодушный, в общем, как теперь говорят, неудобный. Ну, куда это? И кому это понравится? - правду-матку режет в глаза, под чужой язык смиренно не заглядывает, может и в ухо вломить.
 
А если серьезно, не меньше, чем дар артиста, в Назарове привлекает искренность, неподкупность, верность и надёжность. Творческий и гражданский окоп Юрия Назарова - на самой передовой линии фронта, а кулак налит свинцом без пули. Он вечный воин одной позиции, с которой не отступит, не свернёт, не пригнётся и под шквалом модных переоценок.

Это всем известно. Да не всем  приятно то, что Назаров твёрдо и прямо отстаивает ценности и принципы. Вечные, незыблемые. Они почему-то не всегда совпадают с «общечеловеческими». Наверное, потому что - просто человеческие. Наверное, благдаря этому, Назаров и в современном кино не растворилсяи, не обмяк, а плодотворно работает и, хотя по-прежнему занят на ведущих ролях, планку держит высоко и достойно хранит верность нравственному кредо. С другой стороны, его авторитет, его ни с кем не сливающаяся харизма, его, наконец, "русский народный тип", коему безоговорочно верит и симпатизирует зритель, слишком востребован, чтобы от него отмахнуться из-за несовпадения идейных пристарстий!

Здоровья и той же дозы таланта, жара, достоинства и ума!

Родился 5 мая 1937 года. Заслуженный артист РСФСР (1984).
Народный артист России (2005).

Среди лучших ролей в кино: Новиков («Последние залпы» 1960), Никола-Пётр («Непрошенная любовь» 1964), Фадейцев («Баллада о комиссаре» 1967), Миронов («Антрацит» 1971), «Сохатый» («Даурия» 1971), Уханов («Горячий снег» 1972), тренер Широков («Зеркало» 1974), лесник («Происшествие» 1974), Жилин («Кавказский пленник» 1975), казак Трифон («Долг» 1977), Баев («На новом месте 1978), Белов («Антарктическая повесть» 1979), старшина Акимыч («Александр маленький» 1981), капитан Суворин («Давай поженимся» 1982), Олег Иванович («За синими ночами» 1983), Шишкин («Очень важная персона» 1984), Пётр («Земля моего детства» 1986), Сорокин («Возвращение» 1987), участковый («Вход в лабиринт» 1989).

Кадр из фильма «Андрей Рублёв»


Рецензии
вот "Землю Санникова" сразу вспомнил, а "маленькую Веру" - так совсем нет!
прочитал с интересом. Пол

Пол Унольв   05.05.2012 16:41     Заявить о нарушении
И ВЕРно поступили -насчёт воспоминаний!

Владимир Плотников-Самарский   05.05.2012 19:22   Заявить о нарушении