C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Японец

Шел 1946-й год. Отцу дали отпуск, и он вместе с нами поехал на Урал к матери в город Кочкарь Челябинской области. С 1937-го он там не был. А тогда, после окончания войны, шла демобилизация. Солдаты возвращались домой, ехали чаще всего в товарных поездах. Такие поезда назывались почему-то «пятьсот-веселыми».

Вот в такой вагон «пятьсот-весёлого» сели и мы. Ехали с длительными остановками, но весело. В городе Чите стояли очень долго. Я вышел погулять на привокзальную площадь. Там работали пленные японцы. Мостили булыжниками площадь. Редко вокруг стояли часовые.

Один из японцев приблизился ко мне. Показывая на камень, спросил, как называется.

- Камень – ответил я. Он достал из кармана огрызок карандаша и замусоленную записную книжку и записал.

- А это? – затем он показал на лом.

- Ты что, шпионом хочешь быть?- с возмущением воскликнул я, воспитанный войной и всей своей короткой жизнью.

Он внимательно посмотрел на меня и на ломаном языке заговорил:

- Мальсика, война – это ненормально, это плохо. Мы соседи. Мы будем жить, как соседи, и торговать. И для этого я хочу знать русский язык. Мы будем жить дружно.

В это время подошёл часовой и разогнал нас. Но слова японца я запомнил. И, может быть, впервые задумался об этом. Лёжа в вагоне на нарах, я осмысливал, что такое война, зачем она, если можно жить в мире, как добрые соседи.

И этого японца и его слова я запомнил на всю жизнь. Интересно, выжил ли тот пленный японец, и что с ним потом стало?


Рецензии